Доклад на тему:Первоначальная-практическая деятельность учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида


ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Доклад на тему:
« Первоначальная – практическая деятельность на уроках ручного труда, для приобретения личного опыта, как основы обучения и познания учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида»
Назарова Т.М.
2015г
Слайд 2
В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретает всё большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков в области общетехнического, профессионально-трудового обучения и хозяйственно-бытового труда.
Как и другие учебные дисциплины, трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида, решает задачи всестороннего развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие детей.
Слайд 3
Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам с ограниченными возможностями здоровья профессиональное образование, которое необходимо для работы по определенной специальности.
Ручной труд - начальное звено общей системы трудового обучения, одно из действенных средств умственного, физического, нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Первый этап трудового обучения осуществляется в 1—4 классах. На данном этапе у школьников формируется первоначальный трудовой опыт. Дети приобретают первоначальные трудовые навыки и умения, овладевают доступными для них приёмами работы с бумагой, картоном, тканями и другими материалами. К специфическим задачам этого этапа относятся: изучение индивидуальных трудовых возможностей школьников информирование у них готовности к деятельности в мастерских профессионального обучения.
Материал, собранный учителем при изучении индивидуальных трудовых возможностей детей в 1—4 классах, позволяет с большей степенью вероятности прогнозировать успешность последующего обучения выбранной профессии.
Исходя из всего вышесказанного, трудовое обучение в младших классах необходимо рассматривать как пропедевтический (предварительно обучающий) период подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья к овладению навыками профессионального труда. Обучающиеся на уроках ручного труда должны освоить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который необходим им для дальнейшей социальной и трудовой адаптации.
Слайд 4
Программой предусмотрены несколько видов труда.
работа с глиной и пластилином
работа с природными материалами
работа с бумагой и картоном
работа с текстильными материалами
работа с проволокой и металлоконструкторомработа с древесиной
В новых учебниках представлен перечень изделий, которые предлагаются для изготовления учащимися на уроках. В 1—4 классах уроки трудового обучения проводятся два часа в неделю. Количество часов для работы с тем или иным видам материала в каждой четверти учитель определяет самостоятельно.
Включение в программу трудового обучения разнообразных работ с различными видами материалов позволяет школьникам с ограниченными возможностями здоровья приобрести знания об их свойствах, значении, способах обработки, а также научиться выполнять красивые, полезные вещи. Одной из главных задач трудового обучения в младших классах является формирование и закрепление общих трудовых умений и навыков.
Слайд 5
К элементам учебной деятельности относятся ориентировка в задании, планирование работы, самоконтроль, оценка результата. Овладение данными умениями представляет большую трудность для обучающихся, но именно данный предмет при соответствующем содержательном и методическом наполнении может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий по СФГОС. В то же время сформированность данных умений и навыков имеет первостепенное значение для эффективного осуществления их трудовой деятельности и успешного обучения. Психологический анализ показывает, что формирование общих трудовых умений и навыков специальной (коррекционной) школы VIII вида находится в неразрывной связи с формированием самостоятельности действий. Поэтому на уроках трудового обучения в младших классах необходимо проводить целенаправленную, систематическую работу, для формирования общих трудовых умений и навыков учащихся. Важнейшее условие развития необходимых умений и навыков учащихся – помощь и направляющее воздействие учителя. Без этого дети не могут делать нужные обобщения, использовать приобретённые знания и навыки для выполнения поставленной задачи. В результате систематического руководства педагога, ориентирующего и направляющего действия учеников, у основной части учеников формируются общие трудовые умения контролировать и корректировать свои действия. Успешность трудового обучения в большей степени зависит от мотивов, которыми руководствуются учащиеся. Поэтому работу по формированию общих трудовых умений и навыков следует сочетать с педагогической деятельностью по развитию личности учащихся, по формированию у них правильного отношения к труду.
С бумагой и картоном, природными и текстильными материалами, глиной и пластилином школьники должны работать на протяжении всего периода обучения с 1 по 4 класс.
Слайд 6 (фото пластилин)
При работе с глиной и пластилином программа предлагает лепку предметов различных геометрических форм по образцу. Это мячи, овощи и фрукты, кубики и бруски, автобус и грузовик, посуда. Стилизованные фигуры птиц и животных - утенка, цыпленка, кошки, белки. Детали макетов и свободных композиций по сюжетам сказок «Репка», «Колобок», «Маша и медведь» и др. В процессе занятий лепкой ученики овладевают знаниями о пластических свойствах глины и пластилина, об их применении, способах подготовки пластического материала к работе и.т.д. На уроках труда осуществляется формирование у детей таких приемов работы с глиной и пластилином, как раскатывание и скатывание пластического материала, вдавливание на поверхности шара, лепка из целого куска, соединение деталей промазыванием и др.
На данном этапе работы с целью преемственности возможна лепка из соленого теста, глины. Можно знакомить детей с таким строительным материалом, как гипс т.к. в дальнейшем обучении «штукатурному делу» у учащихся происходит более глубокое изучение свойств строительных материалов.
Слайд 7 (фото природный материал)
При работе с природными материалами предусматриваются экскурсии на природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, семян, сучков, еловых шишек и т. д.). Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам) птички из шишки ели, пластилина и веточек; кораблика из скорлупы грецкого ореха и сосновой коры, самостоятельное изготовление зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки; а также по образцу и представлению составление композиций к прочитанным сказкам и рассказам из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты; изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Учащиеся овладевают техническими сведениями о свойствах природных материалов, правилах сбора и хранения природного материала, об инструментах, применяемых при работе и т.д. Работая с природными материалами, учащиеся учатся приемам соединения отдельных деталей с помощью пластилина, клея, палочек, соблюдения пропорций изделия и др.
На данном этапе мы выполняем коллективные работы, т.к. не все учащиеся могут работатьс хрупкими природными материалами, такими как солома, засушенные листья, колосья. Дети со сложными дефектами выполняют более легкую работу: например вырезают по шаблону и приклеивают картонные детали к основе.
Слайд 8 (фото бумага)
При работе с бумагой и картоном школьники учатся (по образцу) создавать такие изделия, как шапочки-пилотки, стаканчики для семян. Составлять композиции из геометрических фигур - снеговик, домик. Орнамент в полосе, квадрате из геометрических фигур и растительных форм. Делать закладки, плоские елочные игрушки и гирлянды простых форм, птиц, животных и т. д. Из картона и бархатной бумаги ребята изготовляют игольницы, учатся оклеивать картон цветной бумагой с одной и с двух сторон, делать его окантовку футляр для очков, складные доски для игры в шашки, коробки из тонкого картона. Школьники усваивают технические сведения о свойствах бумаги и картона, об их назначении. О клеящих составах. О правилах составления аппликации и правилах безопасной работы с клеем, режущими инструментами и др. На уроках ученики овладевают такими приёмами работы, как складывание и разглаживание бумаги, умение держать инструменты, пользоваться ножницами (резать бумагу по прямым и кривым линиям), смазывать поверхность бумаги кистью, размечать изделие по шаблону, трафарету, линейке и др.
При работе с бумагой - детям очень нравится выполнять бумажную мозаику, путем обрывания и приклеивания бумаги на основу. На данном этапе деятельность учащихся тесно связана с содержанием предмета «Окружающий мир» Программа предусматривает использование математических знаний: это работа с именованными числами, и выполнение вычислений, расчётов при работе с геометрическими фигурами. Данный вид работы является одним из трудных видов деятельности для учащихся коррекционной школы VIII вида. Модели деревьев можно выполнить в разные времена года, особенно после экскурсий на природу. Определенный интерес у детей вызвала работа с мятой бумагой. Обусловлено это тем, что нужный навык деятельности для выполнения данной работы уже сформировался. При работе с картоном я также практикую выполнение комбинированных работ. Дети с удовольствием выполняют поделки из бумаги и картона.
Слайд 9 (фото оригами)
Особое место на данном этапе занимает техника «Оригами». Однако, изготовление поделок из бумаги техникой «Оригами» вызывают определенные трудности у учеников. Поэтому я выбирала изделия, не требующие многоэтапного выполнения. Такие предметы как ёлочка, бабочка, голубь, утка.
При работе с текстильными материалами на уроках трудового обучения школьники изготавливают такие поделки, как игольница, кисточки из цветных ниток к шапочке, а также занимаются вышиванием по проколам геометрических фигур, контуров овощей и фруктов, вышиванием по рисунку, изготовлением стилизованных фигур (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей. Ребята пришивают пуговицы, вышивают закладки и салфетки из ткани, делают по шаблонам прихватки. При работе с текстильными материалами школьники усваивают технические сведения о свойствах ниток и тканей, об их применении, о видах пуговиц, инструментов, применяемых при работе с тканями; изучают виды ручных стежков (сметочный, «шнурок», обметочный). На уроках учащиеся овладевают следующими приемами работы: витьё ниток, вдевание нитки в иголку, завязывание узелка на конце нити, пришивание пуговиц, выполнение
ручных швов и др.
На данном этапе с целью обеспечения преемственности «работы с текстильными материалами» и «швейного дела» учащимся предлагаю комбинированные виды работ: картона и пряжи, например выполнение аппликации «Улитка», «Гусеница» (пряжа приклеивается по контуру рисунка), можно шить мягкие игрушки несложных форм по предложенным шаблонам, например игольницу в виде Сердечка.
Программой также предусмотрены экскурсии в швейную мастерскую, что вызывает большой интерес у учащихся.
При работе с древесиной программа предусматривает подготовительные упражнения, например, вбить гвоздь в древесину, извлечь гвоздь и распрямить, ввернуть и вывернуть шуруп и др. Эти виды работ мы стараемся выполнять в столярной мастерской под присмотром специалиста. Школьники усваивают технические сведения о назначении и применении древесины, о ее свойствах, знакомятся с инструментами для работы с деревом, правилами безопасности. Ученики овладевают умением держать инструменты, подбирать гвозди и шурупы в соответствии с размером деталей.
Слайд 10 (фото конструктор)
При работе с проволокой и металлоконструктором программой предусмотрена экскурсия в слесарную мастерскую. Дети учатся выполнять такие виды работ, как сгибание проволоки под прямым углом, отрезание ее кусочками по заданному размеру, изготавливают по образцу и контурному рисунку фигурки рыб, птиц, животных, выполняют сборку из деталей конструктора по образцу и техническому рисунку стола, стула, лестницы, дорожных знаков, различных видов тележек. Школьники усваивают технические сведения о назначении применении проволоки, ее видах, свойствах, знакомятся с инструментами для работы с проволокой, металлоконструктором и др.
Организация урока должна быть такова, чтобы у школьников возникла и поддерживалась положительная мотивация. Это обуславливается и общим эмоциональным фоном, который создает учитель, и такими факторами, как наличие интересного образца изделия, отвечающего эстетическим требованиям, хорошее состояние инструментов, порядок в мастерской и на рабочем месте. Любая операция требует не только показа, но и четкого комментария. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать работу и самостоятельно ее выполнить. Речь учителя должна быть лаконичной и ясной, темп речи на первом этапе обучения несколько замедленный.