Интегрированный урок русского языка и ИЗО по теме Описание декоративной игрушки


Лист самоанализа урока.
Ф.И.О педагога Мамеева Иза Васильевна.
Полное название ОУ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Копкинская СОШ Селтинского района Удмуртской республики
Предмет (форма занятия ) интегрированный урок русского языка и ИЗО (2 урока).
Класс 5 УМК М.М Разумовская
Дата проведения 19 февраля 2014 г.
Этап урока Уровень достижения планируемого результата Возможные риски Коррекционная работа
Мотивационно-целевой. 1. Раскрывают суть проблемы
2. Формируют цель собственной деятельности и называют условия, необходимые для достижения цели 1. Затрудняются выполнить задание
2. Затрудняются назвать условия Беседа: каким требованиям должна соответствовать работа, чтобы автора можно было назвать писателем.
Проводится беседа.
Ориентировочный Называют особенности типов и стилей речи, составляют план сочинения Затрудняются назвать все особенности художественного и научного стилей Оказывается помощь в составлении плана сочинения
Построения знаний Делать анализ текстов Затрудняются в анализе текстов Напоминаю языковые приметы художественного стиля
Практический Пишут сочинения Могут возникнуть вопросы по правописанию и постановке знаков препинания Объясняю, напоминаю правила
Рефлексивно-оценочный Осуществляют самопроверку. Ставят себе баллы по критериям Затрудняются оценивать себя по критериям Объясняю смысл формулировок таблицы с критериями

Учитель:___________________(И. В.Мамеева)
Схема конспекта урока (занятия)
ФИО педагога Мамеева Иза Васильевна
Полное название ОУ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Копкинская СОШ» Селтинского района Удмуртской республики
Предмет (форма занятия ) интегрированный урок русского языка и ИЗО (2 урока).
Тема урока: Описание декоративной игрушки (описание игрушки).
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка игрушек, детских рисунков с изображением любимых игрушек, стенд с фотографиями народных игрушек, флейта, жетоны трех цветов.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся, для которого проектируется урок: предметные действия 1, 2, 3, 4 выборочно уровней, метапредметные – 1, 2, 3 уровней, коммуникативные – 1, 2 уровней.
Цель урока: обучить написанию сочинения-описания предмета в художественном стиле.
Задачи:
обучающие: создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского и удмуртского народов
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся
воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
1Предметные Вспомнить термины: «эпитет», «сравнение», «метафора», «художественный , научный стили речи», «типы речи». Нахождение по словарю значения слов: « рукотворный», «орнамент». Подобрать синоним к слову «мастер». Выписывать ключевые слова, преобразовывать информацию. Составить план сочинения и написать его. 1, 2, 3, 4 выборочно уровни – воспроизведение по памяти, преобразование, сопоставление информации, решение творческой задачи.
2 Регулятивные Определять цели учебной деятельности. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Составлять план собственных действий, оценивать ( сравнивать с культурным аналогом ) результаты своей деятельности.
Осуществлять итоговый контроль своей деятельности. 2 уровень – управление своей деятельностью на уроке совместно с педагогом или по образцу .
3 уровень выборочно – самостоятельное выполнение действий.
3 Познавательные Демонстрировать своё понимание темы
урока.
Извлекать нужную информацию из текста. Выполнять логические операции сравнения, обобщения.
Иметь представление о функции языка: о связи языка и культуры народа. 2 уровень – совместные (групповые).
3 уровень выборочно – самостоятельное выполнение действий.
4 Коммуникативные Обмен мнениями между членами группы, взаимопомощь при сборе материала по теме. 2 уровень – навыки сотрудничества: совместные (групповые), выполняемые под руководством педагога.
5 Личностные Понимать определяющую роль русского языка в развитии творческих способностей и моральных качеств личности.
Осознать эстетическую ценность родного языка. 3 уровень – самостоятельная деятельность.
2 уровень – выполнение действий по
алгоритму.
Этапы урока Задачи урока Методы, приёмы, обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Мотивационно-целевой
(5 мин).
1-ый урок.
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес Проблемный вопрос. Фронтальная. 1.Создает положительно эмоциональный настрой на учебную деятельность.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир игрушек: познакомимся с народными промыслами, узнаем историю филимоновской и дымковской игрушек, а местные мастера расскажут об удмуртских куклах-оберегах. Определим место игрушек в жизни народа)
2.Приглашает
решить проблему: «Вам сегодня предстоит стать художниками и писателями одновременно. Как это получится?»
4. Предлагает сформулировать цель и задачи урока. Сказать об условиях, которые необходимо выполнить, чтобы получился конечный результат. Настраиваются на учебную деятельность.
Раскрывают суть профессий художника и писателя.
Художник должен увидеть в предмете нечто замечательное, свойственное только ему. Нужно быть зорким, чутким к словам, уметь фантазировать.
Формулируют цель и задачи собственной деятельности.
Надо внимательно смотреть, слушать, записывать ключевые слова, эпитеты, сравнения, метафоры, чтобы написать
текст.
Л: Понимание русского языка как одно из ценностей в развитии творческих способностей.
М: Адекватное понимание информации устного
сообщения – коммуникативной установки.
П: Представление о функции языка – о связи языка и культуры народа.
Ориентировочный (5 минут). Организовать самостоятельный отбор материала из предоставленной информации. Беседа.
Самооценивание деятельности. Фронтальная.
Индивидуальная. Объясняет, как накапливать необходимый материал, как оформить работу: составить план сочинения- описания. Показывает критерии оценивания итоговой работы (в виде таблицы на слайде)
Критерии 1 балл (3 и более ошибок) 2 балла (1, 2 ошибки) 3 балла (Нет ошибок)
Содержание Грамматические ошибки Орфографические ошибки Пунктуационные ошибки Называют типы речи, стили речи, изобразительные средства языка, участвуют в составлении плана сочинения.
«Данное» - сам предмет.
«Новое» - признак предмета.


План.
1. Вступление.
2. Основная часть (описание предмета).
3. Заключение.
Знакомятся с критериями оценивания итоговой работы Р: Составлять план действий.
Л: Выражать положительное отношение к процессу познания.
Построения знаний(35 мин) Организовать осмысленное восприятие новой информации. 1. Работа с текстом.
2.Работа с культурными аналогами.

3.Экскурсия по выставке игрушек. (Совмещается с физминуткой).
4.Воображаемое посещение ярмарки 19 века. (совмещается с
физминуткой)
5.Обобщающая беседа по теме. Фронтальная, индивидуальная.
Фронтальная, групповая
Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Фронтальная, индивидуальная,
групповая.
Фронтальная, индивидуальная. Выразительно читает художественный текст, дает дополнительную информацию к тексту, с помощью вопроса-подсказки помогает выделить ключевые слова.
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут.
Отгадайте, как зовут?
Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской любимой игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрёшек.
Предоставляет информацию, организует
сравнительный анализ двух текстов (научный и художественный стили).
Деревенский мастер наградил матрёшек чисто русской красотой – соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем.
Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца. (К. Паустовский)
Матрёшка – полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера. (Словарь С. И. Ожегова)
1.Какой тип речи используется в этих текстах?
2.Что характерно для описания?
3.Чем отличаются описания?
4.Как вы определили стиль этих текстов?
5.Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?
В каком стиле вы будете писать свою работу?
Организует предоставление информации, работу со словарем, обмен информацией, объяснение значений слов.
Посмотрите, сколько интересных игрушек на нашей выставке! Что за чудо-свистулька! Петушок-золотой гребешок! Искусно сделала его мастерица, словно живой он, того и гляди, спрыгнет и запоёт. Невольно задаёшься вопросами: «Откуда пришло к нам чудо-чудное? Сколько лет игрушке?»
Ребята, как вы понимаете, что означает слово «рукотворный»? (Сделанный руками, но корень взят не от слова «сделать», а от слова «творить»)
Запишите однокоренные слова к слову «рукотворный». (Творить, творец, творческий, творчество)
Найдите значение слова «кустарный» по словарю Ожегова
Сейчас экскурсовод проведёт вас по залу дымковской игрушки.
В чём особенность дымковской игрушки?
Следующий экскурсовод познакомит нас с историей филимоновской игрушки.
Что интересного запомнилось?
Какие записи сделали в своих дневниках?
Дает информацию. Помогает устроить
представление, организует обмен полученной информацией.
Вот такие красивые игрушки везли на ярмарку. А зазывали шутками, прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника ираскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладают таким даром.
А сейчас у меня к вам интересное предложение – отправиться в путешествие по воображению. Давайте пофантазируем. Предлагаю на мгновение представить, что мы на ярмарке 19 века, и вы пришли сюда со своими поделками. Каждый хочет продать своё изделие.

А на ярмарке не зевайте. Будьте внимательны. Не проходите мимо ярких слов, словосочетаний, записывайте их в свои дневники.
Поделитесь с тем, что успели записать на ярмарке.
Делает обобщение по теме:
- представляет мастериц;
- организует работу по выяснению значений слов
- проверяет усвоение информационного материала
-нацеливает на практическую работу
Да, хороши у нас игрушки!
Куколки и петушки.
А знаете из чего они сделаны?
Из таланта и терпенья!
Из народного уменья!
Не плотники-сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали
Яркие, нарядные.
Игрушкам очень рады мы.
Вот перед вами игрушки наших местных мастеров (называю инициалы). Как вы понимаете слово «мастер»? Подберите к нему синонимы (творец, создатель)
Много, ребята, мы говорили об игрушках, а особенно отличали дымковские и филимоновские. А что связывает изделия этих двух промыслов?
Что такое орнамент?
Какие орнаменты вы знаете (показываю разные орнаменты)?
Задание: я показываю орнамент, а вы должны поднять жёлтый жетон, если орнамент относится к филимоновскому промыслу и поднимаете синий жетон, если относится к дымковскому промыслу. Отгадывают загадку, выразительно читают, кратко записывают информацию в виде ключевых слов, словосочетаний.
Отвечая на вопросы, делают анализ двух текстов на одну тему и определяются со стилем своей будущей работы.
Слушают экскурсоводов. Продолжают вести записи в тетрадях, добывают информацию из словаря и путем собственных логических рассуждений. Обмениваются записанными
словами, информацией после каждого выступления.
Игрушка пришла к нам из древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи. Для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни, передавали ребёнку понятия о добре и зле, о счастье и красоте, издавна развивалось это удивительное рукотворное мастерство.
В 1909 г. в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки, целью которой было создание интереса к истокам – к волшебной и сказочной, нехитрой и забытой народной игрушке. Интереснейшие экземпляры деревянных, тряпичных, соломенных игрушек были собраны знаменитым художником и исследователем Н. Д. Бартрамом. Игрушки не похожи друг на друга. Каждая сделана на свой фасон и украшена по-разному. Как правило, о начале изготовления игрушек на их родине существует легенда.
В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. («Наша хата утехами богата») В народе считалось, если дети небрежно обращаются с игрушкой – быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь тех, кто играет в них. В каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приёмы росписи, исполнения.
Дымково – слобода Вятки, где зародился и расцвёл игрушечный промысел. Рассказывают, что в глубокой древности под Вяткой была страшная битва. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Позже это печальное событие забылось, и народ на этом месте стал устраивать весенние гуляния, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Затем стали делать и другие игрушки: барышень, козликов, собак, кошек и др. В Дымкове были отличные глины и речной песок. Летом крестьянки заготавливали глину, а зимой замачивали её в глубоких деревянных корытах и долгими морозными вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зелёный, золотой, красный, малиновый… Эти игрушки вывозили на ярмарку и продавали. Одежда барышень отражала быт и моду.
Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в деревне Филимоново Тульской области. Почти все филимоновские игрушки – свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать птичку-свистульку. Животные тоже часто имеют вместо хвоста свисток. В росписи использовали 4 цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко-красным, зелёным, лимонно-жёлтым. Игрушки сначала покрывались жёлтой краской, и по ней выполнялся радужный узор, Животные и птицы всегда раскрашивались по определённой схеме: поперёк туловища и шеи рисовались, чередуясь, разноцветные узоры-полоски, ёлочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зелёные шляпки, пёстрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.
Представляют ярмарочную сценку:
Ярмарка! Ярмарка!
Торопись, народ!
Чудо-ярмарка идёт!
Весёлая, забавная,
Громкая, нарядная!
Здесь игрушки хороши
Для забавы, для души!
Подходи, не скупись,
Эй, народ, торопись!
Есть прехитрые штуки,
Позабавьтеся от скуки!
А вот игрушки славные,
Занятные, забавные!
Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь.
Хоть игрушка и детская забава,
А вам придётся по нраву!
Слушают учителя, участвуют в ярмарке, записывают слова, выражения, обмениваются записями.
Слушают учителя, расшифровывают значения слов по словарю «мастер», «орнамент», подбирают к ним синонимы. Делают вывод о различии дымковской и филимоновской игрушек, о том, что их связывает.
По орнаменту определяют: какая это игрушка.
П.Извлекать нужную информацию из текста.
Л.Осуществлять рефлексию собственной деятельности.
Р.Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
К.Обмениваться мнениями между членами группы , оказывать взаимопомощь при отборе материала.
Практический (35мин) 2-ой урок. Применить полученные знания. Работа в тетради. Индивидуальная. Организует работу в тетради с использованием собранного материала, работу со словарями и справочниками Пишут сочинение-миниатюру.
Осуществляют самопроверку, сопоставляя с культурным аналогом. Рефлексивно-оценочный (10минут). Осмысление процесса и результата деятельности.
Соотношение старых и новых знаний.
Самооценивание деятельности.
Создание кластера: от слова «писатель» отходят стрелочки, обозначающие условия, необходимые для того, чтобы стать писателем Индивидуальная, фронтальная.
Индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организует самооценивание работы на уроке по баллам.
Предлагает задание рефлексивного характера: создать кластер.
Делает обобщение по уроку. Благодарит за работу.
Формулирует и комментирует домашнее задание: составить словарный диктант из новых слов, прозвучавших на уроке. Проводят самооценку работы: подсчитывают баллы. Результаты озвучивают.
Выполняют задание, обмениваются мыслями, слушают ответы
одноклассников.
Записывают домашнее задание в дневник.