Классный час на тему Рождество пресвятой Богородицы или День матери в 3-4 классе.

Классный час, посвящённый православному празднику «Рождество Пресвятой Богородицы» или светское название «День Матери», проходит в рамках внеурочной деятельности по программе кружка « Я-- гражданин».

Основная цель мероприятия:

- воспитание гражданско-патриотического сознания и развитие духовно-
нравственного потенциала учащихся.

Задачи воспитания:

- воспитание чувства любви и уважения к матери;
- воспитание нравственных качеств личности;
- создание благоприятных условий для формирования эстетических ценностей;

- дать детям доступные представления о Земной жизни Пресвятой Богородицы;
- обогащать словарь детей новыми выражениями и словами;
- развивать понимание и восприятие о святости, любви и доброте, соединяющих человека с
Пресвятой Богородицей;
- приобщать детей к благочестивым традициям русского народа;
- воспитывать у детей, почитание, нежность, заботу о своей матери.
Ожидаемый результат. Формирование УУД.

Личностные УУД.
-Способность к волевому усилию.
-Осознание себя как гражданина, как представителя определенной культуры, определенного народа.
Регулятивные УУД.
-Умение составлять план своих действий, определять их последовательность.
Познавательные УУД.
-Умение слушать и слышать.
-Умение выражать свои мысли, строить устные и письменные высказывания.
Коммуникативные УУД.
-Отслеживать действия партнера.
-Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми.


Оборудование:

Мультимедийная установка, презентация, святой Образ Девы Марии различные репродукции икон , с изображением Пресвятой Богородицы, свечи, цветы, дети рисуют портреты своих мам, придумывают для них поздравления. Оформляют фотогазету с пожеланиями для мам, с их фотографиями. Готовим сочинения о мамах, рассказы мам о своих мамах.

Гости: настоятель Алексеевской церкви отец Сергий, родители класса.


21 сентября – «День матери»
(Рождество Пресвятой Богородицы).


Вступительное слово учителя.

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном: о маме. Любовь к матери заложена в нас самой природой. Слово «мама» - особенное слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости.
Потрогайте это слово руками. Какое оно ?( ответы детей ).
Оно мягкое, податливое обволакивает как теплый утренний туман.
Мама- самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброту, заботу, и вечную тревогу за судьбу своих детей – вот что с восхищением и с чувством великой благодарности стремились запечатлеть живописцы в картинах и иконах.
Слово «икона»- греческое. На русском - оно обозначает «образ». Иконы - это картины особенного содержания, написанные на доске.
«Богоматерь Владимирская» создана в первой половине века.
По преданию первые иконы богоматери были написаны еще при ее жизни. И написал их ученик Иисуса Христа , апостол Лука. Именно его кисти принадлежит икона «Богоматерь Владимирская», которая считается покровительницей и заступницей Русской земли. Икона Богоматери, находится в Государственной Третьяковской галерее.
-Вглядитесь в ее лицо. О чем она скорбит?
-Как Богоматерь склонила голову к своему сыну?
-Почему младенец Иисус так прильнул к своей Матери? (он любит ее, они единое целое)
-Какой цвет преобладает на иконе ? (золотой, желтый)
- Это цвет любви, нежности, тепла.




Родиться стоит поздно или рано
хотя бы для того на этот свет,
Чтоб вымолвить впервые слово “МАМА”,
которого священней в мире нет.

-А вот почему этот праздник мы отмечаем именно 21 сентября нам расскажет наш гость настоятель Алексеевской церкви отец Сергий (рассказ сопровождается показом презентации).

Справка для учителя.

Рассказ о Земной жизни Пресвятой Богородицы

Давным-давно в Галилейском городе Назарете жила благочестивая семья – Иоаким и Анна. Прожили они долгую жизнь в трудах и молитвах, помогали бедным и больным. И все бы было хорошо, да вот только не было у них детей.

А надо сказать, что во все времена считалось, что дети – Божие благословение. Бездетность же, наоборот, считалась наказанием Божьим, посланным за какие-либо грехи.

Иоаким и Анна постоянно молились о том, чтоб Господь даровал им дитя.

Но время шло и Иоаким и Анна стали пожилыми. От горя и печали Иоаким ушел в горы, где молил о рождении ребенка.

Анна часто плакала и молилась в саду под старым деревом. А в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и букашек своим птенцам. Увидев не оперившихся еще птенцов, сильнее заплакала Анна.

«Горе мне, одинокой! Все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов. Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!».

Вдруг перед ней появился Ангел, который сообщил ей о скором рождении дочери. Обрадованные супруги поблагодарили Бога за эту весть и пообещали отдать ребенка в Храм на воспитание.

И вот в назначенный час Анна родила маленькую девочку, которую назвали Марией, что означает «Госпожа».


В тот день особенно цветы благоухали
И птицы пели звонче, чем всегда,
Начало нашего спасения назвали
Тот день, когда была Мария рождена!

С именем Девы Марии связан не один большой православный праздник. Один из них – 21 сентября, когда народ празднует день Рождества Пресвятой Богородицы.


В этот день весь христианский мир в храмах поет: «Величаем Тебя, присно Дева, и чтим Твоих родителей, и славное славим Рождество Твое».

Когда маленькой Марии исполнилось 3 года, родители по обету её отвели в храм на воспитание. Святитель Захарий принял малышку с радостью. Это событие мы отмечаем 4 декабря. Праздник называется Введение во храм Пресвятой Богородицы.
Во время пребывания в Иерусалимском Храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное писание, занималась рукоделием и постоянно молилась.
Однако по достижении совершеннолетия она не могла оставаться при храме, и для неё был избран супруг, охраняющий и уважающий её девство – выбранный из рода Давида, престарелый Иосиф Обручник. Это произошло, когда ей было - 14 лет.
В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавески и читала священную книгу пророка Исаии.
Тогда и произошло Благовещение – посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя. И Мир стал ожидать великое чудо девственного материнства – рождение Сына Божия.
В те дни по требованию Римской администрации при переписи населения Мария и Иосиф, как представители рода Давида, отправились в город Вифлеем, где и родился Иисус – в яслях, где жили овцы, так как все гостиницы были заняты.
Всю свою земную жизнь Пресвятая Богоматерь посвятила Богу, изучая и исполняя Его заповеди. Считается, что она умерла в Иерусалиме спустя 12 лет после вознесения Христа в возрасте 48 лет.
Милости и чудеса её народ помнит, чтит и передает из поколения в поколение.
Если душа истерзана неутешным страданием, есть кого позвать в далеком высоком небе.

И молится народ, призывая на помощь благую Утешительницу Матерь Божью. Послушайте отрывок из молитвенной песни, сочиненной православными христианами.
Звучит молитва
Ты моя Мати, Царица Небесная, Ты – мой Покров, ты – Надежда моя. Если на сердце мне больно и горестно, На помощь опять призываю Тебя.

Учащиеся начальных классов читают стихи о маме.

1.Люблю тебя, мама, за что - я не знаю.
Наверно, за то, что живу и мечтаю,
И радуюсь солнцу.
И светлому дню
За что тебя я, родная, люблю?
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама, ты – лучший мой друг.

2. Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час.
День и ночь родная мама
Все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила.
У кровати пела нам
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам.

3.Дорогие наши мамы,
Мы и сами признаем,
Что, конечно, не всегда мы
Хорошо себя ведем.

4. Мы Вас часто огорчаем,
Что порой не замечаем.
Мы Вас очень, очень любим!
Будем добрыми расти,
И всегда стараться будем
Хорошо себя вести.

Звучит песня в подарок.

5. В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас.
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты
В доме столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы?
Я отвечу прямо: Это мама, мама, мама!

-А какие наши мамы? Какими их видят наши дети?
-Наши ребята нарисовали портреты наших мам, написали сочинения о них. Давайте послушаем несколько рассказов о мамах.

Дорогим и любимым нашим мамочкам танец в подарок.

-Наши мамы много сил отдают домашним делам, многие мамы работают. Да еще дети такие неугомонные. Но мама готова всегда нам все простить, прийти на помощь, как в этой истории.

Сценка «Мама приходит с работы».

Мама приходит с работы.
Мама снимает боты.
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
-Был на квартиру налет?
-Нет!
-К нам заходил бегемот?
-Нет!
-Может быть дом не наш?
-Наш!
-Может не наш этаж?
-Наш!
Просто приходил Сережка
Поиграли мы немножко.
-Значит это не обвал?
-Нет!
-Слон у нас не танцевал?
-Нет!
-Очень рада! Оказалось, я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем!

Конкурс «Мамины помощники».
(В большой мешок для мусора, веником закатить воздушные шарики. Можно пригласить соревноваться команду из девочек и мальчиков, а можно по одному мальчику и по одной девочке.)

Учитель.
-Порой нас удивляет, как мама все успевает? А если ее заботы внезапно переложить на нас, что из этого может получиться?

Сценка «Сережа хозяйничает».

Мама уходит, спешит в магазин.
- Сережа, ты остаешься один-
мама сказала.
- Ты мне услужи,
Вымой тарелки, сестру уложи,
Дрова наколоть не забудь, мой сынок.
Поймай петуха и запри на замок.
- Сестренка, тарелки, петух и дрова
А у меня ведь одна голова!
Схватил я сестренку и запер в сарай.
Сказал я сестренке: «Ты здесь поиграй!»
Дрова я усердно полил кипятком
Но долго пришлось с петухом воевать-
Ему не хотелось ложиться в кровать!

Учитель.
-Нам не только трудно справиться с работой по дому, но и порой мы свои обязанности перекладываем на маму.
А как это бывает, нам помогут представить наши гости группа «Икс – А из 4 «а».

Частушки.

Дорогие наши гости,
Мы частушки вам споем,
Поздравляем! Поздравляем!
И привет большой вам шлем!

1.Попросила мама Люду
Вымыть грязную посуду.
Почему-то стала Люда
Тоже грязной, как посуда.

2.Попросила маму дочка
Взять себе домой щеночка.
Покормила два денька,
И забыла про щенка!

3.Маме утром наша Мила
Две конфеты подарила
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела!

4. «Помогать я буду маме»,
Наш Сережа говорит.
А как надо мыть посуду-
У него живот болит!

5.Пять часов сидела Лиза
Нос уткнувши в телевизор.
Ну а в школе «ах» да «ох»
У нее язык отсох!

Мы частушки петь кончаем
И сердечно обещаем
Слушать мам всегда во всем-
Утром, вечером и днем!

Вручение благодарственных писем мамам.

Учитель.
Ответьте на вопрос:
-Как называют маму вашей мамы и вашего папы?( бабушка)
Знаете ребята, ваши мамы тоже когда-то были маленькими и для них тоже самыми любимыми были и остаются их родители. Послушайте ,что говорят о своих мамах ваши мамы.

(Приложение 1.)

Читает ученик.

У мамы – работа
У папы – работа,
У них для меня остается суббота,
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
-Да ты не спеши,
Ну что там стряслось у тебя, расскажи.

Я говорю, а бабушка
Не перебивает,
По крупам гречку
Сидит перебирает.
Нам хорошо вот так - вдвоем,
Без бабушки - какой же дом?

Учитель : «А вы, ребята, хорошо знаете, что любит ваша бабушка?»

Блиц турнир.(Эта игра пользуется у ребят и гостей праздника большим успехом. Она позволяет узнать на сколько дети внимательны к интересам и привычкам своих бабушек и мам.)

На турнир приглашаются гости из класса - бабушка с внуком или внучкой. Каждый из них подходит к столу, на котором лежат напечатанные слова - ответы на вопросы. Участники турнира стоят друг к другу спиной и не должны видеть слова- ответы на вопросы, которые они выбирают. По команде они поворачиваются к зрителям и показывают ответ на заданный вопрос. Если ответы совпадают, игроки награждаются аплодисментами.
Вопросы к турниру:
-Какой напиток, любит пить бабушка по утрам? ( чай, кофе, какао, молоко)
-Как бабушка, любит проводить свободное время? ( на даче, в огороде, в спортивном зале, за книгой, смотреть сериалы)
- В какое время года, у бабушки день рождения? ( весной, летом, осенью, зимой)
- Какого цвета глаза у бабушки? ( карие, серые, зеленые)
- Назовите любимый фрукт бабушки? (яблоко, груша, апельсин, виноград)

Вручение благодарственных писем бабушкам.

Танец «Вальс» в подарок.

Учитель.
«Первое слово сказал ребенок: «Мама!»
Вырос, солдатом пришел на вокзал: «Мама!»
Встал и пошел. И губами горячими
К жизни припал: «Мама!»

- Как не вспомнить матерей, которые провожали своих сыновей служить своей Отчизне в годы Великой Отечественной войны, в Афганистан, в Чечню, в Южную Осетию.

Звучит тихая музыка к песни «Журавли», идет показ презентации к стихотворению, ученик читает произведение Михаила Куншта «Володичкиной Прасковье Еремеевне и ее сыновьям посвящается»

Из семьи война украла
 Сыновей девятерых,
  Мать с надеждой ожидала
  Встретить их с войны живых.
  
  По ночам во снах являлись
  В виде чудных журавлей.
  И они к ней прижимались,
  Горьких слёз пролив ручей.
  
  "Где вы, детушки родные,
  На каких сейчас фронтах?
  Почему фашисты злые
  Сеют горе, смерть и страх?
  
  Вы воюйте за Россию,
  Не жалея живота,
  Попрошу Христа-Мессию,
  Чтоб закрыл для вас врата".
  
  На войне, как в мясорубке,
  Нет ни тел и ни костей.
  Похоронки-душегубки
  Приходили на детей.
  
  Вот и матушка больная
  Сыновей не дождалась,
  Неизвестность - стерва злая -
  В душу змеем забралась.
  
  Почернела вся от горя,
  Померла старушка мать,
  Такова, знать, Божья воля,
  Ей такое испытать.
  
  В ту же ночь перед грозою
  В небе вспыхнула звезда.
  С сыновьями мать душою
  Стала вместе навсегда.
  
  За Победу жизнь отдали,
  Не пустив в наш дом врага,
  По-геройски смерть встречали -
  Слава им на все века!
  
 И Россия не забыла
  Эту славную семью -
  В монументе воскресила.
  Я же стих в их честь пою!

Учитель.
-Сегодня, в день рождение Пресвятой Богородицы , покровительницы и заступницы земли Русской, мы чествовали женщин матерей , дающих самое главное на земле – жизнь.
Пусть память и связь между поколениями людей не ослабевает, пусть в наших сердцах всегда живет любовь к нашим родным, любимым людям-мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Давайте зажжем эти маленькие свечи, пусть они станут незримой ниточкой связывающей день прошлый и день настоящий.

Звучит песня «Аве Мария».


Учитель.
От всей души поздравляем всех мам, бабушек, гостей с замечательным праздником Рождества Пресвятой Богородицы и Днем Матери! Всем желаю здоровья, благоденствия и любви!











13PAGE 15


13PAGE 14915




15