Рабочая программа внеурочной деятельности Портфолио (4 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Журавлёвская школа» Симферопольского района Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании МО
цикла
Протокол № ____ от ________2015 г.
Руководитель МО:
___________Климова О.В.. СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР:
____________ Рагулина В.Г.
«____»__________ 2015 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор
Приказ от ______2015 г. № ____
_______________ А.А.Крепичев
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности «Портфолио»

Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2015 /2016 гг.
Количество часов по учебному плану: всего: 34ч/год; 1ч/неделю
Планирование составлено на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Учебник: брошюра А.В.Иванова «Мой портфолио».
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации
Рабочую программу составила: Серикова Лариса Александровна
село Журавлёвка 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой портфолио» для учащихся 1 - 4 классов составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Информационного письма Департамента общего образования Минобрнауки России № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
Данная программа разработана с целью помочь детям и их родителям подготовить портфолио выпускника начальной школы, который, согласно новым ФГОС, является оптимальным способом организации накопительной системы оценки.
Позволит накопить и систематизировать полезную информацию об учебных и внеучебных достижениях ребенка, урочных и внеурочных результатах деятельности, развить навыки простого самоконтроля, самооценки и самоанализа.
Рабочая программа составлена на основе брошюры А.В.Иванова «Мой портфолио». Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Оно поможет детям и родителям в увлекательной форме узнать, что такое портфолио и для чего его собирают; отобрать работы для портфолио и красиво их оформить; хорошо учиться; оценить свои работы и достижения; научиться интересно общаться.
Цель программы: социализация учащихся в ходе рефлексии и самооценки динамики личностных, метапредметных и предметных результатов урочной и внеурочной деятельности
Задачи обучения:
• поддержать высокую учебную мотивацию учащихся;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умения учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
выявлять и развивать индивидуальные творческие способности ребенка;
стимулировать обучающихся к выполнению социальных исследований и проектов, созданию творческих работ по итогам праздников, экскурсий, походов и др.
Общая характеристика программы
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценкеобразовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, работы учителя или образовательного учреждения, системы образования в целом.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио учащегося.
Портфолио представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в различных областях. Портфолио является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфолио используются при проведении аттестации педагогов.
В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учащимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфолио учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения.
Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организаторы воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся в рамках внеурочной и досуговой деятельности, среди которых значительное место занимают результаты проектной и исследовательской деятельности социальной направленности.
Место программы во внеурочной деятельности учащихся
В рамках внеурочной деятельности учащихся 1 – 4 классов на «Мой портфолио» отводится 33 часа в 1 классах, 34 часа во 2 – 4 классах (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания
Сегодня уже не надо доказывать, что существует особый тип результатов образования, связанный с социализацией учащихся. Однако задачу социализации можно трактовать по-разному. Наиболее принципиальное различие связано с пониманием социализации либо как адаптации к существующим социальным условиям, либо как обеспечения возможности эффективной преобразующей деятельности в условиях меняющегося социума.
Основным содержанием второго понимания социализации является перевод ребенка, подростка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества и отдельных его институтов, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идет о формировании юного субъекта социального творчества. Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
Социальное творчество школьников – это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьников.
Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является портфолио учащихся, понимаемое как коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая его усилия, прогресс и достижения в разных областях. Опыт использования портфолио показывает, что его можно отнести к разряду индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики достижений ученика в широком образовательном контексте. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов.
В ходе внеурочной деятельности по направлению социализации личности будут решены следующие задачи:
▪ развивать социальный опыт школьника, приобщать к нормам, установкам общества и социальных групп;
▪ включать социальные нормы и ценности во внутренний мир человека;
▪ обогащать ребенка опытом социального партнерства;
▪ развивать общественно значимые качества личности;
▪ создавать условия для личностной самореализации;
▪ формировать позитивную самооценку, самоуважение;
▪ формировать коммуникативные компетенции в сотрудничестве;
▪ учить вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
▪ формировать доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
▪ формировать социально адекватные способы поведения;
▪ участвовать в благотворительной деятельности;
▪ организовывать ученическое самоуправление;
▪ ориентировать на позитивный образ жизни;
▪ учить сотрудничать, работать, общаться, отдыхать.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Мой портфолио»
Учащиеся должны знать:
свою родословную и семью; понятия: Родина, край, село, памятники старины и зодчества своего района; права и обязанности учащихся в школе; права и обязанности учащегося как гражданина; правила дорожного движения; основы математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения, технологии, музыки, изобразительного искусства; правильность постановки цели на учебный год.
Учащиеся должны уметь:
выполнять мини-проекты по заданным темам; создавать коллажи; выполнять зарисовки и чертежи; подбирать цветовую гамму, применять знания правил безопасного поведения; искать пути достижения поставленных целей; оценивать свои работы и работы одноклассников; производить отбор лучших работ; анализировать, обобщать материал; осуществлять рефлексию с учетом своих целей; ставить задачи на будущее.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:
1) о сформированности у учащегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности —
мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Формы и средства контроля уровня достижения планируемых результатов учащихся 1 - 4 классов по программе «Мой портфолио».
Формы и средства контроля уровня планируемых результатов учащихся 1 - 4 классов по внеурочной деятельности определяются в соответствии с разделом основной образовательной программы начального общего образования «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» в рамках безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003) и фиксируются в «Мой портфолио».
Практически все составляющие курса «Мой портфолио» в настоящее время могут быть оценены только качественно. При их оценке целесообразно основываться на уровневом подходе к представленным результатам.
Содержание программы1 раздел ««Знакомьтесь, я – ученик»
Личные данные. Как я провел лето? Мой портрет, астрологический паспорт. Тайны моего характера. Моя семья и заповеди семейной жизни, а так же семейный этикет и дом моей мечты. Я и мои друзья, качества, которыми обладают настоящие друзья. Россия – страна, в которой я живу, символы страны и ее достопримечательности. Моя маленькая Родина.
2 раздел «Мое здоровье»
Распорядок дня. Зарядка. Здоровый образ жизни, правильное питание, планирование своего времени. Правильное питание. Правила безопасности. Правила дорожного движения.
3 раздел «Моя школа, мой класс»
Калейдоскоп для первоклассника. Первый учебный день второклассника и его портрет. Школьная мозаика. Даты рождения одноклассников. Традиции школы, класса. Законы общения. Законы школьной дружбы и жизни. Отношение к окружающим. Добрые дела. Жизненные принципы.
4 раздел «Мои учебные достижения»
Что такое цель? Реальные цели. Установление времени достижения поставленной цели, а так же постановка цели на учебный год. Школьные достижения. Оценивание себя. Оценивание своих знаний, умений, навыков по основным разделам учебного курса: математика, русский язык, окружающий мир, технология, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка на начало изучения темы и на конец года.
5 раздел «Мои достижения»
Положительные результаты каких-либо усилий. Конкурсы, мероприятия, соревнования, выставки, олимпиады в которых принял ученик участие. Награды, поощрения.Посещение кружков и секций.
6 раздел «Мои проектные и исследовательские работы»
Участие в классных, школьных, социальных проектах.
7 раздел «Пожелания и отзывы»
Практические работы, отмеченные в тематическом планировании в разделе способы деятельности учащихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала подразумевают собой заполнение печатных страниц портфолио по теме урока в классе под контролем учителя.
Разделы и темы программы Количество часов во 2,3,4 классе
По РП Практические работ экскурсии
1 раздел «Знакомьтесь, я - ученик» 10 3 1
2 раздел «Мое здоровье» 8 2 1
3 раздел «Моя школа, мой класс» 4 1 4 раздел «Мои учебные достижения» 9 7 5 раздел «Мои достижения» 1 1 6 раздел «Мои проектные и исследовательские работы» 1 1 7 раздел «Отзывы и пожелания о портфолио» 1 1 И т о г о : 34 16
Тематическое планирование - 4 класс (34 часа)
Тема занятия
Способы деятельности обучающихся, формы контроля достижения планируемых результатов обучения, содержание учебного материала Дата план Дата
факт 1.Как подготовить итоговый
портфолио? Как правильно подготовить итоговый портфель. Запись личных данных. Что мы можем рассказать о себе. 01.09 2.Как прошло лето?
Как работать с вкладышем? Обмен впечатлениями о проведенном лете. Практическая работа № 1. 08.09 3.Это Я! Тайник моего
портфолио. Изменения за год во внешнем виде учащегося. 15.09 4.Мой репортаж о 1 сентября. Стремление к чему-то хорошему. Достижение поставленной цели. Практическая работа № 2. 22.09 5.Читаю, слушаю и смотрю. Какие дела можно называть добрыми. Могу ли я делать добрые дела. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 3. 29.09 6.Спидометр успехов. Почему так поступают люди. Каким быть? Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 4. 06.10 7.Мои экскурсии и поездки.
Мое покорение компьютера. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса русского языка. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 5. 13.10 8.Журнал моих оценок.
Самооценка за 1 первую четверть. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса математики. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 6. 20.10 9.Физкультуре – ура!
Здоровью – да! Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса литературного чтения. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 7. 27.10 10.Рисую необычное животное. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса окружающего мира. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 8. 10.11 11.Хочу все знать. Черты характера человека. Практическая работа № 9. 17.11 12.Я имею право! Члены семьи. Народные пословицы о семье. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 10. 24.11 13.Спидометр успехов. Состав семьи. Практическая работа № 11. 01.12 14.Кружки и секции,
в которых я занимаюсь. Что такое семейный этикет. Пословицы о семье. Правила семейного этикета. 08.12 15.Мои олимпиады, конкурсы,
соревнования. Что могу и что умею. Практическая работа № 12. 15.12 16.Журнал моих оценок.
Самооценка за вторую четверть. Что могу и что умею. 22.12 17.Мои проекты. Экскурсия. Знакомство с основными историческими памятниками села. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 13. 12.01 18.Наши классные дела. С кем я дружу. Почему? Друзья. Черты характера. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 14. 19.01 19.Спидометр успехов Дни рождения одноклассников. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 15. 26.01 20.Хочу все знать. Каким я хочу видеть свой класс. Что нужно изменить. Какие традиции создать. Индивидуальная и групповая работа. 02.02 21.Учусь общаться и,
общаясь, учусь. Составление своих законов жизни в классе и школе. 09.02 22.Кружки и секции,
в которых я занимаюсь. Основы здорового образа жизни в правильном режиме дня. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 16. 16.02 23.Спидометр успехов. Самооценка своего физического развития. Разучивание физкультминуток. 01.03 24.Копилка моих полезных дел. Компоненты, составляющие здоровье. Правильное питание. Каши. 15.03 25.Как подготовить итоговый
портфолио? Правила питания. Полезные продукты. Правильно ли ты питаешься. Практическая работа № 17. 22.03 26.Журнал моих оценок.
Самооценка за третью четверть. Ч то мы кушаем. (Проект.) 05.04 27.Мое резюме. Как подготовить моё резюме.. Практическая работа № 18. 12.04 28.Наши классные дела. Поведение на дороге. Правила поездки в автобусе. Индивидуальная и групповая работа. 19.04 29.Спидометр успехов. Создание маршрутных листов «Безопасный путь в школу и домой». Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 19. 26.04 30.Хочу все знать. Оценивание знаний, умений и навыков по основным разделам курса музыка, изобразительное искусство, технология. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 20. 03.05 31.Дружественный портрет
выпускника. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 21. 10.05 32.Мои олимпиады, конкурсы,
соревнования. Итоги прошедшего года. Мини-проект выполнение коллажа «Мои успехи». Групповая работа. Практическая работа № 22. 17.05 33.Журнал моих оценок.
Самооценка за четвертую четверть. Что собрано в портфолио? Запись в портфолио отзывов родителей, учителей, друзей о портфолио. Пожелания хозяину портфолио. Итоги прошедшего года. Индивидуальная и групповая работа. Практическая работа № 23. 24.05 8марта- выходной день.
Материально - техническое обеспечение процесса
N Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) 1.1. Стандарт начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) 1.2 Примерная программа начального общего образования - сайт Минобрнауки РФ: http// www.mon.gov.ru/ (версия в распечатанном виде) 1.3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва. Просвещение. 2010г. 111стр. Д