«Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей младшего школьного возраста»


А.П.Малиновскаяпедагог-психолог МОУ «Разуменская СОШ №1Белгородского района Белгородской области»
«Применение песочной игротерапии в создании психоэмоционального комфорта детей младшего школьного возраста».
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным, но на самом деле это удивительный и таинственный материал. Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха что-либо сломать или испортить.
Основополагающая идея песочной игротерапии заключается в том, что ребенок, перенося на плоскость песочницы свои фантазии и переживания, может контролировать самостоятельно свои побуждения, выражая их в символической форме.
Цель песочной игротерапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Метод песочной терапии способствует развитию эмоций, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
Применение этой игровой терапии с детьми способствует созданию психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии).
Применяется для развития и коррекции в решении следующих проблем у ребенка:
трудности в общении;
взаимоотношения детей и родителей;
психологические травмы;
расстройства настроения;
кризисные ситуации;
страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
проблемы поведения.
Задачи песочной игротерапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:развить самооценку;
обрести веру в себя;
овладеть чувством контроля;
стать более ответственным в своих действиях и поступках;
научиться выражать свои мысли, чувства и эмоциональные переживания;
научить способам самовыражения.
При организации песочной игротерапии, ставятся следующие задачи:
создавать для ребенка атмосферу безопасности.
создавать ощущение дозволенности.
понимать и принимать мир ребенка.
поддержка положительного тонуса и самочувствия.
установление обратной эмоциональной связи путем развития различных эмоций.
облегчить ребенку принятие решений.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог выполняет роль внимательного зрителя. Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
В некоторых случаях игра с песком является ведущим методом коррекции (например, при наличии у ребенка поведенческих или эмоциональных нарушений). В других случаях - в качестве вспомогательного средства при развитии сенсомоторики, при активизации к действию, для снятия психоэмоционального напряжения, нервозности.
Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму.
Для игр с песком используется материал:
водонепроницаемый ящик голубого цвета, наполненный песком;
вода;
небольшие подносы;
стаканчики для воды;
лопаточки;
формочки;
мелкие игрушки;
животные;
сказочные персонажи;
транспорт;
геометрические формы;
природный материал;
камешки, ракушки;
бросовый материал.
Играя с песком, ребенок самовыражается. Используя игрушки, он выражает все то, что ему трудно выразить в словах.
Каждая выбранная игрушка воплощает какой-либо персонаж, который взаимодействует с другими героями. Младший школьник сам придумывает, о чем они говорят или что делают. Во всех случаях малыш чувствует себя хозяином своего маленького мира. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на поверхность песочницы; персонажи игры приходят в движения, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.
Весь нехитрый материал помогает детям строить свой собственный мир и обыгрывать в нем различные внутренние проблемы.
Игра в песок дает средства для разрешения конфликтов и передаче чувств. Выбранные игрушки, помогают ребенку самовыразиться: в свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать, то, что он не может объяснить словами, рассказать или ребенку тяжело выразить свои эмоции, страхи, переживания.
По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.
Использование данного игрового метода, способствует улучшению психологического и эмоционального благополучия детей, на этом фоне - стабилизация соматического здоровья, что способствует снижению заболеваемости детей.

Приложение 1
Игра "Зарывание секретиков"
Цель: установление психологического комфорта.
Задачи:
Коррекция психических процессов (внимание, память, мышление, закрепление восприятия цвета).
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики руки и тактильных ощущений.
Совершенствовать умения и навыки практического общения.
Развитие фантазии.
Побуждать ребенка к активным действиям концентрации внимания.
Стабилизация положительного эмоционального фона.
Материал:  ящик с песком, вода, игрушки, геометрические формы, различные "волшебные" предметы; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.Ход занятия
Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать), спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т.е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.
Другой вариант.
Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты" (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому - поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек доброты" передается из рук в руки по кругу).По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки, сесть на стулья, взяться за руки и поделиться впечатлениями.
Приложение 2
Игра "Победим страх"
(Индивидуальная работа)
Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.
Задачи:
Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
Научить ребенка справляться с негативными эмоциями.
Научить ребенка выражать положительные эмоции.
Побуждать к активным действиям.
Материал: ящик с песком, вода, фигурки по выбору, бросовый и природный материал; магнитофон, аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия
Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.
По окончании работы взрослый предлагает вымыть руки. Музыка затихает.
Взрослый: "У меня сейчас хорошее, спокойное настроение. А какое у тебя настроение, что ты чувствуешь?" (ответ ребенка).
"Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я теперь спокоен, "страх" убежал и никогда не вернется. Я очень смелый и храбрый".
Приложение 3
Игра "Я колючий только снаружи"
(индивидуальная работа)
Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
Научить ребенка справляться с гневом (в неразрушительной форме для окружающих).
Научить ребенка выражать свои чувства и ощущения.
Побуждать к активным действиям.
Способствовать к проявлению эмпатии.
Материал: ящик с песком, вода, на выбор фигурки; магнитофон и аудиокассета со спокойной музыкой.
Ход занятия
Взрослый просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит "обидчик" больше не обидит. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.
По окончании работы ребенок моет руки и садится на стул.
Эмпатия.
Взрослый: "Теперь возьми меня за руки и повторяй за мной: я спокоен, у меня хорошее настроение, я очень добрый и ласковый".