Психофизические возможности детей при формирование трудовых навыков


ОКУ «ГС(К)ОУ школа – интернат VIII вида г. Маркса»
Доклад на методическое объединение
Психофизические возможности детей
при формирование трудовых навыков
 Физические и моторные особенности. Уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта. Общее физическое недоразвитие может сочетаться с достаточно крепким здоровьем. Моторика как правило нарушена. Работоспособность отличается крайне низким уровнем. Дети быстро утомляемы.
Психическое развитие – эмоционально-волевая недоразвитость. У эмоций нет оттенков, они неустойчивы, инертны и немотивированны (от повышенной эмоциональной возбудимости до выраженного эмоционального спада: эйфория, апатия); переживания поверхностные. Особенностями волевой сферы являются слабость собственных намерений, неумение подавлять непосредственные влечения и высокий уровень внушаемости. Деятельность часто носит подражательный и импульсивный характер. При неправильном педагогическом подходе могут развиваться упрямство и негативизм.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается.
Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений.
Анализ показывает, что самостоятельность у школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру, готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя поручения, дети строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.
Миша подметал пол (его попросила учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» – мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».
Причины подобных явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика школьников с интеллектуальной недостаточностью отличается неустойчивостью и противоречивостью. Они с готовностью берутся за дело, но недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в преодолении трудностей. Среди детей редко кто не хочет иметь поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
Рассмотрим этапы развития самостоятельности:
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.
Взрослые этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение взрослых, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае – никакого крика, раздражения, упреков. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания, рождаются основания для вражды. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать?
Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А взрослые, как правило, ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ», «ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций: убрать всю комнату, помыть полы, полить цветы.
Что нужно делать для того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за последствия своих действий?
 Прежде всего, мы должны показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки. Решай сам».
 У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
 Очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Составить график, уборки, график выполнения домашних заданий.
 Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные и подвижные игры. Игра – это своеобразное пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать самостоятельно в реальной жизни.
Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку», что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он овладеет устойчивыми навыками этой деятельности и будет хотеть заниматься ею самостоятельно.
Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции
Правила работы с гиперактивными детьми   1. Давать поручения ребенку в начале дня, а не вечером.   2. Не давать непосильную рабочую нагрузку ребенку.   3.  Делить трудовые поручения на более короткие, но более частые периоды.   4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.   5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.   6. Использовать тактильный контакт (элементы поглаживания, массажа, прикосновения).   7.  Договариваться с ребенком о тех действиях и поручениях заранее.   8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.  9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.  10. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.  11. Предоставлять ребенку возможность выбора.  12. Оставайся спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
13. Не срывайтесь на ребенке в случае неуспеха.  Правила работы с агрессивными детьми   1. Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.   2.  Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.   3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.   4. Наказания не должны унижать ребенка.   5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.   6.  Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.   7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния окружающих людей.   8. Развивать способность к эмпатии.   9. Давать несложные и конкретные поручения.  10. Хвалить даже за малейшие успехи.  11. Учить брать ответственность на себя.
Правила работы с тревожными детьми   1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость. Тревожные дети медлительны и нерасторопны   2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.   3.  Чаще используйте телесный контакт, поощрения (погладить по голове).   4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.   5. При подаче поручения обращайтесь к ребенку по имени.   6.  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.   7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.   8. Будьте последовательны в требованиях к ребенка.   9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
· Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
 · Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение ребенка, если на это нет повода.
 · Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
 · Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
 · Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.
Работа с агрессивным подростком
· Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была
 · Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства
·  Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых
 · Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения
 · Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
 · Живите во имя своего ребенка
· Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам
 · Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей
· Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают
Как вести себя с агрессивным подростком?
 · Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
 · Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
 · Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести. · Сделайте все, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Как вести себя с конфликтным ребенком?
· Контролируйте приступы гнева у ребенка. Пытайтесь сдерживать его желание вступить в конфликт.
· По возможности старайтесь уйти от конфликта, тем самым Вы покажете пример ребенку.
 · Если конфликт уже произошел, постарайтесь разобраться в его причинах. Не оправдывайте поведение ребенка, если на это нет повода.
 · Обязательно обсудите с ребенком причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее.
 · Собственным примером учите ребенка не провоцировать конфликты.
 · Не обсуждайте поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.
Памятка о воспитании подростков
1. Не ставьте на подростке «крест», ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».
 2. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.
4. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.
5. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
6. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.
7. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников). 8. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с Вами своими возможными неприятностями и переживаниями.