Статья по логопедииМелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга


Автор: Абрамова Юлия Владимировна.
Место работы: ГУ СШ №22, г. Костанай , КазахстанДолжность: учитель-логопед 
Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга.
Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. А также известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
С этой проблемой сталкиваются учителя начальных классов и родители. В следствии этого обращаются за консультацией к логопеду. На школьном логопункте проводятся консультации и мастер –классы в помощь учителям и родителям. В арсенале каждого логопеда существуют различные приёмы и методики для развития мелкой моторики. На моих логопедических занятиях уделяется достаточное количество времени на развитие мелкой моторики. Самый излюбленным методом является метод су-джок терапии (су-кисть, джок – стопа) . Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. В моем кабинете для детей предлагается Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями, зарядкой для пальчиков. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Детям очень нравятся приятные «щекочущие» ощущения на пальчиках и ладони. По окончанию упражнений дети испытывают прилив сил в пальцах, ощущения окутывающей теплоты. У учащихся происходит, так называемый «щелчок» в парасимпатической системе, которая включает механизм релаксации и гармонически настроенной личности. Этот простой метод желательно проводить в начале коррекционно-логопедических занятий, чтоб стимулировать активизацию ЦНС для дальнейшей работы. И маленький секрет- прекращайте упражнения, как только увидите незначительное уставание у ребенка. Ведь наша задача- не только способствовать формированию графомоторных навыков, а закрепление «ситуации успеха» от практических занятий. Я приведу несколько «популярных» у детей упражнений по методике су-джок.
Массаж Су-Джок шарами.
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают Су Джок между ладонями) .
Пальчиковая игра «Черепаха»
(у детей в руках Су-Джок) .
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су- Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су-Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су-Джок, перекладывая из руки в руку) .Никого я не боюсь.
(дети катают Су Джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем
(потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)