Консультация для воспитателей Использование мнемотаблиц при обучении детей грамоте



Использование мнемотаблиц
при обучении детей грамоте.
(консультация для воспитателей)
Для того, чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое
зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти
функции у ребёнка, сформированы недостаточно - это затрудняет запоминание образа
букв, ведет к их забыванию.
У детей с нарушениями речи наблюдается слабая устойчивость внимания,
ограниченные возможности его распределения. Им трудно запомнить сложные
зрительные конструкции, их элементы и направления. Без специального обучения
дети с большим трудом овладевают навыками чтения и письма. Поэтому поиски
разнообразных способов, приёмов и методик в логопедической практике не утратили
своей важности.
Пользуясь в своей работе мнемотаблицами (для разучивания стихотворений) я
обратила внимание на то, что они помогают значительно сократить период обучения
и в то же время решают задачи направленные на:
• Развитие основных психических функций – восприятия, внимания, памяти.
• Развитие зрительно – пространственных функций
• Развитие связной речи
В результате этого было принято решение использовать мнемотаблицы при обучении
детей грамоте. Обратившись к опыту коллег, мной используются таблицы , которые
позволяют:
Знакомить детей с образом буквы (из каких элементов она состоит, количество этих элементов, пространственное расположение этих элементов)
Формировать знания об акустических признаках звуков (гласный-согласный, звонкий- глухой, мягкий-твёрдый)
Далее приведены различные варианты работы с таблицами на примере буквы “К”.
I вариант. “Запомни и заполни”
1. Цели:
Познакомить (или закрепить) с образом буквы
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развивать зрительное внимание и память
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие связной речи
Развитие графо-моторных навыков
2. Правила работы с таблицей:
Ребёнку предлагается рассмотреть таблицу и постараться её запомнить.
Одновременно логопед рассказывает, что там нарисовано и почему.
Логопед:-В центральном квадрате находится буква К. Она состоит из 3 -х палочек: 2-х
коротких и одной длинной. Поэтому слева от буквы написана цифра 3, а справа
нарисованы три палочки. В левом нижнем углу и в правом нижнем углу нарисованы
круги - синий и зелёный, которые показывают, что знакомые уже детям звуки [к] и [кь]
обозначаются буквой К. В левом верхнем углу (над синим кругом) нарисована кошка,
т.к. это слово начинается со звука [к]. В правом верхнем углу ( над зелёным кругом)
нарисован кит , т.к. это слово начинается со звука [кь]. Под буквой К нарисован
зачёркнутый колокольчик, который обозначает, что звук [к] глухой ( голосок не
звенит). Над буквой К нарисован человечек с отставленной всторону ногой и
вытянутой в сторону рукой.
Логопед убирает таблицу и предлагает детям самим вспомнить и заполнить эту
таблицу. После того, как дети заполнили таблицу им предлагается рассказать, как они
вспомнили то, что там было нарисовано.
II вариант “Заполни сам”
1.Цели:

Познакомить (или закрепить) с образом буквы
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развивать зрительное внимание и память
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
Развитие графо-моторных навыков

2. Правила работы с таблицей:
После того, как дети познакомились с 1 вариантом работы по таблицам, им
предлагается самим попробовать заполнить таблицу и объяснить, как они это
сделали.



III вариант “Найди ошибку”

1. Цели:
Познакомить (или закрепить) с образом буквы
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается рассмотреть заполненную таблицу и найти в ней ошибку.
Дети объясняют, что нарисован колокольчик, который не зачёркнут – это не верно,
т.к. звук [к] глухой (голосок не звенит)
IV вариант “Подбери букву”

1. Цели:
Уточнить, из каких элементов состоит буква, их количество и пространственное
расположение.
Познакомить (или уточнить) с характеристикой звука (гласный-согласный, звонкий или глухой, мягкий или твёрдый)
Формировать фонематические представления
Развитие зрительно-пространственных представлений
Развитие логического мышления
Развитие связной речи
2. Правила работы с таблицей:
Детям предлагается заполненная таблица, только без буквы в центре. Детям
предлагается подумать, догадаться и объяснить, какая это буква может быть.

Используя в работе по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи таблицы,
о которых сказано выше, я достигла следующих результатов:
Дети стали лучше усваивать такие абстрактные понятия, как “буква”, “звук”, “гласный”,
“согласный”, “мягкий”, “твёрдый”, “звонкий”, “глухой”.
У детей улучшилось внимание, память, логическое мышление, графо – моторные
навыки
Повысился интерес к занятиям.


3
| | |



2
| |



2






| |




3
| | _




3
| | |




4
| | | |






1


(






3


| | _