РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, по профессии токарь 19149

МИНИСТЕРСТВО образования и науки РТ

ГБПОУ «Заинский политехнический колледж»















рабочая ПРОГРАММа профессионального модуля

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, по профессии токарь 19149







Специальность 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)















2015 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) Специальность 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) / профессиям начального профессионального образования (далее – НПО) по профессии токарь 19149
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Заинский политехнический колледж»
Разработчики:
Вандык Рамиля Тагирзяновна, преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж»;
Полозенко Анатолий Иванович мастер производственного обучения ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».

Рассмотрена Цикловой методической комиссией профессиональных модулей ГБОУ СПО «Заинский политехнический колледж».

Протокол № ______ от « ___» _____________201___г.

______________Председатель МЦК Попова В.В.
СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8

4 условия РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
17

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих
Область применения рабочей программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по (далее рабочая программа) является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА, по направлению специальности СПО Специальность 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) Выполнение работ по профессии токарь 19149 в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).
ПК 4.1. Выполнение всех видов общеслесарных работ
ПК 4.2. Выполнение всех видов механических работ
ПК 4.3. Выполнение работ на токарных станках
Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
Иметь: теоретические знания по выполнению общеслесарных и механических работ.
Иметь практический опыт:
выполнения всех видов общеслесарных и механических работ;
работы на токарных станках различных конструкций и типов по обработке деталей различной конфигурации;
контроля качества выполненных работ;
Уметь:
Выполнять плоскостную и пространственную разметку;
Выполнять правку, гибку, рубку и резку металла;
Выполнять опиливание металла;
Выполнять сверление, зенкерование, зенкование и развертывание отверстий;
Выполнять обработку резьбовых поверхностей метчиком и плашкой;
Выполнять клепку;
Выполнять шабрение, притирку и доводку;
Выполнять пайку, лужение, склеивание;
Выполнять токарную обработку: наружных цилиндрических поверхностей, конических поверхностей, внутренних поверхностей, нарезание резьбы, фасонных поверхностей, нежестких деталей,
корпусных деталей, ОМД и доводочные операции;
Обрабатывать детали по 12-14 квалитетам на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных
приспособлений и по 8-11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;
Нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиком или плашкой;
Управлять станками (токарно-центровыми) с высотой центров 650-2000 мм;
Оказывать помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации;
Убирать стружку;
Выбирать режущие инструменты и технологическую оснастку;
Затачивать режущие инструменты;
Осуществлять размерный контроль;
Знать:
требования ТБ, пожаробезопасности, нормы промсанитарии, требования к организации рабочего места;
классификацию и маркировку сталей, чугунов, цветных металлов и сплавов, инструментальные материалы, их выбор;
определения: шероховатость, точность их обозначения. Знать как пользоваться штангенциркулем, микрометрическим инструментом, калибрами, шаблонами, индикаторами;
группы и типы станков, их обозначения, основные приспособления для установки, фиксации деталей на станке, определения производственного и тех процессов, операции, установки, перехода и движения в станках.
принципы нанесения разметки, определения базовой поверхности, применяемые инструменты; знать сущность процессов, используемый инструмент, и углы его заточки, приемы выполнения работ;
виды поверхностей, приемы опиливания, различать напильники, надфили; знать оснащение рабочего места, технологию и приемы выполняемых работ, режущие инструменты, способы контроля обработанной поверхности;
устройство, рабочие движения сверлильного станка, виды выполняемых работ, инструменты.
клепаные соединения, заклепки, оснастку и инструмент для клепания.
виды резьбы, применяемый режущий и контрольный инструменты.
существующие припои, инструменты, технологии;
основные узлы токарных станков, их назначения, движения, режущие инструменты и их заточку, назначение технологической оснастки;
способы обработки цилиндрических, конических деталей, нежестких деталей, режущие и мерительные инструменты, режимы резания;
способы обработки внутренних поверхностей деталей, применяемые режущие и мерительные инструменты, технологическую оснастку;
виды и типы резьбы для соединения деталей и для передачи движения, одно и многозаходные резьбы, способы нарезания, используемый режущий и мерительный инструмент;
типы фрезерных станков, основные движения, способы фрезерования, режущие инструменты, технологическую оснастку, режимы резания;
назначение и основные узлы сверлильных станков, движения, способы сверления и рассверливания, зенкерования, зенкования и развертывания, инструменты, оснастку, режимы;
назначение и основные узлы продольно и поперечно строгальных станков, виды выполняемых работ, инструменты, оснастку, режимы;
назначение и основные узлы различных типов шлифовальных станков, абразивные инструменты, виды выполняемых работ, оснастку, режимы.
систему допусков и посадок;
квалитеты и параметры шероховатости;
назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 416 час, в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 236 час, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 160 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 76 часов;
Учебной и производственной практики – 180 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля «Выполнение работ по профессии токарь 19149» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 4.1.
Выполнение всех видов общеслесарных работ

ПК 4.2.
Выполнение всех видов механических работ

ПК 4.3.
Выполнение работ на токарных станках

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОКЗ
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10
Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности.



3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций
Наименование профессионального модуля
Всего часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося, часов
Учебная, часов
Производственная, часов
(В том случае, если рассредоточенная)




Всего, часов
В том числе лабораторные работы и практические занятия, часов




1
2
3
4
5
6
7
8

МДК 04.01 Основы
выполнения работ по рабочей профессии «Токарь» (19149)
416
160
96
76
144
36

ПК 4.1, 4.2
Раздел 1. Общеслесарные и механические работы.
70
42
16
28
144
36

ПК 4.3
Раздел 2. Технология токарной обработки различных поверхностей
120
88
70
32



ПК 4.3
Раздел 3. Токарные станки, их эксплуатация и наладка
226
30
10
16




Производственная практика, часов
36




36

Всего:
416
160
96
76
144
36


3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел ПМ 1. Общеслесарные и механические работы.
70


МДК. 04.01 Технология выполнения работ по профессиям: 19149 Токарь

236


Тема 1.1. Основные понятия и определения общеслесарных и механических работ
Содержание
70



1
Введение. Содержание и объем
2
2


2
Инструментальные и материалы, применяемые в машиностроении.
2
2


3
Шероховатость поверхностей, допуски и предельные отклонения, мерительные и контрольные инструменты
2
2


4
Технологическое оборудование, оснастка, классификация металлорежущих станков. Технологический процесс. Типы производства.
2
2


5
Виды слесарных работ.
2
2


6
Оснастка, оборудование, инструменты.
2
2


7
Опиливание различных поверхностей. Технологическая оснастка, инструменты.
2
2


8
Шабрение и притирка. Инструменты
2
2


9
Сверление, зенкерование, развертывание. Клепка. Оборудование, тех. Оснастка, инструменты
2
2


10
Нарезание резьбы метчиками и плашками. Оснастка, инструмент
2
2


11
Пайка, лужение, склеивание. Припои, клеи. Инструменты.
2
2


12
Токарные работы, устройство токарных станков, оснастка, инструменты. Наружное точение цилиндрических, конических, фасонных поверхностей. Инструменты.
2

2



13
Сверлильные станки, оснастка, инструменты, выполняемые работы Обработка внутренних поверхностей. Инструменты, оснастка
2
2


Практические занятия
16



1
Разметка плоскостная и пространственная. Правка, гибка, рубка, разрезка металла.
4



2
Сверление, зенкерование, развертывание. Нарезание резьбы метчиками и плашками
4



3
Токарные работы, устройство токарных станков
4



4
Резьбы. Нарезание резьбы резцами, гребенками
4


Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка к практическим занятиям с использованием учебника и конспекта.
Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Работа с Интернет ресурсами.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТД
28


Раздел ПМ 2 Технология токарной обработки различных поверхностей
120


МДК. 04.01 Технология выполнения работ по профессиям: 19149 Токарь

236


Тема 2.1. Технология обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей, вытачивание канавок и отрезание
Содержание
12



1
Основные операции токарной обработки. Способы и схемы обработки ступенчатых валов. Контроль качества и дефекты.
2
2


Практические занятия
8



1
Разработка технологической карты механической обработки по чертежу детали «Вал»
2



2
Разработка технологической карты механической обработки по чертежу детали «Втулка»
2



3
Обтачивание ступенчатых поверхностей
2



4
Обработка высоких уступов
2



5
Вытачивание наружных канавок



Тема 2.2. Технология обработки конических поверхностей.
Содержание
12



1
Способы обработки конических поверхностей, технология, режущий инструмент, приспособления, режимы обработки, рациональные и безопасные приемы. Контроль качества. Дефекты обработки: причины, предупреждение.
2
2


Практические занятия
10



1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2


Тема 2.3. Технология обработки цилиндрических отверстий.
Содержание
18



1
Виды обработки цилиндрических отверстий. Контроль качества: способы, средства контроля отверстий. Дефекты обработки: причины, предупреждение.
2
2


Практические занятия
12



1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



5
Зенкерование отверстий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2


Тема 2.4. Технология нарезания резьбы на токарных станках.
Содержание
14



1
Диаметры отверстий и стержней при нарезании резьбы. Способы нарезания крепежной резьбы.
2
2


2
Правила установки резьбовых резцов. Выбор СОЖ.
2
2


3
Накатывание резьбы. Основные виды дефектов. Способы и средства контроля резьбы.
2
2


Практические занятия
8



1
В зависимости от конкретных условий выбрать оптимальный метод получения резьбы, режущий и мерительный инструмент.
2



2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



3
Нарезание резьб метчиками
2



4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] резьб15овыми резцами
2


Тема 2.5. Технология обработки фасонных поверхностей.
Содержание
10



1
Виды и назначение фасонных поверхностей. Способы обработки фасонных поверхностей Контроль качества: методы, средства.
2
2


Практические занятия
8



1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2


Тема 2.6. Отделка поверхностей.
Содержание
14



1
Отделочные операции, выполняемые на токарных станках. Тонкое точение, растачивание
2



Практические занятия
12



1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2



6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2


Тема 2.7. Обработка деталей со сложной установкой.
Содержание
12



1
Отделочные операции, выполняемые на токарных станках. Тонкое точение, растачивание
2



Практические занятия
10



1
Обработка деталей в четырех кулачковом патроне
2
2


2
Обработка деталей на планшайбе.
2



3
Обработка эксцентриковых деталей.
2
2


4
Обработка тонкостенных деталей.
2



5
Подготовительные операции, способы установки и закрепления деталей, приемы обработки, приспособления и инструменты, контроль качества.
2


Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка к практическим занятиям с использованием учебника и конспекта.
Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Работа с Интернет ресурсами.
Самостоятельное изучение правил выполнения чертежей и технологической документации по ЕСКД и ЕСТД
Изучить правила заточки режущего инструмента, применяемого при токарной обработке отверстий на токарном станке, составить конспект.
Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект.
Составить таблицу для сравнения инструментов по заданию преподавателя.
Изучить правила заточки режущего инструмента, применяемого при токарной обработке отверстий на токарном станке, составить конспект.
Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект.
Составить таблицу для сравнения инструментов по заданию преподавателя.
Изучить особенности применения СОЖ при нарезании резьбы, составить конспект.
Подготовить сравнительную таблицу по видам брака при нарезании резьбы.
Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект.
Изучить методы и средства проверки качества обработанной детали.
Подготовиться к тематической контрольной работе.
32


Раздел ПМ 3 Токарные станки и приспособления, их эксплуатация и наладка
226


МДК. 04.01 Технология выполнения работ по профессиям: 19149 Токарь




Тема 3.1. Техническое обслуживание и наладка токарных станков.
Содержание
30



1

Токарно-винторезные станки, их конструкции, классификация и назначение. Основные типы токарных станков. Модели токарных станков и их обозначение. Модернизация станков. Классификация станков в зависимости от точности обработки. Кинематические схемы токарно-винторезных станков. Условные обозначения в кинематических схемах деталей и механизмов станков.
Детали и механизмы токарного станка. Станина станка. Передняя бабка: основные детали и механизмы. Конструкция и кинематические схемы коробок скоростей и коробок подач. Шпиндельный узел. Ходовой винт и ходовой вал. Конструкция и кинематические схемы фартука. Конструкция суппортов. Конструкция задних бабок. Особенности конструкции типового токарно-винторезного станка, его кинематическая схема, органы управления. Система смазывания и охлаждения.
2
2


2
Пневматические устройства и электроприводы токарных станков. Пневматические устройства токарных станков, их назначение. Аэростатические опоры. Электроприводы токарных станков. Сведения о схемах оперативного управления при различных режимах работы. Электродвигатели, применяемые на токарных станках, их назначение и расположение, технические характеристики и правила эксплуатации
2
2


3
Наладка токарных станков. Способы наладки станка на определенные режимы для выполнения основных токарных операций. Понятие о наладке кинематических цепей для выполнения заданной технологической операции и переналадке металлорежущего станка.
Операции наладки станков. Основные операции наладки, выполняемые токарем. Последовательность работ при наладке токарного станка для обеспечения установленных требований по обработке наружных и внутренних цилиндрических поверхностей, торцов, пазов
2
2


4
Работы при наладке станка на обработку конуса. Геометрические зависимости и расчетные формулы настройки станков при различных способах обработки конических поверхностей. Последовательность работ при наладке станка на обработку конуса. Точность расположения вершины и режущей кромки резца и геометрические параметры обработанного конуса. Рекомендуемые режимы резания при обработке конуса; настройка на них станка.
2
2


5

Настройка станка при обработке фасонных поверхностей. Расчет погрешности профиля в зависимости от смещения режущей кромки относительно оси детали. Понятие о коррегировании профильной кромки в зависимости от ее положения относительно оси детали.
2
2


6
Наладка станка по заданным режимам резания. Способы наладки и подналадки на размер. Понятие об автоматическом регулировании на размер.
2
2


7
Конструкции приспособлений. Типовые конструкции приспособлений: самоцентрирующий токарный патрон, токарный патрон с независимым перемещением кулачков, цанговые патроны.
2
2


8
Вспомогательные приспособления. Патроны для сверл, консольные оправки, планшайбы, способы их регулирования. Люнеты конструктивные особенности.
2
2


9
Организация рабочего места и требования безопасности при работе на токарных станках Подготовка станка к работе, проверка заземления и выполнение простейших работ на токарных станках. Организация рабочего места и приемов обслуживания оборудования.
2
2


Практические занятия
10



1
Составить ведомость наладки токарно-винторезного станка
2



2
Методы смазки токарно-винторезного станка
2



3
Экономическая эффективность использования технологической оснастки
2



4
Определение исполнительного размера диаметра отверстия кондукторной втулки
2



5
Определение допуска на расстояние между осями отверстий в кондукторе
2


Дифференцированный зачет
2


Самостоятельная работа при изучении раздела МДК 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка к практическим занятиям с использованием учебника и конспекта.
Систематическая проработка учебной и специальной технической литературы
(по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).
Работа с Интернет ресурсами.
Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала).
16


УП 04.
144


Виды работ:
Плоскостная и пространственная разметка.
Правка, гибка, рубка, резка металла.
Опиливание металла, распиливание и припасовка
Сверление, зенкерование, зенкование и развертывание отверстий.
Обработка резьбовых поверхностей.
Клепка.
Шабрение.
Притирка и доводка.
Пайка, лужение, склеивание.
Комплексная слесарная работа.
Ознакомление с устройством металлорежущего оборудования.
Правила технической эксплуатации металлорежущего оборудования. Правила ТБ
Упражнения в управлении металлорежущим оборудованием. Подготовка станка к работе
Чтение чертежей;
Выбор способов обработки поверхностей и назначение технологических баз;
Изучение устройства и принципы работы токарно-винторезного станка;
Ознакомление с назначением и условиями применения универсальных приспособлений;
Ознакомление с назначением и применением режущего инструмента;
Нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбу метчиком и плашкой;
Управлять станками (токарноцентровыми) с высотой центров 650-2000 мм;
Точение цилиндрических поверхностей (гладких и с уступами) на заданную глубину резания с механической подачей резца при установке заготовок в патроне и в центрах.
Точение торцовых поверхностей проходными и подрезными резцами с установкой заготовок в самоцентрирующем патроне.
Вытачивание наружных канавок прямоугольного профиля. Отрезание.
Проверка обработанных поверхностей калибрами – скобами. Измерение линейкой и штангенциркулем.
Установка и закрепление сверл в сверлильных патронах и в пиноли задней бабки, подготовка заготовок под сверление.
Сверление и рассверливание сквозных отверстий и отверстий на заданную глубину.
Зенкерование и развертывание сквозных отверстий. Растачивание.
Выполнение приемов наладки токарного станка на конкретные виды работ с проведением необходимых расчетов.
Осуществление контроля качества обработанных поверхностей и деталей.
Нарезание крепежных резьб метчиками и плашками со свободным выходом инструмента и в упор.
Обработка конических поверхностей поворотом верхней части суппорта и смещением корпуса задней бабки с точностью по 11-12 квалитетам.
Обработка деталей фасонными резцами и методом двух подач с точностью обработки по 11-12 квалитетам
Оказывать помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации; убирать стружку;



Производственная практика (ПП04)
36


Виды работ:
Изучение действующих технических процессов изготовления деталей. Ознакомление с рационализаторскими и новаторскими решениями для корректировки ТП.
Ознакомление с органами управления и настроек, принципом работы и наладка токарных станков.
Выбор и применение универсальных приспособлений при различных видах обработки.
Выбор режущего инструмента. Заточка. Установка.
Применение продольных и поперечных упоров. Многорезцовая обработка, использование обратного хода резца. Применение комбинированных инструментов, контроль качества
Обработка деталей по 8-11 квалитетам на многорезцовых полуавтоматах, револьверных станках, специализированных станках.
Нарезание резьб метчиками и плашками. Нарезание резьб резцами.
Высокопроизводительные способы нарезания резьб. Контроль качества.
Включение, выключение станка. Настройка подачи, числа оборотов шпинделя.
Настройка на нарезание резьбы, на обработку конических поверхностей. Установка люнетов.
Установка, выверка в 3 и 4-х кулачковых патронах и в люнетах, снятие детали вручную и с помощью крана.
Виды стружки. Организация уборки стружки на участке. Безопасные приемы уборки.



Всего
489


4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает оборудование мастерских и рабочих мест мастерских:
Слесарной:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Станки: настольно-сверлильные, заточные и др.;
Набор слесарных инструментов;
Набор измерительных инструментов;
Приспособления;
Заготовки для выполнения слесарных работ.
Механической:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные;
Наборы инструментов;
Приспособления;
Заготовки.
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную практику для получения первоначальных профессиональных навыков. Практика может проводиться в учебно-производственных мастерских или на машиностроительных предприятиях города любой формы собственности, на основе общих или индивидуальных договоров, заключаемых между организацией и учебным заведением. Практика проводится концентрированно.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Металлообработка: справочник: Учебное пособие / Л.И. Вереина, М.М. Краснов, Е.И. Фрадкин; Под ред. Л.И. Вереиной. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
Общий курс слесарного дела: Учебное пособие / В.Р. Карпицкий. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2014. 
Профильная школа, 2010, №2
Слесарные работы: Учебное пособие / А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько. - М.: АльфаМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
Токарные работы: Учебное пособие / В.С. Алексеев. - М.: АльфаМ: НИЦ Инфра-М, 2013. 
Дополнительные источники:
Покровский Б.С. Слесарное дело: учебник для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский, В.А. Скакун. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 320 с.
Покровский Б.С. Слесарно- сборочные работы: учебник для нач. проф. образования/ Борис Семенович Покровский, В.А. Скакун. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
Покровский Б.С. Сборник заданий по специальной технологии для слесарей: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский, В.А. Скакун. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
Багдасарова Т. А. Токарь: Технология обработки: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Т.А.Багдасарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 80 с.
Багдасарова Т. А. Токарь: Оборудование и технологическая оснастка: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Т.А.Багдасарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 64 с.
Багдасарова Т. А. Токарное дело: раб. тетрадь для нач. проф. образования/ Т.А.Багдасарова. 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 112 с.
Багдасарова Т. А. Фрезерное дело: раб. тетрадь для нач. проф. образования/ Т.А.Багдасарова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 96 с.
Вереина Л.И. Фрезеровщик: Технология обработки: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.И.Вереина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 64 с.
Покровский Б.С. Справочник слесаря: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Б.С.Покровский, В.А. Скакун. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 384 с.
Контрольно- измерительные приборы и инструменты: Учебник для нач. проф. образования/ С.А. зайцев, Д.Д. Грибанов, А.Н. Толстов, Р.В.Меркулов- М.: Издательский центр «Академия», ПрофОбрИздат,2002. - 464 с.
Справочник токаря: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Людмила Ивановна Вереина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 448 с.
Вереина Л.И. Справочник станочника: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л.И. Вереина, М.М.Краснов. - 2-е изд., искр. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 560 с.
Интернет-ресурсы:
http://www. metstank.ru/ - Журнал «Металлообработка и станкостроение», в свободном доступе журналы в формате pdf, посвященные тематике ТМС.
http://www. lib-bkm.ru/ - «Библиотека машиностроителя». Для ознакомительного использования доступны ссылки на техническую, учебную и справочную литературу.

Общие требования к организации образовательного процесса
Квалификационный экзамен является завершающим этапом обучения рабочей профессии и проводится квалификационной комиссией, создаваемой из представителей предприятия и учебного заведения.
Для получения рабочей профессии и разряда обучающийся должен выполнить пробную работу в соответствии с требованиями чертежа, технических условий и устно ответить на вопросы Единого тарифно-квалификационного справочника работ и рабочих профессий по разделу «должен знать». При выполнении пробной работы обучающийся обязан выполнить установленные нормы выработки и обеспечить качество работы в соответствии с техническими условиями.
Студентам, хорошо сдавшим квалификационные испытания, присваивается рабочая профессия, разряд и выдается удостоверение установочного образца. Студенты, не выполнившие программу практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Мастера: наличие 5-6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
На практике для получения рабочей профессии в учебно-производственных мастерских для руководства практикой назначается руководитель практики от образовательного учреждения.


Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Выполнение всех видов общеслесарных и механических работ
Демонстрирует навыки выполнения общеслесарных и механических работ.
Выполняет все виды общеслесарных и механических работ;
Демонстрирует умение производить плоскостную и пространственную разметку;
Демонстрирует умение производить правку, гибку, рубку и резку металла;
Демонстрирует умение производить опиливание металла;
Демонстрирует умение производить сверление, зенкерование, зенкование и развертывание отверстий;
Демонстрирует умение производить обработку резьбовых поверхностей метчиком и плашкой;
Демонстрирует умение производить клепку;
Демонстрирует умение производить шабрение, притирку и доводку;
Демонстрирует умение производить пайку, лужение, склеивание;
Демонстрирует умение производить стружку;
Демонстрирует умение производить режущие инструменты и технологическую оснастку;
Демонстрирует умение производить режущие инструменты;
Демонстрирует умение осуществлять размерный контроль;
Демонстрирует знание требований ТБ, пожаробезопасности, нормы промсанитарии, требования к организации рабочего места;
Демонстрирует знание классификации и маркировки сталей, чугунов, цветных металлов и сплавов, инструментальные материалы, их выбор;
Демонстрирует знание определения: шероховатости, точность их обозначения;
Демонстрирует знание использования штангенциркуля, микрометрического инструмента, калибров, шаблонов, индикаторов;
Демонстрирует знание принципов нанесения разметки, определения базовой поверхности, применяемых инструментов; сущности процессов, используемый инструмент, и углы его заточки, приемы выполнения работ;
Демонстрирует знание видов поверхностей, приемы опиливания, различает напильники, надфили; знает оснащение рабочего места, технологию и приемы выполняемых работ, режущие инструменты, способы контроля обработанной поверхности; клепаные соединения, заклепки, оснастку и инструмент для клепания; существующие припои, инструменты, технологии;
Демонстрирует знание видов и типов резьб для соединения деталей и для передачи движения, одно и многозаходные резьбы, способы нарезания, используемый режущий и мерительный инструмент;
Демонстрирует знание системы допусков и посадок; квалитетов и параметров шероховатости.
Текущий контроль в форме практических занятий и контрольных работ по темам МДК.

Тестовый контроль по темам МДК.

Экспертная оценка на практических занятиях.


Квалификационный
экзамен




Выполнение работ на токарных станках
Демонстрирует практический опыт
работы на токарных станках различных конструкций и типов по обработке деталей различной конфигурации;
Демонстрирует практический опыт
контроля качества выполненных работ;
Демонстрирует умение производить токарную обработку: наружных цилиндрических поверхностей, конических поверхностей, внутренних поверхностей, нарезание резьбы, фасонных поверхностей, нежестких деталей,
корпусных деталей, ОМД и доводочные операции;
Демонстрирует умение обрабатывать детали по 12-14 квалитетам на универсальных токарных станках с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и по 8-11 квалитетам на специализированных станках, налаженных для обработки определенных простых и средней сложности деталей или выполнения отдельных операций;
Демонстрирует умение нарезать наружную и внутреннюю треугольную и прямоугольную резьбы метчиком или плашкой;
управлять станками (токарно- центровыми) с высотой центров 650-2000 мм;
Демонстрирует умение оказывать помощь при установке и снятии деталей, при промерах под руководством токаря более высокой квалификации;
выполнять фрезерование различных поверхностей;
Демонстрирует умение выполнять строгальные работы;
выполнять шлифовальные работы.
Демонстрирует знание групп и типов станков, их обозначения, основных приспособлений для установки, фиксации деталей на станке, определения производственного и тех процессов, операции, установки, перехода и движения в станках.
Демонстрирует знание устройства, рабочих движений сверлильного станка, виды выполняемых работ, инструменты.
виды резьб, применяемого режущего и контрольного инструмента, основных узлов; Демонстрирует знание токарных станков, их назначения, движения, режущих инструментов и их заточку.
Знает назначение технологической оснастки;
способов обработки цилиндрических, конических деталей, нежестких деталей, режущие и мерительные инструменты, режимы резания, способы обработки внутренних поверхностей деталей, применяемые режущие и мерительные инструменты, технологическую оснастку;
Демонстрирует знание типов фрезерных станков, основные движения, способов фрезерования, режущих инструментов, технологическую оснастку, режимы резания;
Демонстрирует знание назначения и основных узлов сверлильных станков, движения, способов сверления и рассверливания, зенкерования, зенкования и развертывания, инструменты, оснастку, режимы;
Демонстрирует знание назначения и основные узлы продольно и поперечно строгальных станков, видов выполняемых работ, инструментов, оснастки, режимы;
Демонстрирует знание назначения и основных узлов различных типов шлифовальных станков, абразивных инструментов, видов выполняемых работ, оснастки, режимов.
Знает назначение и свойства охлаждающих и смазывающих жидкостей.
Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой.


Экспертная оценка на практических занятиях.


Квалификационный
экзамен


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Демонстрация интереса к будущей профессии
Участие в профессиональных конкурсах
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в процессе обработки деталей на различных станках
Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Квалификационный экзамен
Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач
Самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике


Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач

Квалификационный экзамен


Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
Квалификационный экзамен


Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий

Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности
Активное участие в военно-патриотических мероприятиях
Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы










13PAGE 15





13PAGE 15




















13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715



wђ Заголовок 1!ђ Заголовок 2!ђ Заголовок 3!ђ Заголовок 4!ђ Заголовок 5!ђ Заголовок 6!ђ Заголовок 7!ђ Заголовок 8!ђ Заголовок 915