Практикум «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Практикум
«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»
Серова Елена Вячеславовна
учитель – логопед
МДОУ д/с № 14 «Тополек»
г. Южноуральск

Одной из основных задач коррекционной работы воспитателей является контроль за речью детей.
Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов неотделим от другого
Вспомним основные компоненты речи - звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь.
Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.
Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. Самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.
Речь должна обладать определенными качествами:
быть содержательной,
уместной,
ясной,
богатой,
чистой,
эмоциональной,
выразительной,
живой,
благозвучной.
До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда говорили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл. Вспомним о том что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – это ИГРА. Поиграем?
Попробуем выполнить задания для детей старшего дошкольного возраста, ответив на вопросы.
1 Задание
Какой звук способствует передаче чего-то грохочущего, грозного при прослушивании слов: гром, гроза, греметь, грот, раскаты, грохотать?

2 задание
Какой звук создает ощущение скорости и в то же время плавности волн?
Волна на волну набегала,
Волна подгоняла волну.

3 задание
Какой звук создает образ тишины?
Тише! Тише! Тише! Тише!
Спит в лесу семья зайчишек
Не во сне, а наяву
С ветки елки стая шишек
Мягко прыгает в траву.
В теплых норах спят мышата,
Мать качает малышат
В лапотках идут шишата
По тропинкам чуть дыша.

Мы взрослые легко справляемся с такими заданиями. У детей с недостатками произношения, у детей они вызывают определенные трудности. Таким образом: ребенка нужно учить слушать и слышать. В чем разница между слушать и слышать.

Вы все проводите с детьми в процессе выполнения заданий логопеда артикуляционную гимнастику.
Что такое артикуляционная гимнастика?

Задания для Вас.

4 задание
1-я группа. В старшей группе, где более 50% детей неправильно произносят звук [с], для разминки выбраны следующие упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Качели», «Маляр», «Лошадка», «Чистим зубки».


2-я группа. В подготовительной группе, где дети правильно, но нечетко произносят все звуки, выбраны следующие упражнения: «Слоник», «Лягушка», «Лопатка», «Иголочка«, «Вкусное варенье», «Киска».

Вопросы для обсуждения
Какую ошибку допустил воспитатель?
Может ли артикуляционная гимнастика навредить ребенку? Почему?

5 задание

Подберите скороговорки для заучивания:
1-я группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют С на Ш, Ш на С.
Саша шла по шоссе и сосала сушку.
Слоны умны.
Слоны смирны.
Слоны спокойны и сильны.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали ворон.
2-я группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.
Женя не «вагоноуважаемый»
И не «вагоноуважатый»,
А уважаемый
вагоновожатый.
Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.
Я гляжу на бережок Не лежит ли пирожок?

Выбор стихотворения
1-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков [р] и [р’].
2-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении [л].
3-я группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука[ш].

Хорек ходил на елку
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Абсолютно не похож.


Унес хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорек
Своей хлопушкой
Зверей пугает
Словно пушкой.
Г. Сапгир
***
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
МЫ снежинки балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок,
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы,
Но вот уже на чистую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок...
А. Горбунова
***
Елка в блестках ледяных,
В теплых слезках смоляных.
Свежая, зеленая, солнцем
озаренная.
Е. Благинина

Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
С. Маршак

Блиц-опрос: найди ошибку
1. Воспитатель просит детей определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба- ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.
2. Воспитатель просит определить место звука [з] в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.







Список использованной литературы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
2. Григорьев М.И. Анализ стихотворного текста – М.: «Ученик», 2003.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Видеокассета «Культура России. Серебряный век», 2006 г. 2. Иванов И.С. «Великая Россия», CD, 2007 г. 3. Петров Т.И., песня «Россия» (сл. И.Морковкина, муз. А.Зайкиной) 4. http://sitename.ru








15