Методические рекомендаци по практическим занятиям Ботаника

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












Методические указания
по выполнению заданий
на практических занятиях
по дисциплине Ботаника

Для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)





Составитель Калина Арина Владимировна
Ф.И.О.










г. Перевоз
2015



Составитель Калина Арина Владимировна


Методические указания по выполнению практических заданий по дисциплине «ботаника». Для студентов 54.02.01 Дизайн (по отраслям)/ - Перевоз, 2012. – 30. с.




Практические работы студентов по закреплению знаний, полученных при изучении теоретического материала по курсу «Ботаника» представляется в виде работы с определителем растений, изучением внешних признаков растений, описанием и изображением их. Методические указания содержат задания, определяющих целевую функцию дисциплины.
Учебное пособие предназначено для студентов осваивающих программы подготовки специалиста среднего звена профессиональных учебных заведений. Рекомендовано обучающимся специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)






Рецензент: Шашкина Л.Г. – преподаватель ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»










© Перевозский строительный
колледж, 2012




Рассмотрено на заседании кафедры
Общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ М.В. Пронина
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Г.В.Курикова



Оглавление


4


Введение
5


Цели и задачи дисциплины
5


Методические указания по темам
7


Список рекомендуемых источников
20














































Введение
Современный уровень образования предъявляет к специалисту целый ряд требований, среди которых ведущими являются творческий подход к решению профессиональных задач и умение самостоятельного и компетентного решения возникающих проблем.
В подготовке специалиста особое значение имеет практическая работа студента на аудиторных занятиях. Задачи практических занятий общие для всех, и для определенной части студентов всегда остается возможность списывания, копирования работы, без индивидуальных усилий.
Аудиторная практическая работа студента в виде конкретного задания значительно повышает эффективность образовательного процесса, побуждая студента к творческому подходу решения поставленных задач, а, следовательно, и знания и умения, приобретенные в ходе выполнения такой работы, будут более глубокими и прочными.
Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено в помощь студентам для выполнения аудиторной практической работы по курсу ботаники. Оно содержит рекомендации и способы решения поставленных задач, перечень необходимой литературы и образцы оформления выполненной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
уметь:
Самостоятельно работать с микроскопом.
Проводить научные исследования, применяя различные методы.
Проводить наблюдения за фазами роста и развития растений.
Определять виды растений.
Давать описание морфологического строения растений.
Проводить геоботаническое описание фитоценозов.
Гербаризировать растения.
знать:
Биологические закономерности развития растительного мира.
Особенности морфологии, анатомии, систематики, закономерности происхождения и изменения растений.
Морфологические и анатомические структуры растений.
Основные типы размножения растений и циклы развития.
Основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений.
Закономерности развития растений определенных систематических групп.
Разнообразие морфологических признаков растений.
Основы экологии и географии растений.
Ареалы распространения растений
Особенности и значение в жизни человека различных групп растений.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины Ботаника направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Код
Наименование результата обучения

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством и потребителями

ОК 7
Ставить цели, мотивировать подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ПК 1.1
Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.

ПК 1.4
Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.

ПК 1.5
Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и приемов.

ПК 2.1
Применять материалы с учетом их формообразующих свойств.

ПК 4.2
Планировать собственную деятельность.

ПК 4.3
Контролировать сроки и качество выполненных заданий












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ
Тема занятия: Клетка
Цели и задачи занятия: Ознакомиться с особенностями строения клеток растений
Задание: Выявление зависимости цвета растительных тканей от состава цитоплазмы клеток.
Методические указания по выполнению задания:
Правила работы с микроскопом
Взять микроскоп одной рукой за тубусодержатель, другой – поддержать его за основание и поставить на рабочее место у края стола против левого плеча. При работе смотреть в окуляр левым глазом, не закрывая правый, сидеть вплотную к столу, без напряжения.
Протереть мягкой салфеткой объективы, окуляр и зеркало.
Зафиксировать с помощью револьверной пластинки объектив малого увеличения напротив отверстия в предметном столике, а с помощью макровинта установить объектив на расстоянии 1 см от предметного столика.
Поднять конденсор в крайнее верхнее положение и полностью открыть диафрагму.
Глядя в окуляр, осветить микроскоп, ориентируя зеркало на источник света, до появления в поле зрения ярко и равномерно освещенного белого круга. После установки освещения микроскоп передвигать не рекомендуется.
Поместить микропрепарат на предметный столик, чтобы объект исследования попал в поле зрения, и плавным поворотом макровинта на себя или обратно добиться четкого изображения.
Примечание: не помещать на предметный столик мокрые стекла.
Для изучения объекта при большом увеличении следует поместить его точно в центр поля зрения. Затем, не поднимая тубус, поворотом револьвера сменить объектив малого увеличения на требуемый объектив (до слышимого щелчка ограничителя). Осторожным вращением макровинта в ту или другую сторону на Ѕ или ѕ полного оборота добиться четкого изображения.
При необходимости отрегулировать конденсором и диафрагмой яркость и контрастность освещения.
Недопустимо: попадание реактивов на оптику, резкое и неограниченное вращение макро- и микровинтов, развинчивание объективов, нанесение царапин на линзы и другие механические повреждения.
По окончании работы положить салфетку на предметный столик, установить объектив на малое увеличение и убрать микроскоп в шкаф.
Алгоритм выполнения
Подготовьте предметное стекло, протрите его марлей..
Нанесите 1-2 капли воды на стекло.
Препаровальной иглой снимите. кожицу с внутренней поверхности чешуи лука.
Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
Накройте кожицу покровным стеклом.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
Зарисуйте в тетрадь и обозначьте: клетку, клеточную стенку, цитоплазму, ядро.
Зарисуйте схему строения растительной клетки и обозначьте: ядро, клеточную стенку, цитоплазму, хлоропласты, вакуоль.
Запишите вывод в тетрадь
Справочная информация:
В клеточном соке многих растений имеются пигменты - соединения фенольной природы, так называемые флавоноиды, например антоциан, окрашивающий лепестки цветков и плоды в красные, синие, фиолетовые цвета разных оттенков. Антоциан изменяет окраску в зависимости от реакции среды, в которой находится. В кислой среде у него красная окраска, в нейтральной - фиолетовая, в щелочной - синяя. Реакция клеточного сока может меняться за время цветения какого-либо растения (например, у медуницы неясной и др.) и даже в течение суток. Кроме антоциана в клеточном соке присутствуют желтые пигменты - антохлоры, темно-бурые - антофеины. В вакуолях семян содержатся белки-протеины. В клеточном соке растворены также многие неорганические соединения.

Вид контроля: проверка работ

Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели и задачи занятия: Изучить особенности 1) первичного и вторичного строения покровных и механических тканей; 2) локализации различных типов механической ткани Задание: Морфологический анализ видов растительных тканей
Методические указания по выполнению задания: описание проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П. Виноградовой.
Алгоритм выполнения
Рассмотрите микропрепарат «Строение корня» (рис. 1). Найдите образовательную ткань. На с. 30 учебника прочитайте о местонахождении образовательной ткани, особенностях ее строения в связи с выполняемой функцией. Данные внесите в таблицу.
Рассмотрите корневой чехлик. Определите вид ткани, его образующей. На с. 30 учебника прочитайте об этом виде ткани. Данные внесите в таблицу.
На микропрепарате «Продольный срез стебля кукурузы» рассмотрите механическую ткань стебля. Обратите внимание на то, что клетки этой ткани имеют утолщенные одревесневшие оболочки, а живое содержимое отсутствует. Прочитайте об этой ткани на с. 30 учебника. Данные внесите в таблицу.
Рассмотрите рисунок проводящей ткани в учебнике на с. 31. Сравните его с увиденным под микроскопом (рис. 2), прочитайте информацию об этой ткани. Данные внесите в таблицу.
Для изучения основной ткани листа рассмотрите микропрепараты, приготовленные учителем (рис. 3, 4). Это тонкий поперечный срез листа традесканции. Обратите внимание на особенность строения этой ткани – наличие хлоропластов, которые содержат пигмент хлорофилл. Он придает растениям зеленый цвет. О функции этой ткани прочитайте на с. 31 учебника. Данные внесите в таблицу.
Сделайте вывод о наличии тканей, их разном строении и ответьте на вопросы:
– Как связано строение ткани с выполняемой функцией? – Почему клетки покровной ткани близко прилегают друг к другу? – Как отличить основную ткань от покровной?
Справочная информация
Таблица. Ткани растительного организма
Вид ткани
Место нахождения
Особенности строения
Функции

Образовательная
 
 
 

Покровная
 
 
 

Механическая
 
 
 

Проводящая
 
 
 

Основная
 
 



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Внутреннее строение корня: 1 – корневой чехлик (покровная ткань) защищает зону делящихся клеток; 2 – зона делящихся клеток (образовательная ткань) осуществляет рост корня в длину
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 2. Проводящие ткани стебля: 1 – ситовидные трубки луба (проведение органических веществ от листьев ко всем органам); 2 – сосуды древесины (проведение минеральных веществ, растворенных в воде, от корня ко всем органам)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 3. Внутреннее строение листа: 1 – кожица листа (защита листа, покровная); 2 – основная ткань (фотосинтез, клетки содержат хлоропласты); 3 – проводящий пучок (проведение веществ, укрепление жилок, механическая ткань); 4 – устьице (испарение воды, газообмен)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 4. Кожица листа. 1 – кожица листа (покровная ткань): клетки плотно прилегают друг к другу, защищая лист от повреждений
Вид контроля проверка работ

Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели и задачи занятия: Изучить разнообразие корневых систем. Метаморфозы корня.
Задание: Разнообразие корневых систем. Метаморфозы корня..
Методические указания по выполнению задания:
Алгоритм выполнения
Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?
Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие мочковатыми.
Отберите растения со стержневой корневой системой.
Отберите растения с мочковатой корневой системой.
Заполните таблицу.
По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие двудольные.
Сделать вывод: по каким признакам различают типы корневых систем
Справочная информация
Название растения
Тип корневой системы
Особенности строения
корневой системы.
Класс растений

 
 
 
 

 

Вид контроля: проверка работ



Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели и задачи занятия: описать виды ветвления побегов
Задание: Ветвление побегов
Методические указания по выполнению задания описание внешнего вида побегов проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.

Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание и доказательство
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля: проверка работ


Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Цели и задачи занятия: изучить морфологические особенности листьев
Задание: Морфологические особенности листьев
Методические указания по выполнению задания описание внешнего вида листьев проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.

Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля: проверка работ


Тема занятия: Генеративные органы цветковых растений
Цели и задачи занятия: изучить строение цветка
Задание: Строение цветка
Методические указания по выполнению задания описание внешнего вида цветков проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.

Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля: проверка работ



Тема занятия: Генеративные органы цветковых растений

Цели и задачи занятия: изучить морфологические особенности плодов и семян.
Задание: Морфологический анализ плодов и семян.
Методические указания по выполнению задания: описание внешнего вида плодов и семян проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.
Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля проверка работ

Тема занятия: Введение в систематику

Цели и задачи занятия: изучить морфологические особенности трубчатых и пластинчатых грибов
Задание: Морфологический анализ трубчатых и пластинчатых грибов
Методические указания по выполнению задания: описание внешнего вида грибов проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.
Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля проверка работ


Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Цели и задачи занятия: изучить морфологические характеристики представителя папоротникообразных.
Задание: Морфологический анализ представителя отдела папоротникообразных.
Методические указания по выполнению задания: описание внешнего вида представителя папоротникообразных проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.
Алгоритм выполнения
Изучите материал
Заполните таблицу
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.



Вид контроля проверка работ


Тема занятия: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]..

Цели и задачи занятия: сформировать исследовательские навыки и умения у студентов, способствовать овладению методами практикоориентированного подхода к изучению материала.
Задание: Составление гербария
Методические указания по выполнению задания: Гербарий собирается в электронном виде. Описание внешнего вида представителя папоротникообразных проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.
Алгоритм выполнения
Собрать 10 фото образцов травянистых растений целиком
Описать каждый образец используя таблицу № 1
Создайте презентацию гербария с помощью Microsoft Office PowerPoint/
Первый слайд презентации выполняется в виде титульного листа ( см. рис.1)
Каждое фото размещается на отдельном слайде и сопровождается индивидуальной карточкой (см.рис.2)
Справочная информация
Рис.1







Рис. 2









Вид контроля сдача презентаций


Тема занятия: Фитоценозы

Цели и задачи занятия: Изучить видовое разнообразие ярусов смешанного леса
Задание: Систематическое описание ярусов смешанного леса
Методические указания по выполнению задания Описание проводится на практическом занятии в конкретном лесу. Описание внешнего вида представителей ярусов смешанного леса проводить в виде таблицы (см. справочную информацию). Для определения названия используйте определитель К.П. Алявдиной и В.П.
Алгоритм выполнения
Определите ярусность леса, выявив ярких представителей ярусов.
Зафиксируйте описание объекта в полевом дневнике.
С помощью определителя растений определите название .
Заполните таблицу.
Справочная информация
Номер объекта и определение его названия

Характеристика объекта: описание
Рисунок

1.
1.


2.
2.


Вид контроля проверка работ
Тема занятия: Географическая зональность.

Цели и задачи занятия: Изучить особенности географической зональности
Задание: Географическая зональность
Методические указания по выполнению задания: используйте материал лекции.
Алгоритм выполнения
Используя материал лекции, заполните таблицу.
Справочная информация
Название природной зоны
Климатическая характеристика зоны
Растительность зоны










Вид контроля проверка работ


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Родионова, А.С. Ботаника: Учебник / А.С. Родионова. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 288с.
Павлова, М.Е. Ботаника [Электронный ресурс]: конспект лекций. Учебное пособие/ Павлова М.Е.- Электрон. текстовые данные.- М.: Российский университет дружбы народов, 2013.- 256c.


Интернет-ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.flover.onego.ru
www.likes.ukoz.ru



ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж»

ГЕРБАРИЙ
Цветковых растений


Выполнил (а) студент (ка) 2 курса
Группы 2071 специальности Дизайн

2012 г


ГЕРБАРИЙ
Цветковых растений

Семейство Сложноцветные - Compositae
ВАСИЛЁК СИНИЙ

ОПИСАНИЕ: только в посевах, преимущественно в озимых. Нижегородская область, Перевозский район, с.Тилинино

Собрал (а) Иванова И.А.
Определил (а) Смирнов А.П.



Рис. 2. Проводящие ткани стебляђ Заголовок 1 Заголовок 2¶ђ Заголовок 515