КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО
ПРИВЕТСТВИЕ
Каждый должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Внимание участников фиксируется на том, что руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Вариант: обязательно называть свое имя. Можно оговорить то, что необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. Тогда по завершении упражнения ведущий спрашивает: «Кто поздоровался больше, чем с 10 людьми? А больше чем с 20?»
ЛИМОН
Все сидят в кругу, ведущий в центре. Он показывает на кого-нибудь из сидящих и говорит: "Слева (справа)!...лимон-лимон-лимон". Пока он произносит это заклинание, надо успеть назвать имя соседа слева (справа). Кто ошибся или не успел, выбывает временно из игры.
Cоседи меняются, надо быстро перестроиться.Все сидят в кругу, ведущий в центре. Он показывает на кого-нибудь из сидящих и говорит: "Слева (справа)!...лимон-лимон-лимон". Пока он произносит это заклинание, надо успеть назвать имя соседа слева (справа).
ОТКРОЕМ СЕРДЦЕ ДРУГУ
Каждый игрок получает жетон в виде сердечка, на котором пишет свое имя. Ведущий идет с коробкой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в коробку. После этого ведущий второй раз проходит по кругу. Теперь задача игроков – достать из коробки одно из сердечек, прочитать вслух написанное на нем имя, вспомнить того, кому оно принадлежит, и отдать его хозяину.
ПЕРЕСАДКИ
Из круга убирается 1 стул, 1 человек встает на место, где находился его стул. Он называет признак, по которому можно охарактеризовать человека (например, «человек, который любит поспать» или «человек, у которого сегодня день рождения», «кто любит покопаться в огороде», «кто любит поесть», «кто любит активные виды спорта»). Люди, для которых этот признак подходит, обязаны встать и пересесть на другой стул, но не на соседние два (1 слева и 1 справа). Пересаживаются люди на скорость, кто остался, тот становится ведущим. (Цель – пошевелиться, узнать интересы друг друга)
ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ
Игра проходит, как эстафета. Участники бегут с одной стороны комнаты в другую, где приготовлен лист бумаги и маркер. Добежавший, записывает имя любого участника своей команды (кроме себя и уже записанных) и, взяв маркер, бежит обратно, передает ее другому участнику, и так продолжается до тех пор, пока последний не завершит список. Очень забавно смотреть, как последний участник усиленно вспоминает, чье имя еще не записано.
ЗАПОМНИ ВНЕШНОСТЬ
Выбирается пара игроков. Предварительно изучив внешность друг друга, они становятся спина к спине. Все остальные начинают каждому из них по очереди задавать вопросы о внешности напарника.
Например:
- сколько пуговиц у твоего напарника на кофте?
- какого цвета шнурки на ботинках? и т.д.
Из этой пары проигрывает тот, кто быстрее даст 3 неправильных ответа.
КАРТОЧКИ (МУРАВЕЙНИК)
Группе раздаются карточки, разделенные на квадраты. В каждом квадрате написано какое-то качество человека. (Например: «Я люблю петь», «У меня есть собака», «Мне грустно» и т. п.). Каждый должен найти людей с данными признаками и вписать их имена на свою карточку, чтобы оказались заполнены все клетки. В упражнение следует включать те качества, которые важны педагогу: интерес к профильной деятельности (я люблю театр),' группы по увлечениям (я люблю читать фантастику), качества присущие только участнику, которого хочется «выиграть» в рамках упражнения (пишутся под конкретного человека).
МОЛЕКУЛА— ХАОС
Участники изображают броуновское движение молекул. Встречаясь, здороваются и знакомятся друг с другом. По команде ведущего: «Молекула по 2, по 3 и т. д.», игроки разбиваются на группы по 2, 3 и т. д. человек. Как только звучит команда: «Хаос», участники вновь начинают двигаться как молекулы. Таким образом, игра продолжается.
ДРАЗНИЛКА
«Дразнилка» поможет закрепить знакомство. Все остаются в кругу. Пусть каждый по очереди называет свое имя и демонстрирует любимый жест, а остальные его «передразнивают», громко выкрикивая названное имя и повторяя жест.
Игру можно усложнить при условии, что играют в нее не более 15 человек: тогда каждый называет имя и показывает жест, а следующий повторяет и прибавляет свое имя и жест. И так далее. Труднее всего придется последнему, потому что ему надо будет назвать все имена и повторить все показанные жесты, но, конечно, ему могут все помогать!
ЛАСКОВОЕ ИМЯ
Участникам занятия предстоит вспомнить по кругу, как ласково называют его родные и близкие ему люди.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕННОСТЬ
ДРОЗД
Игроки образуют два круга внутренний и внешний, равные по численности. Внутренний круг разворачивается спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносится фраза: <Я дрозд, и ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щечки аленькие и у тебя щечки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга> При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к своим щечкам и к щечкам соседа, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие.
Материал и оборудование: ---. Продолжительность: 5-10 минут. Предполагаемое количество игроков: не менее 10человек. Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с ведущим произносят: " Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга". При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, обнимаются или пожимают руку, называя свои имена. Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.
ПРИКОСНОВЕНИЯ
Каждый по кругу прикасается к своему соседу справа и говорит ему комплимент.
АУРА
Участники игры разбиваются на пары и встают лицом друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Затем, закрыв глаза, участники протягивают друг другу правую руку и касаются ладоней друг друга. Оставаясь с закрытыми глазами, игроки опускают руки и три раза поворачиваются кругом. После этого они стараются отыскать ладони друг друга.
РАССМЕШИ ДРУГОГО
Попробуй удержаться от смеха - это не так-то просто!
Игроки встают в круг. По сигналу ведущего каждый участник игры пытается рассмешить других игроков, состроив смешную рожицу. Участники не могут прикасаться друг к другу и не должны закрывать глаза. Побеждает игрок, который рассмеется последним.
Вариант
Сквозь строй. Игроки встают в два ряда лицом друг к другу, а затем по одному проходят сквозь строй, стараясь удержаться от смеха при виде смешных рожиц, которые корчат им стоящие слева и справа товарищи.
ПОЗИТРОН
Хорошая возможность выразить доброе отношение друг к другу.
Мягкий мяч, который легко ловить.
Игроки садятся или встают в круг. Один игрок перебрасывает другому мяч - <положительный заряд>. Игрок, поймавший мяч, должен сказать что-нибудь хорошее и перебросить мяч другому участнику.
Вариант
Темы. Наставник предлагает группе тему для высказываний. Начните с чего-нибудь нейтрального, например, погоды, лагеря или пищи. Затем перейдите к более глубоким и личным темам, таким как наша группа и так далее. Эту игру можно использовать в течение всей лагерной смены, когда есть необходимость поделиться впечатлениями.
ПИХАЛКИ
Игра на координацию движений и взаимопомощь.
1-2 воздушных шарика для каждой группы.
Надуйте шарик и завяжите его. Попросите воспитанников встать в круг, взявшись за руки. Их задача - не дать шарику коснуться земли, подталкивая его любой частью тела, в том числе и руками, которые должны оставаться соединенными.
Если шарик касается земли, группа теряет право подталкивать его руками. Каждый раз, когда шарик касается земли, запрет распространяется еще на одну часть тела (ноги, колени, предплечья, голова и т.д.).
ПЯТНАШКИ ПО-МЕДВЕЖЬИ
Не стой на месте, торопись, по-медвежьи веселись!
Два игрока одинакового роста становятся лицом друг к другу и кладут руки друг другу на плечи. По сигналу ведущего каждый участник игры пытается наступить партнеру на носок ноги, не отрывая рук от его плеч.
ДАДИМ ОТПОР
Проведение: все участники становятся в круг. Ведущий называет страхи и опасность. Если кто-то из участников боится того, что было озвучено ведущим, то он должен встать в круг. Если остальные участники, оставшиеся в кругом, в течение 5 секунд возьмутся за руки (как бы защищая тех, кто вошёл в круг) и громко, дружно скажут: «Дадим отпор...», то считается, что упражнение выполнено правильно и оставшиеся в кругу защищены. Основные критерии этого упражнения – быстрота, громкость и дружность защиты. Фразы ведущего начинаются со следующего выражения: «На нас напали...» Ответ участников начинается с фразы: «Дадим отпор...»
КУКАРЯМБА
Все в кругу сидят с распальцовкой: ладони в кулаках на полу, мизинцы и большие пальцы выставлены, причем мизинцы всех людей соединены (получился круг из пальцев). Первый человек обращается к соседу, называя его по имени: «Оля, ты умеешь играть в кукарямбу?». Оля должна ответить: «Нет, ….. (называет его по имени), я не умею играть в кукарямбу». Потом Оля обращается к своему соседу и т.д. Когда очередь дойдет до первого человека, он говорит: «Я не умею, ты не умеешь и никто не умеет и я не знаю, зачем мы здесь вообще собрались».
ЛЮБЫЕ ЧИСЛА
Дети делятся на две группы.
Групповая игра, которая может быть преподнесена как способ проверки умения участников группы понимать друг друга без слов. Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству игроков. Ведущий командует: «Три-четыре!». Одновременно должно встать такое число игроков, которое названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, может, но не обязан вставать.
Интересно, что в классической группе из двенадцати-пятнадцати игроков ошибка не превышает одного человека. Ведущему лучше прекратить игру после одной-двух удачных попыток: участники останутся с ощущением возросшей групповой сплочённости.
ИГРЫ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ПРИЗ
На ветке дерева, на высоте трех метров, прикрепляется любой приз. Группе необходимо достать до него, не опираясь на дерево, используя себя в качестве лестницы.
БРЕВНО
Вся группа встает на бревно в определенном порядке. Членам группы необходимо поменяться местами: первый должен стоят на месте последнего члена группы, второй — на месте предпоследнего и т. д. Во время выполнения задания нельзя становиться на землю. В противном случае группа возвращается в исходную позицию. После выполнения упражнения следует проанализировать действия ребят.
ПОСТРОЕНИЯ
Ведущий по хлопку в ладоши предлагает командам быстро построиться:
— по цвету волос (от светлых до темных);
— по алфавиту (от первых букв имен);
— по размеру обуви (от меньшего к большему);
— по цвету глаз (от темных к светлым);
— по цвету носков (по цветам радуги).
ПУГОВКИ
В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета. Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.
РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ.
Отряд, проснувшись утром, не находит воспитателей. Они заболели, уехали, убежали. . . Как действовал бы отряд. Как бы была организована жизнь отряда. Пусть они посоветуются между собой и наметят план, как будто вас рядом нет. Внимательно наблюдайте за их действиями и кто выявится организатором.
Дал ее, предложите детям сделать объявление в лагере. Предложите им текст и спросите, кто возьмётся за это.
Следующий момент предложите детям найти место для костра, чтоб оно было удобным во всех отношениях. Спросите их какое место они считают удобным, пусть вслух порассуждают: направьте их рассуждения в нужное русло – не должно быть близких деревьев, удобное место для лавочек, удобный подход к этому месту, тропинку необходимо прочистить, чтобы ветки не стегали по глазам и т. д.. Сразу найдутся ребята, которые найдут место и будут его оспаривать и обосновывать его удобство. Они захотят, чтоб это место было укромным и никто не создавал помех. Предложите быть кому-нибудь ответственным за костёр, чтоб он всякий раз организовывал сбор сушняка для костра и складывал ветки конусом чтоб он был уже готов к вечеру. Сразу выявится лидер № I и №2.
СКУЛЬПТУРА
Материал: ---. Оборудование: стулья. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек. Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
СЧЕТ
Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: 20 человек.
Всем игрокам прикрепляют на спину определенный номер. Вы предлагаете детям построиться по порядку (четные в одну сторону, нечетным в другую). Тот, кто руководит построением, обладает чертами лидера.
ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ
Материал: ---. Оборудование: ---. Продолжительность игры: 10 -20 минут. Предполагаемое количество игроков: две группы по 10 человек. Вожатый предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут. Интерпретация: Кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга. Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство. Пассажиры - основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.
МАРСИАНСКАЯ ГОСТИНИЦА
Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и заяц. Итак, кто быстрее?! Начали! Обычно, функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль зайца. Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.
Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. Начали! Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо отверженным.
Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трехместные, двухместные и один одноместный.
Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить ее можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.
Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.