Тематическое планирование по технологии 7класс совместное обучение


Пояснительная записка
Рабочая программа «Технология. Сельскохозяйственный труд» в 7 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 (ст.7).
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9.03.2004 года №1312».
приказа Министерства образования Российской Федерации от 5.03.2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
программы «Технология в сельской школе» под редакцией В.Д.Симоненко 2008 г.
Цель учебного предмета.
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а)определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б)находить и использовать необходимую информацию;
в)выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г)планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д)оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Задачи учебного предмета.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а)формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б)привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г)развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д)обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е)воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж)овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з)использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми умениями и навыками.
Наряду с традиционными методами обучения применяются методы проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение всего периода обучения «Технологии» каждый учащийся выполняет 4 проекта (по одному в год). Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, школьники участвовали в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы технологической культуры и грамотности учащейся молодежи. В связи с этим особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности в создавшихся экономических условиях, к востребованному профессиональному определению.
Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между предлагаемыми для реализации учебными программами по трудовому обучению и материально-технической базой ОУ. Особенно от этого страдают сельские школы.
Данная программа по трудовому обучению – вариант адаптации для сельских школ программы “Технология” В. Д. Симоненко.
Программа адресована для учащихся 7 класса сельских общеобразовательных школ, построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта образовательной области “Технология”.
Программа рассчитана на 70 часов в год (2часа в неделю).
Содержание тем учебного курса в 7 классе.
Сельскохозяйственный труд.
Способами определения спелости картофеля, просушивание перед закладкой на хранение и условия хранения. Уборка и учёт урожая картофеля. Сортировка и закладка на хранение.
Способы уборки семян овощных культур. Сбор семян овощных культур (моркови, капусты, огурца, томата).
Полеводство. Характеристика полевых культур. Профессии этой отрасли, группы полеводческих культур и характеристика культур. Подготовка почвы под посев озимых культур (пшеница, рожь).
Нормы внесения удобрений под полеводческие культуры. Подготовка почвы и посев озимых
Предпосевная обработка почвы и подготовка семян, внесение удобрений (полевые культуры).
Полив и подкормка. Рыхление и борьба с сорняками, прореживание и окучивание, полив.Расчёт и внесение удобрений.
Вредители и болезни полевых культур.
Животноводство
Биологические особенности и хозяйственная ценность ,основные породы свиней.Технология получения продукции свиноводства,ее основные элементы.Профессии связанные с производством продукции свиноводства.
Технология обработки древесины.
Физико – механическими свойствами древесины; определение плотность и влажности древесины. Техника безопасности. Подготовка бруска (разметка, строгание).
Шипы и проушины. Выполнение приёмов шиповых соединений. Изготовление деталей с шипами и проушинами (разметка, пиление, зачистка). Контроль.
Фасонные поверхности. Технологией изготовления конических и фасонных деталей из древесины. Точение фасонных поверхностей. Изготовление шипового соединения.
Изготовление изделий из древесины на современном производстве. Сборка и отделка. Процесс изготовления изделий из древесины на современном производстве. Соединение деталей (шипов и проушин). Отделка изделия (лакирование).
Технология обработки ткани. Материаловедение.
Химические волокна их свойства. Силуэт и стиль в одежде. Технология производства химических волокон, их свойства; понятие терминов «стиль» и «силуэт». Определение состава тканей и изучение их свойств. Кройка блузы.
Нетканые материалы из химических волокон. Использование нетканых материалов. Сборка изделия (выполнение швов).
Требования, предъявляемые к одежде.
Правила ухода за одеждой из химволокон. Декорирование блузы.
Технология обработки металлов.
Стали. Виды и свойства стали. Устройство токарно-винторезного станка «Универсал». Основные приёмы термообработки; обрабатываемость сталей. Техника безопасности. Подготовка заготовки под точение. Управление станком.
Резцы, виды резцов, установка резца. Контроль.
Резьба, виды резьбы, Инструменты для выполнения резьбы. Приёмы нарезания резьбы. Нарезание наружной и внутренней резьбы. Контроль.
Способы обработки металлов на предприятии.
Кулинария.
Микроорганизмы и их польза в питании человека, значение молочных продуктов в питании; блюда из молочных продуктов.Техника безопасности. Практическая работа «Приготовление сырников из творога».
Мучные изделия. Продукты для приготовления теста, инструменты и приспособления. Изделия из теста. Практическая работа «Приготовление домашнего печенья».
Консервирование. Способы заготовки продуктов консервированием. Блюда из фруктов. Практическая работа «Приготовление цукатов».
Приготовление обеда в походных условиях. Нормы продуктов в походе, правила приготовления пищи на костре. Практическая работа «Приготовление каши гречневой с мясными консервами».
Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения.
Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за комнатными растениями.история появления комнатных растений, их роль в жизни человека; правила ухода. Пересадка и перевалка комнатных растений.
Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры.
Учебная проектная деятельность.
Разработка творческого проекта. Последовательность разработки творческого проекта. Поиск проблемы, обоснование необходимости изделия, обдумывание вариантов и выбор лучшего. Создание эскиза изделия.
Оформление выбранного творческого проекта; автоматизация движений и механических операций при выполнении рядовых процессов, творческое начало в труде, самодисциплина, сбережение собственной энергии, упорядоченность действий, соблюдение техники безопасной работы.
Аналитический этап. Результаты проделанной работы. Испытание. Оценка качества изделия. Презентация.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
по предмету «Технология» в сельской школе.
Сельскохозяйственный труд.
Знать: способы определения спелости картофеля, с какой целью картофель просушивают перед закладкой на хранение; условия хранения картофеля; способы уборки семян овощных культур; отрасль полеводство и профессии этой отрасли; группы полеводческих культур и их характеристики; нормы внесения удобрений под полеводческие культуры; способы предпосевной обработкой почвы и подготовки семян.
Уметь: определять спелость картофеля; вносить удобрения в соответствии с нормами; готовить почву под посев озимых культур (пшеница, рожь); выполнять сбор семян овощных культур (моркови, капусты, огурца, томата); выполнять борьбу с болезнями и вредителями с/х культур.
Технология обработки древесины.
Знать: физико – механическими свойствами древесины; элементы шипового соединения;технологию изготовления фасонных деталей из древесины; процессы изготовления изделий из древесины на современном производстве.
Уметь: определять плотность и влажность древесины;выполнять шиповое соединение;выполнять точение фасонных поверхностей.
Технология обработки ткани. Материаловедение.
Знать: технологию производства химических волокон, их свойствами; значение терминов «стиль» и «силуэт»;как используются нетканые материалы; требования, предъявляемые к одежде;правила ухода за одеждой из химволокон.
Уметь: определять состав тканей;выполнять кройку блузы.
Технология обработки металлов.
Знать: виды и свойства стали;назначение различных сталей;устройство токарно-винторезного станка «Универсал»; основные приёмы термообработки сталей; виды резцов;
значение термина «резьба», виды резьбы; способы обработки металлов на предприятии.
Уметь: различать обрабатываемость сталей;устанавливатьрезец;выполнять нарезания резьбы на стержне и в отверстии;выполнять точение на станке.
Кулинария.
Знать: значение микроорганизмов и их пользу в питании человека;значение молочных продуктов в питании;перечень продуктов для приготовления теста;инструментами и приспособлениями; способы заготовки продуктов – консервированием; нормы продуктов в походе;правила приготовления пищи на костре.
Уметь: готовить блюдо из молочных продуктов;готовить изделие из теста;готовить блюдо из фруктов;готовить обед в походных условиях.
Технология ведения дома. Интерьер жилого помещения.
Знать: историю появления комнатных растений;роль комнатных растений в жизни человека; правила ухода; Научить выполнять пересадку. Разновидности комнатных растений;
правила размещения комнатных растений в интерьере.
Уметь: выполнять пересадку комнатных растений;выполнять перевалку комнатных растений.
Учебная проектная деятельность.
Знать: этапы выполнения творческого проекта; правила оформления проекта.
Уметь: рационально организовать своё рабочее место, соблюдать правила техники безопасности; выполнять основные технологические операции при  изготовлении изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; документально оформлять проектные работы.
Использовать приобретенные знания для: организации индивидуальной и коллективной деятельности;изготовления изделий из различных материалов;украшения помещения растениями.
Программа предусматривает проведение уроков-лекций, уроков-практикумов. Большая часть учебного времени отводится урокам-практикумам.
Контрольно-зачётные требования сводятся к следующему:
выполнение теста;
выполнение практической работы;
выполнение проекта.

Календарно-тематическое планирование по технологии 7 класс
№ п.п. Разделы и темы Кол-во часов Дата Примечание
план факт 1 Вводный урок. Техника безопасности и охрана труда в кабинете технологии. Электро-, пожаробезопасность. 1 Основы плодоводства 2 Классификация и характеристика плодовых растений. 1 3-4 Строение плодовых растений 2 5-6 Закладка плодового сада
2 7-8 Обрезка деревьев и кустарников 2 Животноводство-(8) 9-10 Биологические особенности и хозяйственная ценность свиней, основные породы. 2 11-12 Понятие о технологии получения продукции свиноводства и ее основных элементах. 2 13-14 Экологические проблемы свиноводства. Правила безопасного труда в свиноводстве. 2 15-16 Профессии, связанные с производством продукции свиноводства. 2 Черчение и графика-(2) 17-18 Конструкторская и технологическая документация .Чертеж детали,сборочный чертеж 2 Машины и механизмы –( 4) 19-20 Классификация механизмов передачи движения. Понятие о передаточном отношении. 2 21-22 Понятие о кинематической цепи. Кинематическая цепь токарно-винторезного станка. 2 Технология обработки древесины-(8) 23-24 Свойства древесины 1 25 Создание изделия 1 26-27 Заточка и настройка дереворежущих инструментов 2 28-29 Столярные соединения 2 30-31 Художественная обработка древесины 2 Технология обработки металлов-(4) 32 Классификация и термическая обработка сталей 1 33 Назначение и устройство ТВ – 6 1 34 Точение и нарезание резьбы на ТВ - 6 1 35 Декоративно-прикладные изделия из металла 1 Технология изготовления одежды-(12) 36-37 Швейные материалы из химических волокон.
Основные ручные швейные операции 2 38-39 Швейная машина: игла и приспособления Машинные операции и швы 2 40-41 Технология пошива платья 2 42-43 Технология пошива прямой юбки 2 44-45 Изготовление выкроек 2 46-47 Моделирование швейных изделий 2 Технология обработки пищевых продуктов-(6) 48-49 Мясные продукты
Первичная обработка мяса 2 50 Мучные изделия 1 51 Изделия из пресного теста 1 52-53 Сладкие блюда 2 Технологии ведения дома-(4) 54-55 Понятие об экологии жилища. 2 56 Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей 1 57 Роль комнатных растений в жизни людей.Разновидности комнатных растений. 1 Электротехнические работы(2) 58 Автоматические устройства .Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах. 1 59 Устройство коллекторного электродвигателя. 1 Творческий проект – (7) 60 Обоснование темы выбора творческого проекта. 1 61 Построение «звездочки обдумывания». Выбор необходимых инструментов, приспособлений, оборудования. 1 62 Составление технической документации творческого проекта. 1 63-64 Выполнение технологических операций 2 65 Эколого-экономическое обоснование. 1 66 Защита творческого проект 1 Сельскохозяйственные работы –(6) 67 Уход за садом
Размножение плодовых и ягодных культур 2 68 Прививки плодовых культур
Размножение черенками 2 70 Плодовый питомник
Ягодные культуры, посадка и уход 2
Литература.
Занятия по трудовому обучению 5-7. Обработка древесины, металла. М., Просвещение, 1990 г.
Подборка журналов «Школа и производство», за разные годы издания.
Выпиливание лобзиком. Рыженко В.И. Траст пресс, 1999 г.
Столярные работы. Лифарь М.П. . Траст пресс, 1999 г.
Объекты труда. Коваленко, Куленёнок. М., Просвещение 1990 г.
Мастерим из древесины. Рихвк. М., Просвещение 1988 г.
Обработка древесины в школьной мастерской. Рихвк. М., Просвещение 1984 г.
Начинаем мастерить из древесины. Мартенсон. М., Просвещение 1981 г.
Азбука профориентации 21 века. «Рост», Санкт-Петербург, 2001 г.
Справочник по трудовому обучению: обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: 5-7 кл./ под ред. И.А.Карабанова - М.: Просвещение, 1992.
Марченко А.В. Настольная книга учителя технологии «АСТ – Астрель» М.: 2005