Статья на тему Ребенок — слушатель, ребенок — читатель


Кодякова Е. Ю.
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 41
РЕБЁНОК – СЛУШАТЕЛЬ, РЕБЁНОК – ЧИТАТЕЛЬ
Привить ребенку вкус к чтению -
лучший подакок, который мы можем ему сделать.
С. Лупан
С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров. Она учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе и помогает раскрывать человеческие духовные ценности. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредниками между писателем и слушателем. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит будущее отношений с искусством – литература.
Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный. А. П. Чехов писал: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» . В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором: колыбельные песни, считалки, потешки, мирилки, дразнилки, загадки, сказки, а также с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С Пушкина, В. А. Жуковского, Ш. Перро, Х. К. Андерсена и многих других. Проблема отбора книг для детского чтения – одна из самых важных и сложных проблем литературоведения , психологии и педагогики. До сих пор не прекращаются споры о том, что читать детям и как определить круг детского чтения. Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжетами детских игр становятся сюжеты литературных произведений. Хорошая детская книга вводит ребёнка в мир художественных образов. Она даёт ему наиболее сильные впечатления о прекрасном. Поэтому путём правильного подбора книг можно оказать положительное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Здесь, в уголке книги, происходит общение ребёнка с произведениями искусства – книгой и иллюстрацией. Ребёнок берет книгу, остается с ней один на один, внимательно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание и наиболее понравившиеся ему эпизоды. Это создает условия для эстетического воспитания средствами художественной литературы. В уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки обращения с книгой.Нами разработан и апробирован на практике исследовательско-творческий проект « Наши любимые книги ». Задачи проекта соотносятся с общими задачами образовательной области « Чтение художественной литературы », главная миссия которой – воспитание в ребенке читателя – осуществляется в процессе совместной деятельности взрослого и детей. Отличительной особенностью данного проекта является реализация идеи об организации работы с книгой как самостоятельным наглядным объектом литературы. Организация деятельности в рамках проекта « Наши любимые книги » предполагала взаимодействие родителей и детей. Поэтому мы познакомили родителей с примерным планом работы по проекту и составили план-схему по его реализации . Было проведено родительское собрание на тему «Воспитываем будущего читателя», консультации по организации домашнего чтения « Что и как читать ребенку дома », организовали литературные праздники с участием родителей, привлекли их к участию в разработке книжного уголка и созданию рукописных книг. Также родители помогли организовать экскурсию в библиотеку.
Французский писатель А. Франс говорил: «Истинного любителя я узнаю с первого взгляда, уже по одному тому, как он касается книги…» . Бережное отношение к книги – одно из важных качеств культуры чтения. Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает пересказать отдельные эпизоды. Малыши любят «читать» знакомые книги, это разглядывание помогает осознанию текста и развивает творческие способности детей. Особое удовольствие дети получают от разглядывания смешных картинок, это создает радостную атмосферу в группе и эмоциональный комфорт.
Современные средства массовой информации (телевидение, интернет) почти вытеснили традиционную форму общения взрослых и детей в семье, как семейное чтение. Мы-воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребёнка, в формировании отношения к книге как произведению искусства. Мы информируем родителей о том, что дети читают в группе и предлагаем произведения для домашнего чтения. В уголке для родителей размещаем советы, пожелания как организовать домашние семейные чтения. Воспитатель может проводить индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные темы: «Как приобщить ребёнка к слушанию книг», «Как использовать книгу для развития речи» и многое другое.
Мы любим книгу…
Мы – это дети, которые пришли в мир, чтобы познать его и себя в нем. Мы с восхищением смотрим на чудо – книгу, мы ждем, что книга откроет нам тайну мира и поможет понять человека.
Мы – это взрослые, которые стремятся постичь глубину книги, знают и помнят детство, понимают свою ответственность посредников между писателем – творцом книги и ребенком, к которому она обращена.
Мы – дети и взрослые – любим книгу.