Социализация и обучение детей с ОВЗ в сельской школе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕЛИННАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Реализации проекта
«Организация обучения и социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
в инклюзивном образовательном пространстве
сельской школы»

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Совместное воспитание и обучение в условиях общеобразовательной школы детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся – относительно новое явление в образовании. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
В марте 2013 года МКОУ Целинная СОШ была включена в проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» в целях создания и развития условий, обеспечивающих инновационную политику инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей – инвалидов, для максимального удовлетворения прав детей на доступное и качественное образование, на основании приказа Министерства образования и науки Новосибирской области № 771 от 25.03.2013 года.
Цель проекта:



Задачи:
















Работа по реализации проекта ведется параллельно по нескольким направлениям:






По работе над проектом приказом директора школы была создана рабочая группа.







На первом этапе реализации проекта рабочей группой был сделан качественный анализ возможностей организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ОУ (кадровый состав, материально – техническое обеспечение, наличие образовательных программ, психолого- педагогическое сопровождение детей данной категории, социальный состав семей учащихся), разработана нормативно – правовая база реализации проекта:





Кадровое обеспечение реализации проекта.
В ОУ укомплектован штат педагогов. Всего в ОУ 18 педагогов, из них высшую квалификационную категорию имеют - 1 человек, првую - 6 человек. В реализации проекта участвуют 16 педагогов, что составляет 89% от общего числа педагогов. В ходе проекта 6 человек прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организация работы с детьми с ОВЗ» на базе ОЦДК, НГПУ и НИП и ПРО.
На данный момент в школе обучается 10 детей с ОВЗ, это 9% от общего количества обучающихся в нашей школе. По общеобразовательным программам обучаются 2 ребенка, по специальным (коррекционным) программам 7 вида - 1 ребенок, по специальным (коррекционным) программам 8 вида - 7 человек. Из них 1 – ребенок – инвалид, 1 – обучается индивидуально.
.

Педагогическим сопровождением охвачены все обучающиеся, т. е. 100%. За каждым ребенком с ОВЗ закреплен тьютор (для детей, обучающихся по общеобразовательной программе - классный руководитель, по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 видам – это социальный педагог.
На каждого ребенка с ОВЗ составлен индивидуальный образовательный маршрут.
На базе школы создана служба ППМС–сопровождения. В результате работы специалистов службы ППМС психологическим, педагогическим, социальным сопровождением охвачено 100 % детей с ОВЗ.
В своей деятельности служба ППС руководствуется решениями районного психолого- педагогического консилиума.
В рамках службы функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, в состав которой вошли: педагог-психолог, учителя - предметники, социальный педагог. На каждого ребенка классными руководителями составлен план индивидуальной работы с обучающимися, составлено расписание занятий, карта динамики успешности обучающихся, который включает в себя следующие направления деятельности.








Деятельность ПМПк обеспечена специальной документацией, протоколами и планами работы.
Работа школы по реализации проекта дает положительные результаты:
созданы условия для инклюзивного образовательного пространства в сельской школе;
создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
Обобщен опыт работы школы по реализации проекта в рамках работы стажировочной площадки.




ДИРЕКТОР

ЗАМ ДИРЕКТОРА ПО УВР

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКИ

ПОЛОЖЕНИЯ

ПРИКАЗЫ ОУ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ

ПРОГРАММЫ

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

13 EMBED opendocument.ChartDocument.1 1415

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ППС

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ

КОРРЕКЦИОННО -
РАЗВИВАЮЩЕЕ

ПРОФИЛАКТИЧЕКОЕ

КОНСУЛЬТАТИВНО -
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ

создание условий для обучения и социализации детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве в условиях сельской школы


Разработать программное обеспечение образовательного процесса.


Разработать нормативно-правовую базу по проблеме


Разработать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования


Разработать и внедрить программу повышения профессиональной компетентости педагогов и специалистов в области инклюзивного образования;


Обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве сельской школы.


разработка нормативно-правовой документации по организации инклюзивного образования в условиях сельской школы;


организация психолого-педагогического, медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в образовательном пространстве;


повышение квалификации педагогов работающих с детьми ОВЗ;


работа с учащимися и родителями по включению детей с ОВЗ в социум.