Обучение русскому языку детей с дисграфией в условиях общеобразовательной школы

Обучение русскому языку детей - дисграфиков в условиях общеобразовательной школы

Для детей с задержкой психического развития в общеобразовательных школах создаются специальные (коррекционные) классы 7вида, но и в обычных общеобразовательных классах часто приходится наблюдать детей, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. Несомненно, чтобы найти пути работы с такими детьми, необходимо понимать причины аномалий, знать, что ребенок тоже страдает от своих неудач.
Таким образом, вопросы диагностики и коррекции нарушений письменной речи у школьников на современном этапе воспитания и обучения являются актуальными и сложными.

Что такое дисграфия? Наиболее распространенный диагноз, который ставится детям с задержкой психического развития, - это дисграфия / дислексия. Термин «дисграфия» прочно вошел в практику учителя – словесника, так как пропуск и замена букв, неверное разбиение предложения на слова, неумение проверять написанное, отсутствие грамматической связи между словами и многое другое встречается в письменной речи не только учеников начальной школы, но и у учащихся среднего звена. Термином «дисграфия» принято обозначать нарушение либо недоразвитие у учащегося навыка письменной речи, связанного чаще всего с нарушением звукобуквенного соотнесения. У большинства детей этот навык формируется полностью к четвертому классу начальной школы, но у детей с аномалиями в психическом развитии он сохраняется очень долго и корректируется очень трудно.
Причины дисграфии. С дисграфией чаще всего связано и другое заболевание - дислексия, или легастения, то есть недоразвитие или нарушение навыка чтения. Дисграфия / дислексия, это должен понимать каждый педагог, является следствием разнообразных причин в развитии ребенка. Это и отклонение на уровне генетики, и недоразвитие мозговых структур, а также аномалии в психической и социальной адаптации, такие как школьный негативизм, педагогическая запущенность и т.д. Проблемами нарушения письменной речи занимается и такая наука как нейропсихология. Установлено, что отсутствие координации между большими полушариями мозга тоже является одной из причин дисграфии. Так левое полушарие отвечает за логическое мышление, за умение анализировать и сопоставлять, а правое полушарие отвечает за образное мышление, ориентацию в пространстве, творческую работу. Нескоординованность работы этих полушарий ведет к нарушению звукобуквенного соотнесения, восприятию и воспроизведению, чтению и письму.
Устранением причин дисграфии, конечно должен заниматься врач, но не следует забывать, что эти причины с трудом диагностируются, носят хронический характер и сопровождают человека всю жизнь. Педагог ни в коем случае не должен относиться к дисграфику как к больному ребенку, скорее всего это особенность ребенка, требующая от учителя особого внимания, неординарности в подходе к обучению подобных детей. Цель обучения ученика – дисграфика – компенсация его отставания. При правильном выборе подхода к такому ученику педагогическая коррекция успешна в любом возрасте.
Типы дисграфии. Дисграфические ошибки по своей сути неоднородны, так как у ученика может не срабатывать при письме тот или иной анализатор, не выполняющий своей функции в процессе письма. В связи с этим выделяется три типа дисграфии:
акустическая;
оптическая;
моторная.
Для акустической дисграфии характерна чаще всего замена букв на обозначающие похожие звуки, реже встречается замена букв, обозначающих непохожие звуки. При оптической дисграфии встречается замена букв на сходные по написанию. Моторная дисграфия _ это несогласованное движение руки во время письма, порождающее замену букв на похожие по начертанию буквы с большим или меньшим количеством элементов (и – ш, п – т).
Зная о таких нарушениях, учителю проще выстроить взаимоотношения с учеником, наладить работу по устранению ошибок, от которых страдает и сам ученик. И конечно же, становится понятно, что такое письмо никак не связано с нестаранием или небрежностью ученика. Надо помнить и о том, что все эти типы дисграфии практически не встречаются изолированно, они проявляются у конкретного ученика смешанно, в разных пропорциях. Поэтому каждый дисграфик по-своему уникален, а это значит, что работа с такими учениками строится строго индивидуально. Помочь в работе может и хорошо известная классификация дисграфических ошибок:
ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ:
1. ПРОП УСК БУКВ И СЛОГОВ - «ПРОЩЛА» (ПРОЩАЛА), «ЖАДЫЕ» (ЖАДНЫЕ), «ИШКА» (ИГРУШКА)
2. ПЕРЕСТАНОВКА БУКВ И СЛОГОВ - «ОНКО» (ОКНО), «ЗВЯЛ» (ВЗЯЛ), «ПЕПЕРИСАЛ» (ПЕРЕПИСАЛ), «НАТУСПИЛА» (НАСТУПИЛА).
3. НЕДОПИСЫВАНИЕ БУКВ И СЛОГОВ – «ДЕЛА» (ДЕЛАЛА), «ЛОПАТ» (ЛОПАТА), «НАБУХЛ» (НАБУХЛИ).
4. НАРАЩИВАНИЕ СЛОВ ЛИШНИМИ БУКВАМИ И СЛОГАМИ – «ТАРАВА» (ТРАВА), «КАТОРАЫЕ» (КОТОРЫЕ), «КЛЮКИКВА» (КЛЮКВА).
5. ИСКАЖЕНИЕ СЛОВА – «НАОТУХ» (НА ОХОТУ), «ХААБ» (ХРАБРЫЙ), «ЩУКИ» (ЩЕКИ), «СПЕКИ» (С ПЕНЬКА).
6. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ И ИХ ПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ – «НАСТО» (НА СТО), «ВИСИТНАСТНЕ» (ВИСИТ НА СТЕНЕ), «У СТАЛА» (УСТАЛА).
7. НЕУМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ, СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ – «МОЙ ОТЕЦ ШОФЕР. РАБОТА ШОФЕРА ТРУДНАЯ ШОФЕРУ НАДО ХОРОШО. ЗНАТЬ МАШИНУ ПОСЛЕ ШКОЛЫ Я ТОЖЕ. БУДУ ШОФЕРОМ».
8. ЗАМЕНА ОДНОЙ БУКВЫ НА ДРУГУЮ – «ТРЮХ» (ТРЕХ), «У ГЛЕСТА» (У КЛЕСТА), «ТЕЛЬПАН» (ТЮЛЬПАН), «ШАПАГИ» (САПОГИ).
9. НАРУШЕНИЕ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ – «ВАСЕЛКИ» (ВАСИЛЬКИ), «СМАЛИ» (СМЯЛИ), «КОН» (КОНЬ).

ОШИБКИ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ:

1. АГРАММАТИЗМ – «САША И ЛЕНА СОБИРАЕТ ЦВЕТЫ. ДЕТИ СИДЕЛИ НА БОЛЬШИМИ СТУЛЬЯ. ПЯТЬ ЖЕЛТЕНЬКИ СПИЛЕНАЧКИ.» ( ПЯТЬ ЖЕЛТЕНЬКИХ ЦЫПЛЯТ)
2. СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ
В процессе устранения аграмматической дислексии и дисграфии необходимо развитие грамматического строя речи, формирование морфологических и синтаксических обобщений, что служит основой грамматически правильного письма.
Общие методические рекомендации. Исходя из понимания причин дисграфии и типов дисграфических ошибок можно сформулировать общие методические рекомендации в работе с детьми-дисграфиками :

·
·
·
·
· проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

· учёт психофизических, личностных особенностей;

· опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;

· смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

· соблюдение принципа «от простого к сложному»;

· переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

· поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности.
снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.
Методика оценивания. Далеко не все педагоги имеют представление о методике оценивания работ дисграфиков, следствием этого появляется большое количество неуспевающих учеников и снижение мотивации к учению, что нередко приводит к девиантному поведению учащихся. В принципе через локальные акты школа может утвердить свои нормы оценок для таких учащихся, но можно воспользоваться и данной таблицей:
Нормы оценивания диктантов в 5–9 классах V, VII видов
Вид диктанта
Нормы оценок (количество ошибок)


«5»
«4»
«3»
«2»

Конт-рольный
1 негрубая орфографическая
+
1 негрубая пунктуационная
+
1 логопедическая
2 орфографических
+
2 пунктуационных
+
3 логопедических
1 орфографическая
+
4 пунктуационных
+

·3 логопедических
6 орфографических
+
4 пунктуационных
+
4 логопедических

5 орфографических
+
5 пунктуационных
+
4 логопедических
7 орфографических
+
7 пунктуационных
+
5 логопедических
8 орфографических
+
8 пунктуационных
+
6 логопедических и более

Словарный
0
1–2
3–4
До 7


Исходя из принципа дифференцированного обучения, учитель должен ясно представлять себе все проблемы ученика и пути их преодоления, помогают в этом таблицы индивидуального учета знаний.
Такие таблицы учёта позволяют решить ряд существенных задач:
– уточнить детально симптоматику дисграфии в каждом отдельном случае и представить целостную картину состояния письма у конкретного ученика;
– скомплектовать группы учащихся с учётом выявленных нарушений;
– контролировать эффективность коррекционного обучения на различных этапах и своевременно вносить поправки в текущую работу.
Предпочтительнее всего в преподавании русского языка опираться на творческий потенциал учащихся. В этой связи логично вписываются такие методы, формы и технологии, как сказкотерапия или грамматическая сказка, игровые технологии, мастерские, информационные, сотрудничества и др.
Работа с дисграфиками трудная, времязатратная, но игнорирование ее работает против самого учителя: поставить «двойку» ученику – это самое легкое, но до того неэффективное решение, что наводит на мысль о профессиональном соответствии учителя. Родители в этих вопросах практически некомпетентны, поэтому действуем по принципу: помоги себе сам.
Работа осложняется еще и тем, что в доступных методических пособиях такая работа практически не освещается.
Учитель в процессе прохождения программного материала, индивидуализируя методы и приёмы общения, может весьма эффективно осуществлять коррекцию нарушений письменной речи у учащихся – дисграфиков..


Упражнения для коррекции дисграфии.
Фонетика:
1) Словарный диктант (записать слова в две колонки по наличию в и ф).
2) Вписать пропущенный слог па или ба :
лю-, ры-, тро-, ли-, - ран, - латка, ло- та, при- вил.
3) Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения.
ом с ул

4) Прочитать и записать, вставляя буквы ш, ж.
Пу_истая вата плывет куда-то.
Чем вата ни_е, тем до_дик бли_е.
(Облако.)
Графические диктанты. Очень эффективны в работе при любой форме дисграфии . Эта форма диктантов предлагается И. Н. Садовниковой. Из слов и предложений во время диктанта ребенок выделяет и записывает только заданные звуки (какой-то один или звуки-паронимы). Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешиваемых звуков на таких сложных по звуковому составу словах, какие не могут быть включены в текстовые диктанты.
Помимо проверки основной темы диктанта этот вид работы позволяет закрепить и ряд других навыков письма: учащиеся воспринимают на слух и отражают в записи членение текста на предложения, предложения – на слова, приучаются вычленять предлоги. Объем слуховой памяти заметно увеличивается. Постепенно совершенствуется навык точного и быстрого анализа слов по звуковому составу с опорой на артикуляцию.
5. Графический диктант.
У входа в дом стоял старик с фонарем.

· –
· – – –
· –
6. Превратить односложное слово в двусложное (по образцу), перекидывая мяч. А затем в трехсложное:
бант – бантик – бантики
ключ – ключик – ключики и т. д.
Лексика:
1. Записать слова, состоящие из данных слогов:
ка, ней, ли та, ну, ми
ри, ку, ца ни, пят, ца
мин, ви, та чок, ви, но
2. Прочитать слова, составить с ними словосочетания. Переставить слоги местами, получить новое слово, составить с полученным словом предложение:
рады – кабан – качай –
наши – нора – жилы –
насос – какой – навес –

3. Под карточками со словами и расположить подходящие по смыслу глаголы из данных ниже:
пробил – прибил промерз – примерз
прошил – пришил проколол – приколол
4. Какое из слов является «лишним»:
избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.
5. Данное на доске предложение записать графически, отражая состав слов: Кустик сбросил последние листочки.
6. Какими словами описывает автор дождь?
Дождь уже не лил, а сонно шептал.
Пошептал, пошептал и умолк. (Н. Сладков.)
– Какими еще словами можно охарактеризовать дождь? (Капает, крапает, стучит)
– Объяснить прямой и переносный смысл выражений. Составить устно предложения.
Намылить шею, прикусить язык, поджать хвост, развесить уши, засучить рукава.
Орфография:
1. Найти (подчеркнуть) четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне:
пл..тил пр..шу пл..сал
гл..тал к..зел зав..зал
пос..дил лош..дь выр..зал
ск..зал к..вер тр..сет
2. Выборочный диктант.
По слуху выписать из слов безударные гласные, объяснить их написание (вписать их в геометрические фигуры, начерченные в тетради; порядковый номер гласной в слове, указанный в скобках, диктуется логопедом в процессе работы). Используется цифровой ряд.
Широка (4) страна (4) моя (2) родная (2).
Ребятишки (4) пасли (2) телят (2) на поляне (2).
Козел (2) трясет (3) седой (2) бородой (4).
Синтаксис:
1. Определить в данных ниже столбцах словосочетания и пред-ложения:
ранней осенью Наступила осень.
головки цветов Цветы увяли.
гнёзда птиц Замолкли птицы.
2. Исправить предложения, если есть ошибки.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
3. Записать словосочетания, подобрав парами слова из двух данных групп. Указать вопрос (от глагола к существительному).
а) Решили, поймали, встретились, бегут, собирают, мечтали, обрадовались, помирились.
б) На лыжах, яблоки, зайчонка, гостю, с лесником, задачу, с другом, о поездке.
4. Ознакомить детей с условным обозначением предлогов (схемы).
Списать, вставить вместо галочек предлоги. На полях тетради начертить схемы предлогов.
Дети идут
· школу. Они строятся парами
· дверью класса. Днём ученики выходят
· школы.
· школой большой сад.
6. Правда или шутка?
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у печки.

7 Прочитайте и спишите стихотворение. В выделенных словах поставьте ударения и подчеркните окончания.
Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы
Для народа, для страны.
(ДоговОры, инженЕры, шофЁры, столярЫ, малярЫ.)

8. Напишите словосочетания, употребив существительные из скобок в родительном падеже множественного числа.
У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), килограмм (сливы), чашки без (блюдца), килограмм (яблоки), продажа (полотенца), чехлы от (кресла), много (дела), выбор (места), удаление (пятна), умножение (числа), пара (сапоги), рота (солдаты), крем от (торты), восемь (помидоры).
(У новых скатертей, около речных пристаней, пуговицы от наволочек, ветки черешен, герои басен, пять простыней, килограмм слив, чашки без блюдец, килограмм яблок, продажа полотенец, чехлы от кресел, много дел, выбор мест, удаление пятен, умножение чисел, пара сапог, рота солдат, крем от тортов, восемь помидоров.)

– Составьте с данными словосочетаниями 6 предложений.


Заголовок 115