Выступление на тему Организация деятельности школьного ПМПк в рамках ФГОС при сопровождении детей с ОВЗ.


(Слайд №1) Организация деятельности школьного ПМПк в рамках ФГОС при сопровождении детей с ОВЗ
(Слайд №2) Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации. Консилиум несет ответственность (Слайд №3) за создание и реализацию необходимых условий,  которые «прописаны» в заключении ПМПК. В то же время, консилиум несет исключительно рекомендательную функцию по тактическим вопросам реализации рекомендаций ПМПК. Он также  выполняет функцию выявления детей с ОВЗ и функцию объективной «углубленной» оценки состояния ребенка (детей).
Целью консилиума (Слайд №4) является обеспечение диагностико - коррекционного психолого - медико - педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
К основным задачам консилиума относятся: (Слайд №5)
1. Консолидированное решение, определяющее особенности процесса комплексного индивидуально ориентированного сопровождения ребенка с ОВЗ;
2. Участие специалистов в адаптации  образовательной программы, рекомендуемой ребенку (коррекционной программы, как ее компонента в соответствии с выявленными особенностями психического и физического развития ребенка). Включение родителей как полноправных участников в обсуждение и разработку СОУ, в том числе, в рамках АОП;
3. Определение динамики развития и образования ребенка, включая эффективность реализации специальных образовательных условий, эффективность коррекционно-развивающих мероприятий специалистов консилиума в рамках психолого-педагогического сопровождения;
4. Координация деятельности с другими образовательными организациями и учреждениями здравоохранения и социальной защиты;
5. Информирование родителей о результатах реализации АОП и социальной адаптации.
Также задачами консилиума являются:
изменение при необходимости компонентов индивидуальной программы сопровождения, коррекция необходимых СОУ в соответствии с образовательными достижениями и особенностями психического развития ребенка с ОВЗ;
подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и индивидуальной программы сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка и характером овладения адаптированной  образовательной программой, рекомендации родителям по повторному прохождению психолого-медико-педагогической комиссии;
подготовка и ведение документации, отражающей актуальное  развитие  ребенка,  динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций, эффективность коррекционно-педагогической деятельности специалистов консилиума;
консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом организации в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ, характером его социальной адаптации в образовательной среде;
организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.
Принципы работы консилиума таковы: (Слайд №6)
1. Приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»): специалист системы сопровождения призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
2. Непрерывность сопровождения: специалисты службы сопровождения прекращают поддержку ребенка только тогда, когда проблема решена или подход к решению очевиден.
3. Мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: обеспечивается согласованной работой команды специалистов, включенных в единую организационную модель, владеющих единой системой методов.
(Слайд №7) Интеграция в работе специалистов консилиума предполагает, что, находясь в системе образования, воспитанники с ОВЗ должны в полной мере овладеть образовательной программой. Участвуя в сопровождении ребенка, каждый из специалистов хотя и в разной степени, но в полной ответственности за усвоение ребенком объема программы обучения. Для успешного решения этих задач выработаны следующие направления деятельности консилиума. (Слайд №8)
Диагностический блок включает: обследование по запросу специалистов, воспитателей, родителей (законных представителей); диагностику, динамическое наблюдение.
Блок анализа и планирования предполагает анализ результатов диагностики, выбор способа организации коррекционно-развивающего процесса, планирование работы, статистический учет.
Коррекционно-развивающая работа предусматривает проведение коррекционно-развивающих занятий с воспитанниками: с педагогом-психологом - по развитию психических процессов, с учителем - дефектологом - по развитию познавательных процессов, с учителем-логопедом - по совершенствованию различных сторон речи, с музыкальным руководителем - по развитию темпа и ритма, с учителем по физической культуре - по развитию общей моторики.
Блок профилактической и консультативной работы включает углублённые диагностические обследования, консультации для педагогов и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Блок контроля включает предоставление информации о работе ПМПк на педагогических советах, на родительских собраниях, подведение итогов за учебный год.
В соответствии с планом работы на учебный год планируется 4 заседания ПМПк - плановые, но по запросам участников образовательного процесса могут проводиться и внеплановые. (Слайд №9)
Цель плановых заседаний:
оценка динамики обучения и коррекции, внесение коррективов в работу специалистов, корректировка формы, режима обучения и назначение новых обследований.
Деятельность планового консилиума ориентирована на решение следующих задач:
определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута воспитаника;
динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ОУ. Поводом для внепланового ПМПк является отрицательная динамика развития ребенка и необходимость изменения ранее проводимой коррекционной работы.
Задачами внепланового консилиума являются:
решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Алгоритм работы ПМПк включает следующие направления работы: (Слайд №10)
выявление проблемы у ребёнка;
беседа с педагогами, родителями (законными представителями);
диагностика;
заседание консилиума, выработка индивидуальной программы сопровождения ребёнка;
реализация намеченной программы, при необходимости внесение изменений в индивидуальную программу развития воспитанника.
(Слайд №11) Регламент деятельности консилиума по созданию и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ содержит ряд принципиальных этапов.
(Слайд №12) После периода адаптации детей, поступивших в образовательную организацию, проводится их скрининговое обследование (Слайд №13) с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ, коррекционной программе сопровождения и/или обучения по адаптированной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК. Завершением данного этапа являются рекомендации педагогам и родителям, дети которых, по мнению специалистов, нуждаются в организации СОУ и обучении по адаптированной образовательной программе, включая индивидуальную программу сопровождения. Целью данного этапа является уточнения необходимости создания для воспитанников СОУ, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов, определение формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи. 
В ситуации прохождения ребенком ПМПК и получением образовательной организации его заключения о психофизических особенностях ребенка, его статусе как «ребенок с ОВЗ» и соответствующими рекомендациями каждым специалистом консилиума проводится углубленное обследование ребенка с целью уточнения и конкретизации рекомендаций ПМПК по созданию СОУ.
(Слайд №14) По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс специальных образовательных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. При необходимости вносятся поправки в индивидуальный коррекционный образовательный маршрут. (Слайд №15)
Итогом консилиумной сессии является заключение консилиума, в котором конкретизируются пакет СОУ и индивидуальная программа сопровождения ребенка (в рамках реализации адаптированной образовательной программы) на определенный период. 
В конце периода, на который были конкретизированы СОУ, разработана и реализовывается АОП проводится консилиумная сессия, основной задачей которой, является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, в рамках  реализации пакета СОУ, включая оценку эффективности реализации АОП. (Слайд №16)
Итогом  заключительного этапа реализации СОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения процесса обучения и воспитания ребенка с ОВЗ по данной АОП, либо необходима корректировка коррекционной программы, всех компонентов деятельности специалистов по реализации СОУ. Таким образом, определяется следующий период сопровождения образования ребенка в данной образовательной организации. Следует отметить, что заключение консилиума носит для родителей рекомендательный характер.
Для чёткой координации работы консилиума необходима контрольно-аналитическая деятельность специалистов, которая включает в себя:
Анализ мониторинговых данных: (Слайд №17)
адекватность выбранных форм, пособий и заданий возрасту детей;
методика обследования;
соответствие полученных данных выводам и заключениям специалистов.
Рекомендации специалистов и их выполнение: (Слайд №18)
соответствие рекомендаций выводам мониторинга;
планирование и проведение деятельности в соответствии с циклограммой;
выполнение рекомендаций специалистов.
Коррекционно-образовательная деятельность: (Слайд №19)
образовательная деятельность (НОД);
индивидуальная работа, индивидуальные коррекционные образовательные маршруты;
выполнение рекомендаций специалистов педагогами на группах.
Анализ проблемных ситуаций участниками коррекционно-образовательного процесса, в который входят: дети, родители, педагоги. (Слайд №20)
Для создания и реализации специальных образовательных условий и технологичной работы консилиума необходима четкая организация консилиумной деятельности, деятельности каждого из его специалистов, ответственного отношения к возложенным обязанностям. К их числу необходимо отнести: (Слайд №21)
адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
обоснованность рекомендаций;
конфиденциальность полученных при обследовании материалов;
соблюдение прав и свобод личности ребёнка;
ведение документации и её сохранность.
Без тесного и эффективного контакта, постоянного взаимодействия педагогов образовательной организации со специалистами школьного консилиума, эффективная реабилитация невозможна. (Слайд №22) Только чёткая и слаженная работа всего педагогического коллектива способствует своевременному выявлению проблем и оказанию помощи воспитанникам с ОВЗ.
Литература:
1. Забрамная С.Д. Материалы для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. - М.,1981;
2. Письмо МОиН РФ от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении»;
3. Письмо МОиН РФ от от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «О методических рекомендациях по психолого –педагогическому сопровождению обучающихся»;
4. Приказ МОиН РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5. Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума
( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред. М.М. Семаго/ -М., 2000.
6. http://regulation.gov.ru/project/16546.html