Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве


Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве
Цель деятельности учителя-логопеда
Создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствование коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения академической составляющей образовательной программы
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:
Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения (установление диагноза).
Разработка перспективного плана коррекционно-логопедической работы (индивидуальной программы развития) с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.
Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ. Определение направлений, методов и приемов логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития
Комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся с ОВЗ. Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи (с использованием программного материала учебных дисциплин гуманитарного цикла).
Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ.
Проведение систематического изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ в процессе освоения образовательной программы.
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей.
Разработка предложений по повышению эффективности диагностической, коррекционной работы. Обобщение и распространение наиболее эффективного опыта логопедической работы.
Обеспечение и контроль за соблюдением здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ. Проведение работы по соблюдению в классе правильного речевого режима, по обогащению и систематизации словарного запаса обучающихся в соответствии с учебными предметами, развитию коммуникативных умений.
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности по вопросам онтогенеза детской речи : обучение родителей специализированным приемам преодоления расстройств устной речи, подбор комплексов коррекционно-развивающих упражнений.
Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющими речевые нарушения.
Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществляется на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, определяются основные направления деятельности учителя-логопеда.
Доступная среда на 2011-2015 года
«Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам – доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удалённых школ, вообще в целом для российской провинции...
Особая задача – создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году была принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем»
Из Послания Федеральному Собранию
Российской Федерации
Целью программы - создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.
Ратификация Конвенции о правах инвалидов
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны.
В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Региональный аспект
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  ПОСТАНОВЛЕНИЕ  от 25 сентября 2013 года N 585 
Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда" 
В России проживает более 13.000 000 людей с инвалидностью
В нашем регионе проживают более 355.000 инвалидов, или 8% от населения:
инвалидов по зрению – более 11.000 человек,
инвалидов-колясочников – более 20.000 человек,
инвалидов по слуху – около 5.000 человек.
Главная задача программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни.
Проект СФГОС
Специальный ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблемы и задачи
Не все дети с ОВЗ охвачены образованием (в СССР – около трети, в современной России – 58%)
Самые «тяжелые» дети выпадают из системы, они не могут освоить цензовое образование и на этом основании считаются до сих пор необучаемыми.
Самые «легкие» дети с ОВЗ закономерно уходят в массовую школу, но в большинстве случаев остаются там без необходимой специальной поддержки, и также не могут реализовать право на адекватное их возможностям и потребностям образование.
Проект СФГОС направлен на преодоление существующей социальной несправедливости, преодоление разобщенности систем образования детей с ОВЗ и их здоровых сверстников
СФГОС должен стать базовым инструментом инновационного развития системы образования и реализации конституционных прав детей с ОВЗ на получение образования, отвечающего их потребностям и возможностям.
Смысл разработки СФГОС
гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:
региона проживания;
тяжести нарушения психического развития;
способности к освоению цензового уровня образования;
вида учебного заведения
Специфика
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:
слуха;
зрения;
речи;
опорно-двигательного аппарата;
задержкой психического развития;
умственно отсталые;
дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм;
дети с множественными нарушениями развития
Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного нарушения ( слуха, речи и т.д.) но и от качества предшествующего обучения и воспитания