Инклюзивное обучение для детей с овз


Инклюзивное обучение для детей с ОВЗ
«Мы просто обязаны создать
нормальную систему образования
для инвалидов, чтобы дети могли обучаться
среди сверстников
в обычных общеобразовательных школах,
и с раннего возраста
не чувствовали себя
изолированными от общества»
Д.А. Медведев
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов рассматривается одним из приоритетных направлений деятельности системы образования РФ. Целью специального образования детей с ОВЗ является введение ребёнка в культуру или его социализация. При этом важнейшим условием социализации ребёнка с ОВЗ является сознательное участие семьи в процессе его реабилитации.
Естественно, что первый опыт социализации ребёнок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребёнка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи, от готовности родителей помочь своему ребёнку.
А какие они, дети с ОВЗ?
Статистические данные свидетельствуют о том, что группа детей с особенностями чрезвычайно неоднородна. А надо ли вообще вводить таких детей в массовую школу? Это сложный вопрос. Сколько людей, столько и мнений. Давайте попробуем разобраться в следующем: что же такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование (фр. – inclusif – включающий в себя; от лат. – include – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Кроме этого, инклюзивное образование рассматривается как ступенька к инклюзивному обществу и предполагает обучение в течение всей жизни.
Окружающий мир детей с ОВЗ – это родители, комната, в которой они живут и инвалидная коляска. Такие дети редко общаются со сверстниками, так как многие ещё не научились воспринимать их как обычных людей, способных на полноценную жизнь, разве что через интернет. Постепенно такой ребёнок замыкается в себе и слишком рано узнаёт, что такое одиночество, получая необходимую информацию и обучение только при помощи интернета. Обычно таким детям нужна помощь, чтобы они чувствовали себя нужными и способными на многое, получали достаточно живого общения.
Какие же существуют аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ» образовательной интеграции?
Интегрированное обучение и воспитание обеспечивают детям с ОВЗ равные с их здоровыми сверстниками условия для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество. Вместе с тем со стороны нормально развивающихся детей возможны проявления негативного отношения к ребёнку, имеющему те или иные нарушения(насмешки, выражения чувства брезгливости, «обзывания» и т.п.). Хорошо, что дети с особенностями психофизического развития не будут изолированы от общества, но плохо, что в массовых школах возможности для удовлетворения их специальных образовательных потребностей ограничены. Следует учитывать при этом запросы и пожелания родителей нормально развивающихся детей, которые по-разному относятся к интеграции, особенно в принудительном её варианте.
При рассмотрении проблем инклюзивного образования в российском обществе нам представляется перспективным разделить два принципиальных направления:
Интересы развития и воспитания гражданского общества, способного включить в свой состав как неотъемлемую часть контингент людей с особыми потребностями.
Интересы людей (прежде всего детей) с особыми потребностями, зачастую неспособных самостоятельно удовлетворить свои потребности и отстаивать свои права.
Признавая безусловный приоритет первого направления, который и нашёл своё выражение в концепции «инклюзивного образования» как реформирования существующей системы образования с целью включить в неё особые образовательные потребности, остановимся подробнее на втором направлении.
На мой взгляд, неуместно однозначно связывать реализацию прав особого ребёнка с возможностью включения его в общую систему образования. Однозначное разобщение между интегративным образованием, в котором коррекционными школами накоплен огромный опыт, и инклюзивным, которое является новшеством, также непродуктивно и нецелесообразно. Необходимо гибкое сочетание разных подходов и возможностей образования, а также всесторонний учёт интересов.
Важным компонентом этого процесса является общий настрой в школе: здесь на всех уровнях, между педагогами и детьми, между родителями и педагогами, внутри коллектива учителей и воспитателей, на уровне контактов службы сопровождения основной установкой является солидарность, из которой вытекают взаимопомощь, сочувствие, терпимость и терпеливость. Дело воспитания и образования ребёнка в случае особых потребностей требует и особых человеческих качеств и навыков социальной работы, в том числе с родителями таких детей. В рамках такого гибкого подхода необходима многоуровневая экспертная оценка, которая позволяла бы определять в динамике потребности конкретного ребёнка, и с учётом пожеланий родителей и рекомендаций медучреждений, вырабатывала бы индивидуальную программу обучения, развития и воспитания ребёнка.
Важно признать, что инклюзивные формы обучения предполагают взаимную готовность обеих сторон процесса, желание со стороны включаемого в массовое обучение ребёнка и, терпимость, доброжелательность, признание со стороны учеников и родителей массовых школ.
На мой взгляд, в системе общего школьного образования, даже практикующего процессы инклюзии, аспекты сотрудничества трудно учесть, поскольку приоритетными являются задачи обучения. Выработать солидарность и ответственность в деле качественного взращивания детей с особыми потребностями, задача не одного поколения людей, эта задача требует переориентации сознания всего общества, развития гражданской культуры. На сегодняшний же день, мне видится более успешной интеграция ребёнка в общество через прицельную коррекционную работу, которую могут квалифицированно осуществлять педагоги коррекционной школы, специалисты службы сопровождения.