Выступление на педсовете на тему РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КОУ ВО «Борисоглебская школа-интернат для детей-сирот с ОВЗ»









РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.









Касьянова Л.П.,
учитель начальных классов







Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременной с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом».
Читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда, обеспечивающим преемственность между начальной и основной школой. Задача научиться читать самостоятельно, наряду с задачей формировать интерес к чтению, поставлена перед учащимися со стороны учителей начальной школы и учителей чтения в среднем звене. На каждом уроке, работая над текстом произведения, юные читатели не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством для получения информации и обогащения своего читательского опыта. Младшие школьники открывают мир книг через слушание, чтение, наблюдение и сравнение произведений разных по форме и содержанию.
В младшем школьном возрасте дети лучше запоминают и производят то, что связано с их интересами, поэтому на уроках чтения произведения читаются доступные, хорошо иллюстрированные, связанные с действительной жизнью. Начиная с первого класса, уроки чтения проходят в игровой, занимательной форме и продолжаются 30 минут. Со второго класса длительность непрерывного чтения составляет 10 минут, а в третьем - четвертом классах – 15 минут.
Самостоятельное чтение – это лишь необходимое средство для решения учебных, познавательных задач.
В первом классе дети приучаются вслушиваться в текст незнакомого произведения, которое читает учитель, воссоздают в своем воображении героев, сюжет. Чтобы активизировать умственную деятельность учеников, применяю следующие виды работ:
- выразительное чтение произведения вслух. Особенно дети любят, когда им читают сказки, веселые рассказы, потешки;
- чтение стихотворения учителем наизусть. Внимание детей направляется на запоминание прочитанного, развивает у них память, речь, воображение.
- использование инсценировок художественных произведений. Путем игры пытаюсь оживить в воображении детей прочитанное произведение; развивается творчество детей, формируются навыки диалогической речи. Учащиеся проявляют творчество, придумывая за своих героев слова и жесты, помогают друг другу, пробуют себя в разных ролях.
Подвижность младших школьников является естественной потребностью здорового, развивающегося организма в движениях, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Если среда, в которой растет ребенок, не способна удовлетворить его стремлений двигаться, играть, исследовать окружающий мир, активно проявлять себя, общаться со сверстниками, то он будет становиться злым, агрессивным и телесно неразвитым, неспособным вступать в тесные отношения со средой обитания.
В этой связи часто использую подвижные игры на переменах и после уроков. Зарядка перед уроками и динамические паузы выступают не только средством оптимизации функционального состояния младших школьников, но и средством обучения навыка здорового образа жизни при использовании различных техник оздоровления.
- живые картинки по прочитанному произведению. По заданию учителя дети изображают какой-то момент из произведения: принять нужные позы, придать лицам необходимое выражение, представить, как одеты персонажи, что их окружает, и рассказать об этом. Создание условий для творчества в учебной деятельности является одним из важнейших факторов сохранения здоровья, т.к. это способ удовлетворения базовых способностей учащихся. Включаю в процесс познания эмоционально-чувственной сферы доступную информацию, окрашенную эмоциями, т.к. она лучше запоминается.
- беседа–дискуссия. Этот прием учит детей рассуждать, размышлять, доказывать. В ходе беседы задаю детям вопросы, которые заставляют доказывать свое собственное мнение, обращаясь к тексту. При работе с книгой происходит привлечение большого числа органов чувств: слуха, зрения, осязания, т.е. многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга. В возрасте 6-7 лет орган зрения находится в стадии интенсивного развития. Чтобы расширить зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока использую прием максимального удаления от глаз учебного материала. Каждый ученик во время классных занятий находятся на своей рабочей дистанции, на расстоянии, с которого он может различать буквы, равные по высоте 1 см, продолжительность таких пауз 8-10 минут. Эту работу чередую с занятиями на близком расстоянии.
Для расширения зрительно-пространственной активности, для снятия напряжения с глазных мышц использую следующие упражнения:
а) «Страх». И.П. – сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, затем открыть глаза. Повторить 6-8 раз.
б) «Удивление». И.П. – сидя. Быстро моргать в течении 2-3 минут.
в) «Председатель». И.П. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, поставить большой палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3-5 с. Опустить руку. Повторить 6-8 раз.
Для дыхательной гимнастики использую машинку, изготовленную методом оригами, которая легко скользит по парте, если подуть на задний бампер. На перемене учащиеся с удовольствием соревнуются, чья машина уедет дальше.
Уделяю большое внимание релаксации- расслаблению организма через дыхание 10 глубоких выдохов и вдохов в соотношении 1-вдох, 1-2-3-4-задержка дыхания, 1-2-выдох; упражнение «Чудесная полянка»: необходимо представить полянку на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют на них улыбкуВам хорошо, приятноА теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.
- прием словесного рисования – привитие детям способности воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства. Часто на уроках чтения обращаюсь к работе над иллюстрациями, использую поделки детей. Полученные детьми сведения закрепляю в игровых ситуациях, рисовании и других формах творчества.
На уроках чтения при применении здоровьесберегающих технологий дети активны, не боятся высказывать свое суждение. Дети учатся выражать свое отношение к героям и поступкам.
Жизнь учащихся всецело связана со школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Ученик, которому тяжело в школе, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья. Поэтому необходимо повысит интерес к учебе, который является индикатором влияния на здоровье.
15