Выступление на педсовете на тему: Психологическое сопровождение детей с ОВЗ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Детей, которые имеют в большей или меньшей степени отклонение от «нормы» приходит в школу год от года все больше. Это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьёзными проблемами (например, задержка психического развития и умственная отсталость).
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении является обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
Задачи психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в массовой школе:
• предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
На 2016-2017 учебный год в нашей школе обучается 36 детей с ОВЗ. Их них 15 человек – дети-инвалиды, 21 человек – дети с задержкой психического развития.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ определены конкретные формы и содержание работы специалистов сопровождения:
комплексная диагностика;
развивающая и коррекционная деятельность;
консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса;
деятельность по определению и корректировке компонентов индивидуальной образовательной программы.
Механизмом реализации психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы является взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Эффективно и технологично вся система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ может осуществляться только при наличии команды специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк).
1. Диагностико-консультативный этап
На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Происходит встреча специалистов с учителем и родителями ребёнка для составления общей картины его учебной деятельности в классе, изучается медицинский анамнез. Проводится наблюдения за школьником на уроке и переменах с целью сбора информации об особенностях его поведения, степени включенности в учебный процесс.
Основной на данном этапе является многоуровневая диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня развития каждого ребёнка:
педагогом (учебная и познавательная деятельность);
логопедом (речевая деятельность);
психологом (познавательная деятельность и эмоционально-личностное развитие).
По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на учащегося.
2. Организационно-методический этап. Составление индивидуальных комплексных программ развития.
По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, рассчитывается суммарная нагрузка на ребёнка, разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.
3. Коррекционно-развивающий этап
Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.
Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:
Индивидуальная коррекционная работа в специально оборудованном кабинете с логопедом, психологом, дефектологом.
2) Групповые коррекционные занятия (по 4-5 чел).
3) Занятия–путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, в которые обычно вовлечены учителя, администрация школы, с которыми дети или группа детей вступает во взаимодействие).
Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу.
4) Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.
5) Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и т.д.).
6) Занятия–тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).
4. Контрольный этап
Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.
Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
5. Итоговый этап
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями.
Формы взаимодействия:
теоретические и практические семинары;
индивидуальные консультации, составление рекомендаций;
оформление информационных стендов, лектории.
Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в образовательном учреждении осуществляется с первого дня пребывания. Перед нами стоит цель обеспечения в системе непрерывного образования психологического сопровождения детей для успешной интеграции в массовую школу.
Содержание и формы работы с детьми с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются:
соблюдение интересов ребенка;
системность;
непрерывность;
вариативность и рекомендательный характер.
Основное назначение психологической службы в школе – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.