Урок по биологии Система охраны природы. Виды охраняемых территорий

Методическая разработка урока экологического и краеведческого характера
в рамках изучения регионального компонента «Биологическое краеведение»
Урок по теме «Система охраны природы.
Виды охраняемых территорий».

Автор: Шпилевская Елена Викторовна, учитель биологии МБОУ «Итоминская ООШ»
Балахнинского района Нижегородской области.

Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
образовательная - познакомить с историей заповедного дела, обобщить и систематизировать знания учащихся об охране природы и природных территорий.
развивающая - продолжить формирование умения пользоваться методом сравнения, выделять главное, высказывать суждения, делать выводы, развивать самостоятельность при выполнении заданий, развивать познавательный интерес
воспитательная - прививать любовь к природе и формировать чувство бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка литературы по тематике урока, карта «Охраняемые природные территории Российской Федерации», плакаты «Охраняемые природные территории Нижегородской области»
Ход урока:
Организационный момент – 1 мин.
Мотивационно – ориентировочный этап (4 мин) - осмысление и систематизация знаний из курса биологии об охране природы. Нацеливание на изучение нового материала.
Обсуждение с учащимися (на основе их знаний) :
меры по охране природы ( создание ООПТ, законов по охране природы, Красная книга)
Постановка цели и задач урока перед учащимися.
Объяснение методики работы на уроке – запись темы в тетради, ведение конспекта по ходу урока.
Просмотр презентации. Комментарии учителя : первые законодательные акты, связанные с природопользованием, относятся ко II тысячелетию до н.э. Во многих государствах применялось строгое наказание за рубку деревьев, разрушение плотин и арыков, загрязнение водоемов и лесов, охоту в неположенное время или браконьерство.
В Англии в XIIв. особое лесное законодательство учредило статус «заповедных лесов». В том же столетии законы германских княжеств взяли под защиту охотников, «кроме тех, которые ставят капканы: эти нигде и никогда не должны иметь мира».
В России в XII столетии было принято около 20 законов, связанных с охраной природы. В 1635 г. после присоединения к России обширных таежных областей, царским указом вводился запрет на ловлю капканами бобров и выдр.
Соборное уложение 1649 г. включало и нормы охраны природы. Оно закрепляло деление угодий на общие, царские и государственные, на которых запрещалась свободная охота. Строго определялись породы, размер и количество рыбы для царского стола, годовой объем добычи и переработки соли, глины и т.д. Оговаривались и орудия лова, что обеспечивало щадящие виды промысла. За нарушение этих правил следовали наказания: штрафы, битье батогами и кнутами, а в особых случаях - даже смертная казнь.
В XVII для охраны охотничьих угодий царя Алексея Михайловича выделялись специальные «заказы», такие как Лосиный остров, Измайлово. «Царскими охотами» были также Кубанские плавни в дельте реки Кубани и Беловежская пуща – крупный заповедный лесной массив на границе Белоруссии и Польши.
В соответствии с Петровскими указами начала XVIII в. проводилась опись лесов, годных для кораблестроения; некоторые леса и породы деревьев объявлялись заповедными; запрещалось уничтожение лесов вдоль рек.
В Швейцарии в 1913 г. прошла первая международная конференция по охране природы, с которой и можно вести отсчет истории современных национальных парков, заповедников и заказников.
Роль охраняемых природных территорий в сохранении биологического разнообразия трудно переоценить. Что же такое ООПТ?
Ученики читают и записывают определение в тетрадь.
Особо охраняемые природные территории – это участки земли и водного пространства, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим особой охраны.
Далее ученики находят в учебнике на стр. 95 задачи ООПТ и зачитывают в слух. В тетради ученики записывают основные категории ООПТ: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, дендрологические и ботанические сады и т.д.
После просмотра этой части презентации учитель предлагает сделать небольшой перерыв «Физкультминутка» (3 мин). Учащимся предлагается сделать несколько простых упражнений для отдыха глаз и рук.
с силой зажмурьте глаза, а потом откройте их (повторять 5 раз).
делайте круговые движения глазами налево – вверх – направо –
вниз, направо – вверх – налево – вниз (по 5 раз).
вытяните вперед руки с силой разведите пальцы в стороны и потом зажмите их в кулак (повторять 5 раз).
опустите руки вниз вдоль тела и несколько раз стряхните их.
Продолжаем знакомиться с охраняемыми природными территориями. Государственный природный заповедник - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навсегда изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. На 1 января 2003 г. число государственных заповедников на территории Российской Федерации достигало 100 ( общая площадь более 33. 5 млн. га), что составляло 2% от площади нашей страны.
Старейшими заповедниками России являются Баргузинский, Кедровая падь, Астраханский.
Государственный природный заказник – это территория или акватория, имеющая особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
Заказники могут быть комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими или зоологическими), палеонтологическими, гидрологическими, геологическими.
На территории РФ более 1600 государственных природных заказников общей площадью свыше 60 млн. га. К их числу относится самый большой - Земля Франца- Иосифа (в пределах одноименного архипелага) площадью 4,2 млн. га. (образован в 1994 г.).
Национальные парки - природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В нашей стране 35 национальных парков общей площадью 7 млн. га., что составляет 0,4% от площади РФ. Одним из первых национальных парков на территории РФ стал «Лосиный остров», который находится в ведении правительства Москвы и администрации Ярославской области.
Памятники природы - объекты природы, в том числе нередко связанные с каким-то историческими событиями или лицами, выделяемые как природные охраняемые территории небольшого размера (геологические обнажения, участки леса, пещеры, метеоритные кратеры, очень старое дерево, необычный родник, водопад, скала, парк и т.п.) с их непосредственным окружением. Например : дуб Пугачева, Кунгурские пещеры, озеро Байкал.
Рефлексия и закрепление пройденного материала. Ребята отвечают на вопросы:
С какой целью при царе Алексее Михайловиче (XVII в.) создавались специальные «заказы» и «царские охоты»?
При каком царе на территории России проводились описи лесов, и вводился запрет на самовольную рубку деревьев?
Когда на территории России были созданы первые государственные заповедники? Назовите их.
Чем отличается заказник от заповедника?
Как называется ООПТ на территории которой разрешен регулируемый туризм?
Что такое памятник природы? Приведите примеры.
4. Подведение итогов (1-2 мин)
Домашнее задание:
-- параграф 28, записи в тетради.
-- подготовить творческие работы по теме: викторины, кроссворды, ребусы и т.д.
Объявление оценок за работу на уроке.

Список используемой литературы:
Биологическое краеведение. Нижегородская область, 6класс. - учебное пособие / НИРО; отв. Ред. Е.В.Алексеева.- Н.Новгород:Нижегородский гуманитарный центр, 2007 г.
Бакка А.И., Бакка С.В. «Особо охраняемые природные территории Нижегородской области», Н.Новгород,1997.
Почитаева М.В. «На тропах природы. Методическое пособие для работы с детьми по изучению биоразнообразия и охране экосистем».- Йошкар - Ола: МарГТУ, 2004.
Природа Горьковской области .- Горький: Волго-Вятское кн. изд, 1974.
Энциклопедия для детей. Том 2 Биология / Глав. ред. Аксенова М.Д. –М.: Аванта +, 2000.
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. Аксенова М.Д.–М.: Аванта +, 2005.