Организация учебной экологической тропы


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Аносинская средняя общеобразовательная школа имени Г.И. Гуркина»
«Организация учебной экологической тропы»
Тадышева Светлана Михайловна,
учитель биологии и химии

с. Анос, 2014 г.
Содержание
 
Актуальность организации учебной экологической тропы
Требования к выбору маршрута тропы
Подготовка к созданию учебной экологической тропы
Заключение
  

1. Актуальность организации учебной экологической тропы.
«Природа – единственная книга,
содержание которой одинаково
значительно на всех её страницах»
В. Гёте
В сфере сознания учащихся возникают такие отношения к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. Эти виды деятельности не укладываются в рамках урока. И это всё требует создания в природе специального «кабинета».
Таким «кабинетом» может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природе. Задания выполняются во время комплексной экологической экскурсии и полевого практикума, которые по сути выступают новыми межпредметными формами организации учебно – воспитательного процесса.
          Идея эта не нова, она, так или иначе, представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Опираясь на опыт педагогов, нами разработан проект по созданию учебной экологической тропы.
Цель тропы – создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся.
Задачами учебной экологической тропы, создаваемой школьниками, является показ причинно – следственных связей в природе, взаимодействия природы и общества. Тропа дает возможность осуществлять комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определенном природном участке. Кроме того в ходе изучения объектов природы познаются различные способы природопользования, приобретается опыт оценки характера взаимодействия человека и природы, умения пропагандировать природоохранные идеи среди населения. Также учебная экологическая тропа способствует расширению кругозора у учащихся в познании природы родного края, что приобретает особую актуальность в условиях Республики Алтай, где много эндемиков флоры и фауны которые необходимо не только знать, но и уметь охранять.

 2. Требования к выбору маршрута тропы.
В рамках данного проекта нами был разработан маршрут вдоль дороги сел Анос – Верх Анос, протяженностью 8 км. Мы придерживались основного критерия классификации троп природы – назначение. Под руководством руководителя кружка учащиеся проходили весь маршрут, в течение одного учебного года.
Прохождение учебной тропы направлено на изучение объектов и явлений природы, знакомство с культурой природопользования и развития навыков экологической оценки его результатов, воспитание экологической этики.
Маршрут учебной экологической тропы размечается в природе определенной маркировкой и должна отвечать основным требованиям:
- доступность. Тропа должна быть доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением. Он прокладывается по уже сложившейся дорожно - тропиночной сети.
- привлекательность. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические потребности, показывать своеобразие и красоту природы. На маршруте необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подвергались значительному антропогенному воздействию. Немаловажное значение имеет образность и цветовое сочетание информационных щитов, поэтическое и художественное слово, которое в увлекательной и доступной форме рассказывают об природных объектах.
- информативность. Тропа должна способствовать удовлетворению познавательных потребностей учащихся в области биологии, географии, экологии, показывать причинно – следственные связи в природе, взаимодействие природы и человека. Лозунги, призывы, помещенные на щитах должны усиливать закрепление материала, наталкивать на мысль о защите и охране окружающего мира, умении жить в согласии с ним.
- практическая направленность. Целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся выполняли общественно – полезные дела природоохранного характера. Такие участки используются для проведения учащимися исследовательской работы. О полученных ими результатах учащиеся рассказывают и выступают на НОУ, участвуют в различных конкурсах эколого – биологической направленности.
 3. Подготовка к созданию учебной экологической тропы.
1 этап. Организационная работа.
Учащимися школы и руководителем кружка был составлен паспорт учебной экологической тропы, составлена карта – схема, маркировка тропы, разметка остановок. На нашей тропе были следующие остановки: «Правила поведения в лесу», «Муравей», «Вода - жизнь», «Хвойный лес», «Смешанный лес», «Животный и растительный мир нашего края», «Первоцветы», «Лекарственные растения».
Правовой основой для создания природной тропы было решение Аносинской сельской администрации, которое установила границы зоны тропы и издала соответствующий приказ. В нем указывалось лицо (руководитель кружка), ответственное за состояние тропы, режим пользования, источники финансирования.
2 этап. Теоретическая подготовка учащихся.
Формирование экологических знаний: конкретных о компонентах природы и объектах, о взаимосвязях в природе, мер охраны природы, норм и правил поведения в природе, проводились на теоретических занятиях в кружке.
3 этап. Практическая деятельность учащихся.
31108657165975На данном этапе учащиеся изготавливали стенды, дорожные знаки, информационные доски. Также разрабатывались темы научных и художественных текстов призывов и обращение к посетителям. Распределялись темы для рефератов, исследовательских работ.
Вся массовая деятельность учащихся развивалась по двум направлениям: практическому и познавательно – исследовательскому.
Практическое направление:
- рейды,
(благоустройство тропы, установка и ремонт информационных щитов)

- трудовые операции,
(ограждение муравейника, установка кормушек для птиц, уборка мусора)

- операции - акции
(«Первоцветы», «Береза», «Елочка», «Родник»). 


Познавательно – исследовательское направление:
- учебно – познавательная работа (исследовательские работы по определению состояния чистоты воздуха по растительным индикаторам, проведен мониторинг зеленых насаждений по годам. Собраны материалы по лекарственным травам, эндемикам флоры, изучен видовой состав ночных чешуекрылых и определено их хозяйственное значение). Нами были проведены исследовательские работы по темам: «Мониторинг зеленых насаждений в окрестностях села Анос по годам», «Ночные чешуекрылые Чемальского района и их хозяйственное значение», «Лихеноиндикационная оценка воздуха в окрестностях села Анос», «Биоиндикация загрязнения воздуха по состоянию сосны обыкновенной», «Лекарственные растения Чемальского района».



- экскурсионная работа.
Нами была составлена виртуальная экскурсия по учебной экологической тропе Анос – Верх Анос.
- массовые внеклассные мероприятия
Проведены следующие мероприятия: «Юные исследователи природы Аноса», Научное общество учащихся, «День птиц», «День Земли», «Зеленая аптека» и т.д. Были организованы выставки рисунков, поделок из природного материала, птичьих гнездовий. Проведен сбор семян цветов, были заготовлены лекарственные растения для пожилых людей.
Членами кружка посажено на территории школы - 5 вида дикорастущих растений: бадан, купальница европейская, кандык сибирский, медуница, сон –трава.


4. Заключение.
Учебная экологическая тропа помогает донести знания о природе до учащихся, родителей, населения. Воспитывает гуманные и дружеские чувства ко всему живому. Знакомят гостей района за короткий срок с основными достопримечательностями села и его окрестностей, а местные жители откроют для себя ранее неизвестные сведения о привычных и таких знакомых им объектах.
Результатом прохождения учебной экологической тропы является участие и победы детей в различных эколого – биологических конкурсах разного уровня (от общешкольных до всероссийских).
И в заключении, никого не оставит тропа равнодушным и всем без исключения подарит радость открытия от общения с природой.