Рабочая программа по географии к учебнику Коринской, Душиной, Щенева География материков и океанов 7 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Общеобразовательная Важская основная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
___________(____________)
Протокол №____
от «___»____________20___г. «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «ОВОШ»
__________(______________)
«____»______________20___г. «Утверждаю»
Директор МБОУ «ОВОШ»
_________Воеводкина Г.А.
Приказ №__116___
от «_1_»__сентября__20_15_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА
Чернышёвой Татьяны Витальевны, II кв. категория
по учебному курсу «География материков и океанов»
7 класс
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Важская основная школа», который составлен на основании Регионального базисного учебного плана, на изучение географии в 7 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год соответственно. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Для изучения курса «География материков и океанов» применяются классические типы уроков: УИНМ – урок изучения нового материала, КУ – комбинированный урок, УПЗУ – урок применения знаний умений, УК – урок контроля, УОП – урок обобщающего повторения.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность - ведение тетрадей по биологии, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Структура рабочей программы:
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание тем учебного курса
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Календарно-тематическое планирование
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы, раздела Всего часов Количество часов
Теоретические Практические
Введение 3 1 2
Главные особенности природы Земли 9 7 2
Океаны и материки 53 48 5
Географическая оболочка – наш дом 3 2 1
ИТОГО 68 58 10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.
Как люди открывали мир. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа № 1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (обучающая)
Карта – особый источник географических знаний. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа № 2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах (тренировочная)
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ.
Литосфера и рельеф Земли. Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры. Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Атмосфера и климаты Земли. Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Гидросфера. Мировой океан. Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.
Биосфера. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Географическая оболочка. Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Практическая работа №3. Анализ схем круговоротов веществ и энергии (тренировочная)
Земля – планета людей. Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии. Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения (тренировочная)
ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ
ОКЕАНЫ
Тихий океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Индийский океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Атлантический океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
АФРИКА
Географическое положение. История исследования материка. Размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых.
Климатические пояса и типичные для них погоды. Факторы формирования климата материка.
Внутренние воды. Зависимость от рельефа и климата.
Природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта.
Деление Африки на крупные регионы. Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия. Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа №5. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (тренировочная)
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Географическое положение. История открытия и исследования Австралии. Размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
Особенности компонентов природы Австралии. Рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир.
Природные зоны материка. Размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение. История открытия и исследования материка. Размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны.
Рельеф. Размещение месторождений полезных ископаемых. Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры.
Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Природные зоны. Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа №6. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий (тренировочная)
АНТАРКТИДА
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Практическая работа №7. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. (тренировочная)
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение. Открытие и исследование материка. Размеры, очертания и омывающие континент океаны.
Строение рельефа. Размещение полезных ископаемых. Строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых.
Климатические пояса. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды.
Внутренние воды. Реки. Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Особенности проявлений зональности на материке. Основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа №8. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. (тренировочная)
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки. Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка. Отечественные имена на карте Евразии. Размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши.
Этапы формирования рельефа. Размещение месторождений полезных ископаемых. Горы, нагорья, равнины. Закономерности размещения полезных ископаемых.
Климатические пояса и области. Климатообразующие факторы, разнообразие климатов.
Внутренние воды. Распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Широтная и высотная зональность. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности.
Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа №9. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности (тренировочная)
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города. Их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ.
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране. Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа №10. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы (тренировочная)
Итоговое обобщение.
Номенклатура
Материки, части света, крупные острова, архипелаги
Маршруты важнейших путешествий
Материки, океаны
Самые крупные литосферные плиты
Вулканы: Килиманджаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма
Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби.
Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды
Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.
Океаны, материки
Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения).
Крупные порты, районы добычи полезных ископаемых
Крупные порты, районы добычи.
- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.
Африка
М. Игольный
М. АльмадиМ.Рас-ХафунМ. Рас-ЭнгелаСредиземное море, Красное море
Персидский залив Гвинейский залив
Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,
О. Мадагаскар
Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров
Восточно-Африканское плоскогорье
Ливийская пустыня
Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения
Горы Атлас
Драконовы горы, Камерун
П-ов Сомали
О. Мадагаскар
Эфиопское нагорье
Реки: Нил, Конго
Озера: Чад, Таганьика, Виктория
Водопад Виктория
Природные зоны
Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.
Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.
Австралия и Океания
М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-ПойнтБольшой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.
Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.
Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.
Южная Америка
Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос
Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.
Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.
Горы Анды.
Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.
Озера: Титикака, Маракайбо.
Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.
Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго
Антарктида
Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.
Полярные станции.
Северная Америка
П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.
Заливы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский
О-ва: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские
Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.
Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро
Канада, Оттава, Мрнреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, ГаванаЕвразия
Мысы: Челюскин, Дежнева.
П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.
Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.
Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.
Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.
О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.
Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.
Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.
Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.
Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.
Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.
Основные страны материка, их столицы.
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата №
Тема Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля ИМО

ВВЕДЕНИЕ
1.09 1 Что изучают в курсе географии материков и океанов. Вводный Предмет изучения географии материков и океанов. Части света. Материки. Океаны. Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты 3.09 2 Как люди открывали мир.
П/р № 1. «Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации» УИНМ, УПЗУ Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства. Знать основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий Практическая работа 8.09 3 Карта – особый источник географических знаний.
П/р № 2. «Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах» УПЗУ История создания карт. Виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты. Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом Практическая работа I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
10.09 4 Состав и строение литосферы УИНМ Геологическая история Земли.Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане Знать строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; теорию литосферных плит; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых. Уметь показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; объяснять понятия: «платформа», «рельеф» Фронтальный опрос 15.09 5 Рельеф Земли. КУ Выборочный опрос 17.09 6 Климатообразующие факторы. КУ Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Знать гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Уметь объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику Письменный опрос 22.09 7 Климатические пояса Земли. КУ Индивидуальный, фронтальный опрос. 24.09 8 Мировой океан – главная часть гидросферы. КУ Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды. Знать части гидросферы (Мировой океан, ледники, воды суши), свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана и вод суши.
Уметь описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, объяснять причины образования течений Фронтальный опрос 29.09 9 Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. КУ Фронтальный опрос 1.10 10 Географическая оболочка планеты.
П/р № 3. «Анализ схем круговоротов веществ и энергии» УПЗУ Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.
Знать гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность. Уметь анализировать карту природных зон Практическая работа 6.10 11 Природные комплексы – составные части географической оболочки. КУ Фронтальный опрос 8.10 12 Освоение Земли человеком. Страны мира.
П/р № 4. «Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения» УПЗУ Появление человека на земле, пути его расселения. Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности. Многообразие стран мира. Знать крупнейшие народы и мировые религии. Уметь показывать крупнейшие народы Земли; крупные города и их столицы Практическая работа II. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ 53
13.10 13 Тихий океан УИНМ Географическое положение. Основные этапы исследования природы океанов. Особенности природы океанов, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океанов. Знать особенности природы каждого из океанов Земли. Рельеф дна, образование течений. Влияние океанов на природу материков. Ресурсы океанов. Будущее океанов.
Уметь показывать океаны и их части на карте Письменный опрос 15.10 14 Индийский океан. УИНМ Выборочный опрос 20.10 15 Атлантический и Северный Ледовитый океаны. УИНМ Выборочный опрос 22.10 16 Обобщающий урок по теме „Океаны“ УОП Письменный опрос 27.10 17 Географическое положение Африки. История открытия и исследования. УИНМ Особенности географического положения Африки.
Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории.
Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности
Политическая карта Африки. Характеристика наиболее крупных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы, населения и их хозяйственной деятельности. Столицы и крупные города. Основные обьекты культурного наследия человечества. Знать приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка 29.10 18 Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. УИНМ Звать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Выборочный опрос 10.11 19 Климат Африки. КУ Знать особенности климата материка. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов Индивидуальный, фронтальный опрос. 12.11 20 Внутренние воды Африки. КУ Знать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать внутренние воды на карте Фронтальный опрос 17.11 21 Природные зоны Африки. КУ Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка Письменный опрос 19.11 22 Население Африки. КУ Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Африки.
Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Знать состав территории и ее регионы; черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религию; крупные города Фронтальный опрос 24.11 23 Страны Северной Африки. УИНМ Выборочный опрос 26.11 24 Страны Западной и Центральной Африки. УИНМ Выборочный опрос 1.12 25 Страны Восточной Африки. УИНМ Выборочный опрос 3.12 26 Страны Южной Африки.
П/р № 5. «Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран» УПЗУ Практическая работа 8.12 27 Обобщение по теме „Африка“. УК Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Письменный опрос 10.12 28 Австралия: географическое положение и история исследования материка. УИНМ Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории Знать приемы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии. 15.12 29 Особенности природы Австралии. КУ Деление Австралии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка, особенности климата Австралии. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых; показывать климатические пояса; выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; показывать внутренние воды на карте Выборочный опрос 17.12 30 Население Австралии. Австралийский союз. КУ Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Австралии. Влияние природы на формирование культуры человека и общества. География основных типов хозяйственной деятельности Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Австралии. Уметь определять по карте географическое положение страны и столицы Индивидуальный, фронтальный опрос. 22.12 31 Океания. УОП Особенности географического положения. Основные черты природы Знать особенности природы, населения Океании. Знать особенности природы, населения Океании Письменный опрос 24.12 32 Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. УИНМ Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Южной Америки. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде (одежда, жилище, питание). Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Политическая карта Ю.А.Характеристика наиболее крупных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы, населения и их хозяйственной деятельности. Столицы и крупные города. Основные обьекты культурного наследия человечества. Знать приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять г.п. материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географического положения на особенности природы материка Фронтальный опрос 29.12 33 Рельеф и полезные ископаемые КУ Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Выборочный опрос 14.01 34 Климат и внутренние воды Южной Америки. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов, показывать вн. воды на карте Индивидуальный, фронтальный опрос. 19.01 35 Природные зоны Южной Америки.
П/р № 6 «Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий» УПЗУ Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка Фронтальный опрос Практическая работа 21.01 36 Население Южной Америки.
КУ Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Южной Америки. Фронтальный опрос 26.01 37 Страны Южной Америки. Бразилия. Перу. КУ Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы Выборочный опрос 28.01 38 Итоговый урок по теме „Южная Америка“. УПЗУ Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Письменный опрос 2.02 39 Полярные области. Антарктида – особенности географического положения. УИНМ Особенности географического положения Антарктиды. Особенности открытия и освоения территории Знать приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение; оценивать его влияние на особенности природы материка Фронтальный опрос 4.02 40 Природа Антарктиды.
П/р № 7 «Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности» УИНМ УПЗУ Основные черты природы: рельеф, климат, органический мир. Знать особенности рельефа и климата материка. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, климатические пояса Выборочный опрос Практическая работа 9.02 41 Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка. УИНМ Особенности географического положения материка. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление материка на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Политическая карта С.А.Характеристика наиболее крупных для регионов материка стран с указанием особенностей их географического положения, природы, населения и их хозяйственной деятельности. Столицы и крупные города. Основные обьекты культурного наследия человечества. Знать приемы определения географического положения Северной Америки, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Северной Америки, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географического положения на особенности природы Северной Америки Индивидуальный, фронтальный опрос. 11.02 42 Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. УИНМ Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Северной Америки. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых Выборочный опрос 16.02 43 Климат Северной Америки.
П/р № 8. «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения» УПЗУ Знать особенности климата Северной Америки. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа 18.02 44 Внутренние воды Северной Америки. КУ Звать основные речные системы, озера материка. Уметь показывать на карте внутренние воды Выборочный опрос 25.02 45 Природные зоны Северной Америки. КУ Знать особенности природных зон материка. Уметь объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка Выборочный опрос 1.03
3.03 46-47 Население и страны Северной Америки. КУ Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Северной Америки. Уметь определять по карте географическое положение стран и их столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Индивидуальный, фронтальный опрос. 10.03 48 Итоговый урок по теме „Северная Америка“ УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Письменный опрос 15.03 49 Евразия: географическое положение и история исследования материка. УИНМ Особенности географического положения Евразии.
Основные черты природы.
Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии.
Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.
Адаптация человека к окружающей природной среде. География основных типов хозяйственной деятельности Знать приемы определения географического положения Евразии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь определять географическое положение Евразии, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах; оценивать влияние географического положения на особенности природы Евразии Фронтальный опрос 17.03
29.03 50-51 Особенности рельефа Евразии и полезные ископаемые. КУ Знать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения Евразии. Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых Индивидуальный, фронтальный опрос. 31.03
5.04 52-53 Климат Евразии
П/р № 9. «Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности» УПЗУ Знать особенности климата Евразии. Уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов Индивидуальный, фронтальный опрос. Практическая работа 7.04 54 Внутренние воды Евразии. КУ Знать основные речные системы, озера Евразии. Уметь показывать внутренние воды на карте Выборочный опрос 12.04
14.04 55-56 Природные зоны Евразии. КУ Знать особенности природных зон Евразии. Уметь объяснять своеобразие природы Евразии, характеризовать природу отдельных частей материка Выборочный опрос 19.04 57 Население и страны. КУ Знать численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту Евразии
Уметь определять по карте географическое положение страны и ее столицы, показывать крупные страны и их столицы Выборочный опрос 21.04 58 Страны Северной и западной Европы. КУ Выборочный опрос 26.04 59 Страны Восточной Европы. КУ Выборочный опрос 28.04 60 Страны Южной Европы. КУ Выборочный опрос 5.05 61 Страны Юго-Западной и Центральной Азии. КУ Выборочный опрос 10.05 62 Страны Восточной Азии (Китай, Япония). КУ Выборочный опрос 12.05 63 Страны Южной и Юго-Восточной Азии. КУ Выборочный опрос 17.05 64 Страны СНГ КУ Выборочный опрос 19.05 65 Итоговый урок по теме „Евразия“ УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала. Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Письменный опрос III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ 3
24.05 66 Закономерности развития географической оболочки.
П/р№10. «Составление простейшего плана местности, на котором изучаются ПК» УПЗУ Географическая оболочка, ее свойства и части, взаимосвязь между ними. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах Знать этапы развития географической оболочки. Уметь называть состав географической оболочки и объяснять связи между ее компонентами Практическая работа 26.05 67 Взаимодействие природы и общества.
КУ Географическая оболочка как окружающая человека среда. Стихийные явления и правила обеспечения безопасности людей. Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов.
Знать как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. Уметь объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу Индивидуальный, фронтальный опрос. 30.05 68 Итоговое тестирование по курсу „География материков и океанов“. УК Выявление знаний, умений, учащихся, степени усвоения материала за курс географии материков и океанов Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях. Уметь: применять полученные знания и умения. Письменный опрос ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты, работы в контурных картах. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Тема Количество часов Формы контроля
Введение 3 Текущий контроль
Практические работы - 2
Главные особенности природы Земли 9 Текущий контроль
Практические работы - 2
Океаны и материки 53 Текущий контроль
Практические работы - 5
Географическая оболочка – наш дом 3 Текущий контроль
Практические работы - 1
ИТОГО 68 Практические работы - 10
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Интерактивная доска «Smart»
Мультимедиапроектор «Beng»
Компьютерное оборудование
Принтер «ML – 2510»
Глобусы
Компасы
Коллекция «Горные породы и минералы»
Коллекция «Полезные ископаемые»
Таблицы по физической географии «Основные типы почв»
Физическая карта полушарий
Физическая карта России
Физическая карта Архангельской области
Модели горок
Макеты по географии
Гербарий для курса географии средней школы
Набор географических карт
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2008.
2. Атлас. География. 7 класс. – М.: «Дрофа», 2011
3. Контурная карта. География. 7 класс. – М.: «Дрофа», 2011
4. И.В.Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
5. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
6. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2011
7. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской и др.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2002
Тематический контроль. География. 7 класс. – М.: «Интеллект-Центр», 2011