Классный час Вместе весело шагать…


Тема классного часа: «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ…»
Класс: 5 «б» (21 обучающийся, из них 8 девочек)
Форма: деловая игра.
Цель: определить организационную структуру класса, проанализировать способы взаимодействия в классе.
Образовательная задача: усвоение понятия «настоящая дружба».
Воспитательные задачи: формирование толерантности через умение уважать мнение товарища.
Задачи развития мышления, речи: формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Задачи развития воли: формирование самообладания, выдержки.
Задачи развития когнитивных способностей: формирование познавательных интересов и способностей.
Подготовительная работа:
обучающиеся подбирают пословицы о дружбе, учат стихотворение;
учитель готовит жетоны, тексты заданий для каждого участника, иллюстративную презентацию с кластером.
Содержание классного часа:
I этап «Разминка»
Пока звучит музыка вытянуть жетон из корзинки, соответственно рисунку на жетоне поделиться на 2 команды, занять свои места, придумать название команды.
Поведение итогов этапа: кого вы бы назначили капитаном – кто помогал, объяснял активнее других.
Выберите один из вариантов общения для дальнейшей работы (капитаны тянут жребий): кольцевые отношения, централизованное общение. Слайд: «Правила общения в группах»
II этап «Вызов»
Во время разминки звучала песня, подумайте, какой теме она посвящена. (Объявляется тема классного часа)
Звучит стихотворение Л. Измайлова «Монолог о дружбе» (3 чтеца)
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» –
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою, пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну и все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
III этап «Осмысление содержания»
1 задание группам: в корзинках - карточки-лучики, выберите качества, необходимые для настоящей дружбы и прикрепите магнитами на доске, образовав солнышко.
На карточках: привязанность, эгоизм, уважение, доверие, общие интересы, отзывчивость, зависть, правдивость, бескорыстие, осуждение, сопереживание, помощь, радость, лесть.
Почему некоторые из выбранных карточек красного цвета? Красный цвет предупреждает об опасности, радость, помощь бывает разной. Какой должна быть радость? (Взаимной - успехам друг друга)
Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «Ребята приняли правильное решение?»
Накануне пятиклассникам дали задание выучить басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
Перед уроком литературы Оля попросила Юру: «Я не выучила басню, скажи учительнице, что и ты не выучил». Юра растерялся и не успел ничего ответить, как прозвенел звонок, и его вызвали к доске. Он с выражением прочитал басню и получил пятёрку.
Оля обиделась: «А еще друг называется!»
Как называется такая помощь товарищу? (Медвежья услуга)
Задание 2 «Это и есть настоящая дружба…»
1) прочитайте рассказ, обсудите в группах и скажите, какое отношение он имеет к теме нашего классного часа?
2) Закончите его словами «Это и есть настоящая дружба…»
Почему рельсы всегда рядом?Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая.
И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Итог работы по заданию: слайд «Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай».
Задание 3 «Пословица недаром молвится»: соберите пословицу из 2 половинок (работа в группах по правилам)
Друга ищи, а…(найдешь – береги).
Старый друг …(лучше новых двух).
Не имей сто рублей, а …(имей сто друзей).
Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а…(без друзей – узок, как ладонь).
С другом веселее при удаче, …(и легче в беде).
Недруг поддакивает, а…(друг спорит).
Итог работы по заданию: слайд с ответами.
III этап «Рефлексия»
Еще раз обратите внимание на наше солнце с лучиками-подсказками (на доске) и напишите на листочке, каким, по вашему мнению, должен быть настоящий друг. (Звучит песня из м/ф «Большой секрет для маленькой компании»).
Итог занятия: какой группе было легче работать? Что вам помогало, а что мешало в работе?
Вывод: Так и в жизни: иногда требуется капитан-помощник, который мудро подскажет путь к правильному решению, а иногда коллективно приходим к истине.
Слышать мнение друг друга и уважать его (слайд)– это главное правило не только простого общения, но и настоящей дружбы. (Звучит песня «Вместе весело шагать…»)