Наблюдение на прогулке в старшей группе детсада. Береза осенью


Прогулка. Наблюдение за березой.
Программное содержание:
- Формировать целостную картину мира природы;
- Уточнять и расширять представления о жизни деревьев (березы) осенью;
- Учить отличать березу от других деревьев по внешнему виду: особенностям коры, листьев, строению и др, использованию человеком, другими живыми существами;
- развивать познавательно-исследовательский интерес к осенним изменениям в жизни деревьев;
- закреплять умение передавать свое отношение к березе в художественных текстах, используя УНТ, и в народных играх;
- воспитывать правильное поведение в природе.

1. Подготовка к прогулке
а) Выход на улицу, контроль, хорошо ли дети одеты, обуты; инд. диалоги, для чего нужно тепло одеваться, выводы о времени года.
б) Оргмомент, мотивация к прогулке – чтение воспитателем стихотворения И.Мазина «Осень»
Что ни день – то резче ветер
Рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед.
Беседа о настроении в стихотворении по вопросам воспитателя:
Как вы думаете, это веселое стихотворение или грустное?
Почему вы так решили?
О каком времени года идет речь
Что же такого грустного в осени ( по ст-ю)?
- Резкий ветер, рвет листву, вечер наступает рано, мало света, у солнышка нет сил, пока взойдет – и день заканчивается.

11. «Ноябрь – ворота зимы»
Воспоминания детей о прекрасной, негрустной, веселой осени,: Воспитатель предлагает детям вспомнить, какою была осень 10 дней назад, грустили ли дети в октябре и сентябре, почему им было весело и что им нравилось.
Дети вспоминают о тепле, играх, осенних цветах, красках осени. Золотой осени,
деревьях в ярких листьях и т.д.
Предлагается вспомнить стихи об осени, осенних деревьях, листьях. Дети читают ранее выученные наизусть стихотворния:
Утром мы во двор идем, листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят И летят..летят….летят…
(Сентябрь. Е.Трутнева)
Но это все было в какие месяцы? А сейчас какой месяц?
- Ноябрь.
- В народе говорят, что ноябрь – ворота зимы. Что это обозначает?
(Дети называют особенности ноября как преддверия зимы), слушают чтение детьми же стихотворения С.Есенина:
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Динамическая минутка в сопровождении стихотворения А.Каминчука «Останній листочок» :Листя падає(Додолу.ЗасинаєГай і поле.На вербіОдинЛисточок.До зимиОдинДеньочок! 
Русский вариант мой: Листья тихо опадают, Лес и поле засыпают.
На вербе один листочек, до зимы один денечек.
Вывод: Уже ноябрь, и скоро зима.
111.Наблюдение за осенней березой.
1. Рассматривание дерева, беседа по вопросам воспитателя:
- Как найти березу среди других деревьев? ( - по белому стволу…)
- Что за темные пятна на коре березы? (дерево растет в высоту и ширину, его кора, как тонкая кожа живого существа, лопается, образуются вот такие трещины, в них прячутся в зиму насекомые. Этими отверстиями она «дышит»…)
- Какие еще части у дерева?
- Зачем дереву нужны корни? (делается вывод о том, что дерево питается, а значит - живое).
2. Исследовательская деятельность.
- Какого цвета листья березы сегодня? А какие они были летом? Какого цвета листья вишни, груши, рябины?
- Какой формы листочки? (этот треугольник у березы называют формой капельки, будто береза плачет, опустив свои ветви).
- Возьмите листочек в руки, сравните с другим, понюхайте, послушайте…
Сравните с листьями клена. -У березы листочки маленькие, желтые, легкие. Даже без ветра они срываются с веточек и, словно танцуя (переворачиваются, кружатся…), летят на землю, а совсем не падают.
- Какую загадку про березу вы знаете? («золотые монетки падают с ветки») Почему листочки сравниваются с золотыми монетками?
Стихотворение В. Орлова «Почему деревья осенью сбрасывают листья?– Почему к зиме деревьяРаздеваются кругом?– А деревьям тоже нужноРаздеваться перед сном!(В. Орлов)
- Перед каким сном береза сбрасывает листья?
(Растения «засыпают», прекращается сокоотделение, листья засыхают, замерзают, падают.) Подвижная игра «Под березками» (ловкость, двигат-я активность)
111.Береза – народная любимица.
Слово воспитателя о пользе березы и для человека, и для насекомых и животных, птиц. Береза лечит (деготь, лекарства, сок), листьями березы моют волосы, из нее делают мыло. Деревом березы топят печи в деревнях нее делают мебель и различные поделки. А еще 70 лет назад люди ходили в обуви из березы. Их тонкие березовые ветви используют для парной лечебной бани – веники. Листья не облетают с таких веничков и способствуют хорошему массажу. А в старину была поговорка: «Береза ума дает», - об этом вам лучше расскажут ваши бабушки и дедушки.
В народе говорят: «Если в октябре береза полностью не опала –быть суровой зиме». Ответьте, какою будет наша зима?
Испокон веков любит народ это дерево, стихи сочиняют, песни поют, хороводы водят. А недавно и вы познакомились с народной песней про березу. Давайте и мы поводим хоровод и поиграем у березы.
ПИ «Ветерок и листочки» (вождение хоровода, фантазия танцевальных движений, прыжки, ловкость; отработка выразительности речи героев игры), выбор ведущего с помощью стихотворения – считалки:
1,2,3,4,5,6,7,8.
Принесла подарки осень.
Одарила она всех:
Мне грибок, тебе - орех
1V.Труд: Собрать березовые листочки для аппликации, очистить скамейки и стол от листочков.
Предварительно проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять.(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)Будем листья собирать.(Ритмично сжимать и разжимать кулачки.)Листья березы,Листья рябины,Листики тополя,Листья осины,Листики дуба мы соберем,(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)В группу осенний букет отнесем.(«Шагать» средними и указательными пальчиками обеих рук.)
Во время уборки листьев решить вопрос: «Что дальше делать с собранными в кучу листьями и почему их нельзя жечь?»
V. Итог.