Конспект урока по литературному чтению на тему А.С.Пушкин Сказка о царе Салтане… (3 класс)

КОНСПЕКТ урока литературное чтение.

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель:
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
работать над навыками выразительной речи;
учить работе с текстом;
закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»


Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане» ,компьтер, интерактивная доска
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка проблемного вопроса.
Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
Есть волшебство
Странствия, приключения героев
Кто-то мешает или помогает
Герой воюет с нечистой силой
Эпизоды повторяются по 3раза
Есть зачин, концовка
Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
Повторы
Общие места
Строй сказки плавный, напевный
Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
В кухне злится повариха (злость)
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно)
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли

Приведите примеры
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки царя
Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)
(Отметить на листе под цифрой 2 - письменно)
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина сказки русские народные, совершенно русские Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю плывет
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят

Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» - и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо
Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой
Ветер по морю гуляет

Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде


2. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.



3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь



5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина на ИД)
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?
В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?)
Неведому зверушку

3. Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод (что сделать?)
Тайно бросить в бездну вод

4. Какую песенку пела белка?
Во саду ли, в огороде

5.Разом пушки запалили,
В колокольнях зазвонили,
К морю сам идет Гвидон
Кого он встречает?
Царя Салтана



6.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да


Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен.
Спасибо за урок!