Рабочая программа по предмету Русский язык (УМК Гармония 4 класс)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ:
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
УМК «Гармония» 4 класс

Составитель: Аглова Н.В.,
учитель начальных классов
I. Место предмета в учебном плане
Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 22–23 учебные недели (200–207 часов)1 : 9 ч. в неделю. Курс русского языка в 1-м классе занимает 10 недель и составляет 50 часов: 5 ч. в неделю; во 2–4 классах – 510 часов (170 ч. в год): 5 ч. в неделю. Общее количество часов на предмет «Русский язык» – 560: 5 ч. в неделю.
II. Содержание учебного предмета
II. 1. Содержание курса
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности2 Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач. Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения. Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи. Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.). Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение). Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении. Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявлением, дневниковой записью, рассказом, сказкой. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста. Фонетика и графика1. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям. Лексика. Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений. Состав слова (морфемика). Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях). Морфология Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов. Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия. Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов типа: место, дело, ёж и т. п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?». Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи. Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне куль- туры речи и правописания). Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён. Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления место- имений как одной из причин неясности речи (продолжение работы). Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; личные и родовые окончания глаголов. Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия. Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звони´т, позвони´шь, посла´ла, начала´…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи. Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи. Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке). Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и пра- вильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами. Синтаксис Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу. Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условие правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т. п.). Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определении, дополнении, обстоятельстве. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи (перечисления), союзов и, а, но. Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи). Орфография и пунктуация Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способ решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);
• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
• безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;
• раздельное написание не с глаголами;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа. Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с одно- родными членами (простые случаи). Проверка написанного: практическое овладение. Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник, портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.II. 2. Учебно-тематический план

п/п Учебный раздел (тема) Часов на изучение тем. раздела В том числе часов:
проектовК/Р1. ЗНАЕМ – ПОВТОРИМ, НЕ ЗНАЕМ – УЗНАЕМ! 20 ч: 17/3 р. 1 1
2. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ 18 ч: 10/4р. 1 1
3. НАРЕЧИЕ 5 ч: 4/1р. 4. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. 36 ч 2 2
5. ЧАСТИ РЕЧИ: ЧТО МЫ О НИХ ЗНАЕМ? 16 ч 1 1
6. УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ 21 ч 2 2
7. НОВОЕ О СТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 11 ч 1 1
8. УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ. 5 ч 9. И СНОВА О ГЛАВНОМ РАБОТНИКЕ В ЯЗЫКЕ – СЛОВЕ. 20ч 1 1
10. РАЗМЫШЛЯЕМ, РАССКАЗЫВАЕМ, СОЧИНЯЕМ. ПЕРЕЛИСТЫВАЕМ УЧЕБНИК 17 ч 3 3
Всего часов за учебный год 170 III. Планируемые результаты на конец 4 класса
Предметные результаты
Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности Выпускник научится:
– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;
– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;
– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;
– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;
– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;
– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;
– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);
– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);
– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);
– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица (1-го или 3-го) ведётся рассказ;
– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;
– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Выпускник получит возможность научиться:
– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам; – понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
– конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;
– делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;
– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения (в частности, изменяя лицо рассказчика);
– создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего- либо; – редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи. Формирование языковых умений
В области фонетики и графики
Выпускник научится:
– различать понятия «звук» и «буква»;
– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);
– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде;
– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться, в словах с непроизносимыми согласными;
– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости- мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость- мягкость согласных и звук [й’] при письме;
– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);
– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;
– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;
– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).
Выпускник получит возможность научиться:
– обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;
– сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;
– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области словообразования
Выпускник научится:
– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;
– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;
– конструировать слова из заданных частей слова;
– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;
– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;
– различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.
Выпускник получит возможность научиться:
– выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
– понимать значения, вносимые в слово суффиксами и при- ставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
– правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы); – самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;
– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.
В области лексики.
Выпускник научится:
– осознавать, что понимание значения слов
– обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;
– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);
– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Выпускник получит возможность научиться:
– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту; 1 Освоение этого раздела распределяется по всем разделам курса.
– наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;
– понимать, что в языке есть слова с одним или несколькими значениями, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.
В области морфологии
Выпускник научится:
– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);
– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия; – сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам; – пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?», «Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;
– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);
– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
– находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;
– выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;
– выделять наречия среди слов других частей речи;
– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
– видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;
– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
– пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;
– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации
Выпускник научится:
– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам;
– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;
– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи по смыслу и по форме;
– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;
– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;
– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
– устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но; ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи (при перечислении);
– проводить синтаксический анализ простого предложения (яс- ной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
– понимать особенности строения сложных предложений.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
– по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;
– строить словосочетания разных видов;
– строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;
– создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;
– различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);
– различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);
– осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.
Формирование орфографических умений
Выпускник научится:
– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
– применять изученные орфографические правила (в объёме программы), в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;
– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);
– списывать текст и писать под диктовку;
– проверять написанное и вносить коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой); – эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;
– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их;
– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам; – проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебник и т. д.);
– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему- то в устной или письменной форме; адресат – взрослый или сверстник и т. д.);
– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
– воспроизводить информацию, доносить её до других;
– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
– представление о русском языке как языке его страны;
– осознание языка как средства общения;
– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;
– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Выпускник получит возможность:
– для появления чувства причастности к своей стране и её языку;
– понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
– формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.
IV. Календарно-тематическое планирование

п\пДата Тема Учебные пособия, оборудование
план факт 1. 01.09 Повторение, обобщение и систематизация пройденного в 3-м классе.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 2 класс»
3.Разбор слова по составу4. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
2. 02.09 Повторение основных грамматических понятий.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 2 класс»
3. Разбор слова по составу
4. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
3. 05.09 Систематизация основных орфографических правил.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова»
1. Словарные слова с непроверяемыми гласными
4,5 06.09
07.09 Повторение изученного о частях речи («Всё ли ты помнишь о речи?)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 2 класс»
1. Части речи. 6. Безударные гласные в корне слова. 7. Парные согласные в середине слова8. Связь слов в предложении
6. 08.09 Знакомство с понятием
«личный дневник» и обучение его ведению («Делаем дневниковые записи»)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 2 класс»
1. Части речи. 6. Безударные гласные в корне слова. 7. Парные согласные в середине слова8. Связь слов в предложении
7. 09.09 Обобщение известного о слове. («Что ты знаешь о словах?», «Как ты умеешь анализировать слова?) Видеопрезентация «Инфоурок»
8. 12.09 Звуки и буквы в слове: значение и строение слова
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс»
1. Части речи. 2. Состав слова. 3. Члены предложения.
9. 13.09 Состав слова и его значение.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 3 класс»
1. Мягкий знак после шипящих
10. 14.09 Разграничение слов по частям речи.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 3 класс»8. Части речи. 9. Разделительный Ъ знак.
Презентация с сайта УМК «Гармония»
11. 15.09 Повторение изученного о формах глагола
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс»
1. Части речи.
12. 16.09 Упражнение в выполнении
различных грамматических действий. («Готовимся к проверке своих умений»)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова»4. Словарные слова с двойными согласными.
13,14 19.09
20.09 Орфографические умения
как правильные орфографические действия.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 3 класс»
1. Мягкий знак после шипящих. 2. Правописание непроизносимых согласных в корне.6. Правописание окончаний имен прилагательных. 7. Правописание НЕ с глаголами. 9.Разделительный Ъ знак.
15. 21.09 Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием) http://www.nachalka.com/16. 22.09 Работа над ошибками.
Пересказ от 3-го лица. 17,18 23.09
26.09 Тренировочно-проверочные работы.
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова»8. Словарные слова. Проверь себя
19,20 27.09
28.09 Учимся передавать рассказы
других и говорить о себе. Изложение:
обучение пересказу от другого лица
Написание воспоминаний «Летние встречи» Презентация к данному изложению.
21. 29.09 Знакомство с понятием «словосочетание» («Как предметы,признаки, действия назвать
точнее?») Видеоурок «Инфоурок»
22. 30.09 Продолжение знакомства
со словосочетаниями
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова» 3. Словарные слова с непроверяемыми гласными.
23. 03.10 Составление словосочетаний
и включение их в предложение Сайт УМК «Гармония» - презентация к уроку.
24,25 04.10
05.10 Знакомство со значениями словосочетаний и смысловыми вопросами («Наблюдаем за значениями словосочетаний»)
Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
26. 06.10 Связь слов в словосочетаниях.
(«Что может приказывать главный член словосочетания? Что приказывает имя существительное
имени прилагательному?») Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
27,28 07.10
10.10 Связь имени прилагательного с именем существительным.
(«Что приказывает имя существительное имени прилагательному?»).
Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков4. Правописание окончаний существительных и приставок. 5. Правописание окончаний прилагательных
29,30 11.10
12.10 Подчинение имени существительного глаголу или другому имени существительному. («Кому и в чём подчиняются имена существительные?») Презентация к уроку
31. 13.10 Закрепление изученного о
словосочетании. Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
32,33 14.10
17.10 Падежные формы имени существительного.
(«Учимся правильной речи»)
Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков4. Правописание окончаний существительных и приставок.
34. 18.10 Закрепление изученного.
Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
35. 19.10 Повторение изученного и подготовка к контрольной работе (Проверяем себя») Контрольное списывание - http://www.nachalka.com/36. 20.10 Повторение изученного и подготовка к контрольной работе. Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
37. 21.10 Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. 38. 24.10 Анализ контрольной работы 39. 25.10 Наречие как часть речи.
(«Представляем ещё одну часть речи»). Презентация к уроку
40. 26.10 Правописание наречий.
Комплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
41. 27.10 Правописание наречий.
Сайт УМК «Гармония» презентация по данной теме.
42. 28.10 Закрепление изученного о наречии. Написание объявлений 43. 07.11 Изложение с изменением лица рассказчика. 44. 08.11 Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?»)
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Части речи. Орфография»
1. Изменение имен существительных по падежам во множественном числе.
3. Морфологический разбор имен существительных.
45. 09.11 Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс»
1. Три склонения имен существительных. 2. Падежи
46. 10.11 Формирование умения определять склонение имени существительного
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова» 7. Словарные слова. Проверь себя.
47. 11.11 Закрепление изученногоКомплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
48. 14.11 Дополнение памятки анализа имени существительного сведениями о склонении и роли этой части речи
в предложении Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
49. 15.11 Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс»
1. Три склонения имен существительных. 2. Падежи. 3. Окончания имен существительных.
50. 16.11 Закрепление изученногоКомплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков
1. Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова. Словарные слова. 2. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правила переноса слова. Словарные слова.
51,52,53,
54,55 17.11
18.11
21.11
22.11
23.11 Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных») Комплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
56,57,58 24.11
25.11
28.11 Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?») Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков5. Правописание окончаний прилагательных и суффиксов.
59. 29.11 Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученногоКомплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
60. 30.11 Изложение «Так приходит зима» http://www.nachalka.com/61. 01.12 Этюд по картине
А. Пластова «Первый снег» 62,63 02.12
05.12 Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе («Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?») Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Части речи. Орфография»
11. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.
12. Безударные падежные окончания имен прилагательных.
64,65 05.12
07.12
: Контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием. Работа над ошибками. 66,67 08.12
09.12 Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») УМК «Гармония» - презентация с сайта
68,69,70 Образование форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных; обучение пользованию словарём трудностей. («Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа») Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Части речи. Орфография»
1. Изменение имен существительных по падежам во множественном числе.
2. Типы склонения имён существительных.
4. Изменение имён прилагательных по числам и падежам.
71. Контрольная работа 72. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 73,74. Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме»)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Словарные слова»6. Словарные слова. Проверь себя.
75. Толкование значений слов.
Диск «Видеоуроки» - урок по данной теме.
76. Образование различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи»). Комплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка
77. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных («Открываем ещё несколько секретов правильной речи») - Методический центр: http://numi.ru/78. Изложение «Лисята» Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Звуки и буквы. Состав слова. Слово, текст, предложение. Синтаксис и пунктуация. Лексика»
2. Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
3. Изложение и сочинение.
79. 27.12 Закрепление изученных вопросов правописания («Повторяем, тренируемся в правильном письме») Презентация Викторина в ПервоЛого80. 28.12 Повторение изученного об именах существительных и именах прилагательных; дополнение памятки разбора имён прилагательных сведениями о роли в предложении («Части речи-имена») Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс»
1. Три склонения имен существительных. 2. Падежи. 3. Окончания имен существительных.
81. Продолжение повторения изученного
Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
82. Знакомство с понятием «выборочное изложение»; написание выборочного изложения Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Звуки и буквы. Состав слова. Слово, текст, предложение. Синтаксис и пунктуация. Лексика»
3. Изложение и сочинение.
83. Изменение имён числительных по падежам Сайт УМК «Гармония» -презентация
84,85 Сложные числительные и особенности их изменения
Комплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
86. Употребление имён числительных в речи; совершенствование различных орфографических умений Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
87,88 Учимся пользоваться личными местоимениями
Особенности местоимения как части речи, написание и употребление в речи личных местоимений
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс» 5. Местоимение, склонение личных местоимений 3-го лица.6. Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица с предлогами. 7. Склонение личных местоимений 3-го лица с предлогами.
89. Контрольная работа 90. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 91. Повторение изученного о глаголе. Неопределённая форма глагола: особенности, строение и написание Комплект динамических раздаточных пособий. Перекидное табло букв, слогов и звуковых схем русского языка.
92. Образование неопределённой формы глагола
Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков 6. Правописание окончаний глаголов. Правописание Ь в конце слова.
93. Совершенствование умения находить неопределённую форму глагола и правильно её писать Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
94,95 Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания («О чём рассказывают глагольные окончания?»)
«Видеоуроки» -диск
96. Введение понятия «спряжение» («Имена склоняются, а глаголы…»)
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс»4. Как определить спряжение глагола.
97. «Открытие» двух спряжений глагола. Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами («Склонений – три. А спряжений?»)ПЕрвоЛого «Лабиринт»
98. Определение спряжения по ударным окончаниям; упражнение в решении освоенных орфографических задач (написание ь в глаголах 2-го л. ед. ч., суффиксов и ь в неопределённой форме Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Части речи. Орфография»
7. Спряжение глагола.
8. Личные окончания глаголов I и II спряжения
99,100 Постановка учебной задачи: научиться определять спряжение глагола с безударным личным окончанием («Зачем и как узнавать спряжение глагола?»)
Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков6. Правописание окончаний глаголов. Правописание Ь в конце слова.
101. Построение алгоритма определения спряжения глагола по его неопределённой форме («Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?») Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык, 4 класс»10. Окончания глаголов
102. Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Части речи. Орфография»
7. Спряжение глагола.
8. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
13. Правописание Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.
15. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
103. Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение способа действия по определению спряжения глагола Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
104,105 Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов («Правильные действия – правильная буква») Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)
106. Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)2. Резинка. Орфографические задачи.
107. Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов - Методический центр: http://numi.ru/108. Дополнение памятки анализа глагола сведениями о спряжении («Дополняем памятку характеристики глагола») Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
109. Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»). Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
110. Контрольная работа 111. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками 112. Подробное изложение: обучение деловому повествованию (контрольное)
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Звуки и буквы. Состав слова. Слово, текст, предложение. Синтаксис и пунктуация. Лексика»
3. Изложение и сочинение.
113,114. Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)
115. Контрольная работа 116. Работа над ошибками. Анализ контрольной работы. 117. Общее знакомство с видами второстепенных членов предложения («Пополним знания о членах предложения») Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс»3. Члены предложения.
118. Однородные члены предложения. Знакомство с понятием «однородные члены предложения»
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс»3. Члены предложения.
119. Союзы и знаки препинания при однородных членах Видеоурок «Инфоурок»
120. Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами
Интерактивное пособие с комплектом таблиц для начальной школы «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс»3. Члены предложения.
121. Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами 122. Использование в речи предложений с однородными членами - Методический центр: http://numi.ru/123. Предложения бывают сложными. Общее знакомство со сложными предложениями
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)
124,125. Контрольная работа за 3-ю четверть 126. Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?» Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
127. Подведение итогов
Совершенствование всех приобретённых грамматических и орфографических умений; подготовка к контрольной работе ПервоЛого» - викторина
128. Знакомство с построением рассуждения 129. Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Звуки и буквы. Состав слова. Слово, текст, предложение. Синтаксис и пунктуация. Лексика»
2. Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
130. Обучение написанию объяснительной записки
Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
131,132. Письменный пересказ текста-рассуждения
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс. Звуки и буквы. Состав слова. Слово, текст, предложение. Синтаксис и пунктуация. Лексика»
2. Текст. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение.
3. Изложение и сочинение.
133 Много ли слов в языке и почему появляются новые слова? Диск «Школа Кирилла и Мефодия» русский язык 4 класс
134. О словах, которые выходят из употребления
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)
135. Объясняем происхождение некоторых слов
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами
1. Резинка. Слова-иностранцы.
136. Правильное употребление слов: обучение сжатому письменному пересказу текста («Поговорим о значении слов») Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
137. Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём Учительский портал: http://www.uchportal.ru/138. Синонимы и антонимы; выбор точного слова
Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков
1. Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова. Словарные слова.
139. Подробное изложение: обучение словесному рисованию
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс.
3. Изложение и сочинение.
140. Объяснение значения слова как способ проверки безударных гласных в корне («От значения слова – к правильному написанию») Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы
1. Резинка. Слова-иностранцы.
141. История слова и непроверяемые безударные гласные в корне - Методический центр: http://numi.ru/142. Рассказываем истории некоторых выражений
Учительский портал: http://www.uchportal.ru/143. Слово с разных точек зрения («Что мы знаем о словах?»)
Комплект динамических раздаточных пособий с эластичными элементами для начальной школы по русскому языку для контрольно-проверочных работ (резинка)
144,145,146 Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора Комплект тестовых карточек для пошаговой подготовки к итоговой аттестации. Русский язык 3-4 класс
147.148. Совершенствование комплекса орфографических умений 149,150. Проверяем себя.
Проверяем свои умения («Проверяем себя») 151,152. Выполнение тестовых заданий; тренировочные диктанты;
выполнение заданий на основе текста Учительский портал: http://www.uchportal.ru/153. Наблюдения за способами связи предложений в тексте 154. Обучение связи предложений в тексте - Методический центр: http://numi.ru/155. Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 4 класс
156,157. Подробное изложение: 158. Итоговая проверочная работа (выполняется на тексте159. Культура речи: повторение и обобщение («Знаешь, как правильно?») Комплект разрезных карточек для тренировки орфографических навыков
160. Контрольная работа 161. Анализ работ. Работа над ошибками 162. Контрольное списывание 163. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение - Методический центр: http://numi.ru/164.165 Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок 166. Написание сочинений-рассуждений
Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа. Русский язык 4 класс.
3. Изложение и сочинение.
167,168,
169,170 Сочинение рассказа по сериям сюжетных рисунков ПервоЛого - викторина
V. Лист корректировки рабочей программы
класс Тема Дата по плану Причина корректировкиКорректирующие мероприятия Дата по факту