Внеклассное мероприятие на тему По лесным тропинкам (5-9 класс)


Внеклассное мероприятие. Игра «По лесным тропинкам».
ЦЕЛЬ: ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ, ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДОЙ, ФОРМИРОВАНИЕ У РЕБЯТ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ.УЧАСТНИКИ ИГРЫ: ОБУЧАЮЩИЕСЯ 3-Х КЛАССОВ.ОБОРУДОВАНИЕ: ПЛАКАТЫ О ПРИРОДЕ, КРОССВОРДЫ, ЖЕТОНЫ (ЗВЕЗДОЧКИ); КНИГИ О ПРИРОДЕ: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ «ЧТО ТАКОЕ, КТО ТАКОЙ?» ТОМ 1; БЕЛЛА ДИЖУР «ЖАЛОБНАЯ КНИГА ПРИРОДЫ», ЖУРНАЛ «МУРАВЕЙНИК».
Ход мероприятия.
 
Ведущий:
         Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать Вас на празднике «По лесным тропинкам». Хотелось бы познакомиться с участниками игры.
(Представление команд).
1-ый ученик:
         Когда идешь по тропинке лесной,
         Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
         Одно «почему» меж деревьями мчится,
         Летит по пятам за неведомой птицей.
2-ой ученик:
         Другое – пчелою забралась в цветок,
         А третья шныряет под листьями в норках,
         «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
3-ий ученик:
         Сидит «отчего» на зеленом листе,
         «Куда» полетело вверх на жуке,
         «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.
4-ый ученик:
         Вопрос за вопросом и так целый день,
         Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
         Ответы искать под зеленым шатром!
Ведущий:
         Итак, вперед, по лесным тропинкам!
         В лесу, куда ни глянь, повсюду чудеса
         Протянул руку к листку, а он вспорхнул и полетел.
         Оказывается, бабочка притворилась листком.
         А вот белка. Крыльев нет , а с дерева на дерево перелетает. Разве не чудо?
         А в траве маленький муравьишка. И как он не заблудится? Как дорогу домой найдет?
         Один подивился лесному чуду, поохал, поахал и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, остановился, задумался и станет искать ответы: Отчего так? Почему так? Зачем так?
         Почему ландыш растет только в лесу? Почему грибы подосиновики под осинами, подберезовики под березами? Отчего птицы поют, а звери не умеют? Всюду вокруг наши друзья. Они бегают, плавают, летают, ползают. Они кормят нас, одевают. Защищают наши леса, поля. Каждому надо знать тех, с кем ты живешь рядом, заботиться о них, любить их, всегда помогать.
         Ну, что, друзья, готовы в путь? За ваши успехи будем награждать вас звездочками (жетонами).
         Команды готовы! Внимание! Слушаем условия первого конкурса – разминки.  
         - Когда следопыты идут в лес, они должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу и как нельзя. Какие же это правила? Запишите на листочке. (Время 3 минуты).  
         Находясь в лесу надо:
         - собирать опавшие листья для букетов;
         - развешивать кормушки для птиц;
         - убирать мусор и складывать в специально отведенное для него место.
                  Нельзя:
         - ломать ветки деревьев и кустарников;
         - разбрасывать мусор;
         - ловить и убивать насекомых, разорять муравейники, гнезда пчел, ос, шмелей;
         - гонять и убивать птиц;
         - шуметь, кричать, особенно в то время, когда птицы высиживают и выкармливают птенцов;
         - ловить и брать домой животных и их детенышей;
         - подходить близко к гнездам, брать в руки яйца и птенцов.
Ведущий:
         Молодцы, ребята! Теперь все знают, как нужно и как нельзя вести себя в лесу. Запомните. А сейчас отправляемся дальше.
 
II конкурс. «Лесные жалобы».
 
         Все-все на свете, на свете нужны
         И мошки не меньше нужны, чем слоны.
         Нельзя обойтись без чудищ нелепых.
         И даже без хищников, злых и свирепых,
         Нужны все на свете, нужны все подряд:
         Кто делает мед и кто делает яд!
 
         Ребята, дятел прислал тревожные телеграммы со своими жалобами для вас. Чьи же это жалобы и как им помочь? (Каждой команде раздается телеграмма).
         Команды прошу вас прочитать телеграммы и сказать, о ком идет речь и чем они полезны. (2 мин.)
Телеграмма № 1: Ох, и не любят меня люди. Голос им мой не нравится. Глаза у меня большие. Считают, что я беду приношу. Все это не правда. Польза от меня большая, урожай я охраняю. Кто я? (Сова – символ мудрости природы. Очень полезны совы. Они уничтожают в год около 1000 грызунов (серых мышей). Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит одна сова спасет в год 1 тонну хлеба – 1000 кг).
Телеграмма № 2: А меня все боятся, поэтому сколько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю головой вниз. Не похожа я ни на птицу, ни на зверя, но друг я человеку, а не враг. Кто я? (Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров).
Телеграмма № 3:  Мы трудимся день – деньской, а какой-то хулиган разорил наш домик. Нам так обидно, что наш труд не ценят. Кто мы? (Великая роль муравьев в сообществе леса. За один день муравьиная колония может уничтожить около килограмма насекомых. Проделывая ходы под землей, муравьи способствуют проникновению в почву воды и воздуха, так необходимых корням растений. Не случайно там, где живут муравьи, деревья и кустарники лучше растут. Многие загадки не разгаданы, многие интересные подробности из жизни муравьев не подсмотрены. В детской библиотеке есть журнал «Муравей», где столько всего интересного).
Телеграмма № 4:
         Я по совести скажу: плохо, плохо мне…
         Очень гадок я на вид…
         А ведь я не ядовит! Кто я?
         (Гибкое тело метровой длины еще более быстрое и ловкое, чем тело гадюки, скользит по берегу спокойной реки, пруда. Уж – это змея, но ядовитых зубов у него нет, и кусается он редко и не больно, даже если поймать и удержать его в руках. Окраска как и у гадюки непостоянная, и пятен на голове может и не быть. Круглый зрачок – одна надежная примета, отличие от гадюки. Уж – гроза лягушек, жаб, а не рыб, как думают некоторые. Лягушка, заметив беспощадного врага, цепенеет от ужаса. Врагов у ужей много. Спасаются ловкостью и быстротой).
 
III конкурс. Игра “Крестики – нолики».
 
Ведущий:
Предлагаю командам игру «Крестики – нолики». Я читаю вопросы, вы ставите «х» - если согласны с вопросом, «о» - если не согласны.
         1.Весной клесты выводят птенцов? -о
         2.Зайчата рождаются зрячими? -х         3.ежи зимой уходят в спячку? -х         4.У дятла самый длинный язык? (до 16 см) – х         5.Лиственница сбрасывает на зиму хвою? – х         6.Ягоды картофеля съедобны? – о
         7.Из сосны делают мачты? – х         8.Рыбы спят с закрытыми глазами? (у них нет век) – о
         9.Ложатся в спячку белые медведи? – о
 
IV конкурс. “Загадки»
 
(Для этого конкурса используются бочонки от лото. По 3 загадки каждой команде)
 
         1.Много рук, а нога одна. (Дерево)
         2.Никто ее не пугал, а она вся дрожит. (Осина)
         3.Не жар, не огонь, а возьмешь в руки – опалит. (Крапива)
         4.Среди леса кузнецы куют. (Дятлы)
         5.Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка)
         6.Маленький Иван, костяной кафтан. (Орех)
         7. На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушапках. (Березы)
         8.Стучу – голова болит, а не стучу – голодный. (Дятел)
         9. Не шагом ходит, не бегает, а только прыгает. (Лягушка)
Vконкурс. «Лесная  аптека»
(По 2 вопроса – карточки)
 
         1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
         2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?(Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее  вещество сфагнол).
         3. Какая ягода заменяет лимон?( Клюква, содержит лимонную кислоту).
         4. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С?( Черной смородины, шиповника).
         5. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? ( Отвар из сухих цветков и листьев - средство от кашля).
         6. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? ( Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице).
 
VI конкурс. «Юмористические вопросы»
(сказочные)
         1. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Лягушка)
         2. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? ( Колобок)
         3. Как называется деталь женского платья, в которую помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)
         4. Какая сказка рассказывает огородную историю о семейном подряде? (Репка)
         5. Какой сказочный персонаж мог бы обогатить свое обеденное меню заливной щукой? ( Емеля).
         6. Назовите имя царя, жившего так давно, что никто в это уже не верит. ( Царь Горох).
VII конкурс. « Экологическая катастрофа».
(Ситуация записана на карточках).
 
         №1. Ребята! Случилась беда! На наш лес напали полчище прожорливых гусениц. Что делать? Как с ними бороться?
         Ответ: Если обработать лес ядохимикатами, то что может произойти. От гусениц могут пострадать другие насекомые, а от них птицы, а затем и животные. Ядохимикатами нужно пользоваться с большой осторожностью. Иначе получается : одно лечим, другое калечим. А вот если будет много птиц, то гусениц не будет. Нам нужно беречь природу!
         № 2. Ребята! Представьте, что в лесах нашего района истребили всех волков. Что может произойти?
         Ответ: Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Волк – санитар леса. Он очень хитрый и умный зверь. Скрытен и осторожен. Добычей волка становится и такие дикие животные, которым не хватает осторожности, ловкости, которые отстали в росте или не набрали сил. Чутье у волка отличное, он чувствует запах металлического капкана даже под снегом. Если не удалось никого поймать, волк ложится на землю. У него очень острый слух и прекрасное зрение. Он хорошо видит даже в сумерках. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное. И вся стая скорее бежит туда, откуда доносятся птичьи голоса.
         № 3. А вот на одном далеком острове люди уничтожали комаров ядохимикатами. Комары исчезли. Но на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилось эта « напасть». А как думаете вы?
         Ответ: А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы ( их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье тогда наступило для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре на остров пришлось завозить кошек.
         № 4. В опасности «легкие» планеты. Исчезновение их приобрело всемирный характер. Полысение планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает реальная угроза потерять « легкие» Земли. Что это за «легкие»? В какой они опасности? Как помочь?
         Ответ: Это наши леса. Выделяют кислород. Почему планета лысеет? – Безжалостно вырубают леса, происходят пожары., загрязняются отходами, дымом с заводов и фабрик. Люди не могут обойтись без леса. Без него давно прекратилась бы жизнь на Земле. Если человек может прожить без пищи больше месяца, без воды – 5 дней, то без кислорода не больше 3 минут. Лес – это легкие нашей планеты. Какую же пользу приносит лес? Лес помогает сохранять в почве влагу. Без него пересохли бы реки и озера, не давали бы урожай поля и сады, лекарственные травы, живут звери и птицы. Из древесины люди изготавливают множество вещей необходимых им, дома, мебель, бумагу, ткани, карандаши, спички, и т.д. Вот почему так важен для человека лес. Вот почему его нужно охранять и беречь. И хотя на земле лесов много, надо знать, что ни одно дерево нельзя срубать зря.
Подведение итогов.
 
Вывод
Любовь к природе, забота о ней, делают человека добрее. Если ты что – то взял от природы ( Земли) , отдай ей… Посади дерево, очисти родник, подкорми птиц…