Конспект урока на тему Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 г. — январь 1942 г. (9, 11 классы)


Методическая разработка урока по истории в технологии развития критического мышления.
Выполнила: Бахтегузина Нина Романовна,
учитель МАОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга.
Тема урока: Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – январь 1942 г. (2 часа)
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
Воспитательные: способствовать личностному развитию обучающихся; укреплению веры в Россию, патриотизма, чувства ответственности
за Отечество перед прошлым, настоящим и будущим;
Развивающие: формировать умение работать в паре и группе, планировать свою деятельность, представлять результаты своей работы; уметь
преобразовывать информацию в другую знаковую систему (таблица – текст, карта – текст, текст – таблица);
Обучающие: сформировать умения и навыки работы с историческими источниками: документами, картами, видеохрониками, воспоминаниями т.д.; формировать умение объективного восприятия исторических событий и объективного решения проблемных вопросов истории.
Средства: I. УМК:
1) Загладин Н.В. Козленко С.И., Минаков С.Т. История Отечества. XX – начало XXI века: Учебник для 11 класса ОУ. – М.: «ТИД
«Русское слово - РС», 2008
2) История. 11 класс: поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина, С.И. Козленко, С.Т. Минакова, Ю.А. Петрова «История
Отечества. XX – начало XXI века». Ч. 1 и 2. – Волгоград: Учитель, 2009
3) Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. История России XX век. Учебно-методическое пособие для 9 – 11 классов. – М.: Изд.
Дом «Дрофа», 1998.
4) Колосков А.Г., Гевуркова Е.А. Задания для самостоятельной работы по истории Отечества XX века: кн. Для учителя. – М.:
Просвещение, 1996.
5) Атлас по Истории России XX века (с набором контурных карт).
6) Приложение № 4. Гиперссылки.
II. ТСО: Компьютер, проектор, интерактивная доска, настенная доска с магнитной поверхностью.
Технологический этап Педагогические приемы и методы Деятельность учащихся Задание в КИМ ЕГЭ Формирование ЗУН, проверяемых на ЕГЭ1.Вызов (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации) 1. Просмотр клипа «Начало ВОв» -3 мин. (прием «яркое пятно»)
2. Актуализация знаний учащихся по теме «Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е годы (отношения с Германией)»
3. Организация работы с таблицами (Приложение 1), формулирования задания:
а) проследите на основе анализа таблиц динамику германского импорта;
б) соотнесите ее с характером советско-германских отношений и сделайте соответствующие выводы;
в) какие события обусловили характер торгово-экономических отношений между СССР Германией; г) что предшествовало заключению германо-советских торговых соглашений 1939 – 1941гг.?
1.Формулируют тему урока.
2. Определяют проблему урока: было ли нападение Германии на СССР неожиданностью
- для советского народа;
- для советского правительства?
3. Выполняют тест задания.
4. Работают с историческими таблицами «Германский импорт с/х товаров» и «Германский импорт минерального сырья» и, выполняя задания, преобразуют информацию в другую знаковую систему.
Какие три из перечисленных меры были предприняты советским правительством для подготовки к войне с Германией? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)финансирование разработки и производство новых образцов вооружения и военной техники;
2)денационализация тяжелой промышленности;
3)увеличение бюджетных ассигнований на оборону;
4)приведение пограничных военных округов в полную боевую готовность;
5)укрепление трудовой дисциплины;
6)мобилизация и перевод соединений и частей армии и флота на режим военного времени.
Анализируют актуальную историческую информацию (представленную в разных знаковых системах) о внешнеполитических явлениях и процессах, выявляя их характерные черты;
устанавливают соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и процессов
Знают и понимают: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории.
2.Реализация смысла (получение новой информации) 1. Организация, коррекция и контроль работы учащихся в группах по сравнению двух германских исторических документов: «Директивы № 21» (Приложение 2) и «Ноты Министерства иностранных дел Германии Советскому правительству от 21 июня 1941 г.» (Приложение 3).
2. Демонстрация исторического видео «План Барбаросса» - 4 мин.
3. Рассказ учителя о начале Вов, проверка продукта труда (записей) обучающихся.
4. Работа с исторической картой.
5. Демонстрация фрагмента видеофильма «Московская битва» - 11 мин. 1.По ходу просмотра видео «План Барбаросса» работают с печатной основой документа, дают определение понятиям «План Барбаросса» и «Блицкриг».
2.Работают в группах с обоими историческими документами и отвечают на вопросы:
Первая группа: как можно соотнести текст ноты с заверениями Гитлера, начиная с 23 августа 1939 г., о дружбе, сотрудничестве с СССР, совместных усилиях по ликвидации войны между Германией и Англией и Францией?
Вторая группа: почему Гитлеру понадобилась ложь о «превентивной войне против большевистской угрозы»?
Третья группа: что в действительности двигало гитлеровское руководство на агрессию против СССР?
3.Обсуждают коллективно ответы на поставленные вопросы.
4.Отвечают на задание.
5. Фиксируют в тетрадь:
1) причины неудач Красной Армии на начальном этапе войны;
2) перечень военно-политических и экономических мер Советского правительства для отражения агрессии.
6. Работа с исторической картой. Отработка навыков для выполнения заданий КИМ ЕГЭ.
7. Отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: было ли нападение Германии на СССР неожиданностью
- для советского народа;
- для советского правительства?
Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в исторических документах. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем враждебной для Германии страны в период, когда происходили эти события.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«16 августа 1941 года Ставкой Верховного Главнокомандования был издан приказ № 270. Меры, изложенные в приказе, были оправданы конкретной ситуацией, сложившейся на фронте летом 1941 года».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее.
Напишите имя главнокомандующего Красной Армии в данный период события, обозначенного на схеме.
Напишите название городов, обозначенных на схеме цифрами 1 (Смоленск), 2 (Москва), 3 (Киев).
Напишите название города, героическое население которого выдержало 900 дней немецкой блокады.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Завоеватели вторглись на территорию СССР тремя мощными группировками;
Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, была эвакуация Советского правительства на восток;
Военная операция врага по захвату города, обозначенного на схеме цифрой 2, называлась «Тайфун»;
В условиях сложившейся военной обстановки, обозначенной на схеме, правителем СССР был подписан приказ № 227;
На данном этапе событий, указанных на схеме, совершил героический поступок Н. Гастелло;
Одной из причин поражения Красной Армии на данном этапе событий, указанных на схеме, нежелание солдат сражаться за коммунистический режим.
Извлекают из неадаптированного оригинального текста знания по заданной теме и представляют ее в другой знаковой системе; систематизируют, анализируют и обобщают полученную информацию.
Осуществляют внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризуют авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности).
Оценивают действия субъектов (исторических личностей) социальной жизни.
Представляют результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Анализируют историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, видео).
Используют принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.
Систематизируют разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса.
3.Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) Проводит рефлексию, объясняет д/з по составлению исторических портретов, использует прием «Яркое пятно» (стихотворение Симонова «Горят города по пути этих полчищ…» в исполнении С. Безрукова) – 2,5 мин. Заполняют лист рефлексии:
Данный урок убедил меня в том, что………
Ребята класса показали, что они…….
Сегодня мне понравилась мысль о том, ……
Я думаю, что в наше время актуальны такие вопросы, как…..
Я бы хотел в дальнейшем поработать над темой…..
Особенно интересным мне показалось выступление….
Дома: 1. Читают параграф 23 – 24, готовят сообщения о героях – защитниках Москвы. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте
одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. Ориентируются в актуальных общественных событиях, определяют личную гражданскую позицию; оценивают происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и права.