Презентация по русскому языку Подготовка к сочинению-описанию. Описание животного в 5 классе


Тема: «Подготовка к сочинению – описанию. Описание животного».Урок в 5 классе. Составитель: учитель русского языка и литературы АНО «Лицей «Перспектива»Смирнова Наиля Рашидовна Цели урока Совершенствование навыков написания сочинения- описания, составления плана сочинения, отбора материала к сочинению;Знакомство с интересными фактами из жизни домашних животных (кошек, собак);Воспитание любви и уважения к «братьям нашим меньшим" О собаках Собака так преданна, что даже не веришь в то, что человек заслуживает такой любви.  Илья Ильф Собака - лучший друг, когда тебе грустно, она не пробует выяснить почему. Собака - единственное существо, которое любит нас больше, чем вы сами. Генри Уилер Шоу У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. Даниель ДефоМурлыкающий кот и горящий камин делают зиму приятной. Шотландская пословица Лучшее лекарство от хандры — завести котенка. Фэнни Флэгг  Невыдуманные рассказы Александр Иванович Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Он написал много рассказов о собаках, кошках, слонах, птицах, лошадях. Свои рассказы о животных Куприн не выдумывал. Все животные, о которых он писал, жили на самом деле: многие из них в доме Куприна, другие – у друзей, о судьбе некоторых он узнавал из газет. Далее Александр Иванович Куприн О собаках Один из друзей писателя вспоминал, что он «ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить». Куприн создал целую серию рассказов о собаках: «Белый пудель», «Пиратка», «Собачье счастье», «Барбос и Жулька», «Завирайка», «Барри», «Бальт», «Ральф», «Сапсан» и другие. Далее Олицетворение земной красоты А.И. Куприну удалось создать такие произведения о животных, в которых «братья наши меньшие» стали олицетворением земной красоты, неиспорченности и чистоты Далее Тема- это то, о чем (или о ком) в нем говорится.Идея текста - это основная мысль текста, то, для чего автор написал произведение. Что такое описание? Описание – это перечисление постоянных признаков предмета, своеобразные ответы на вопрос “какой?” Что необходимо написать о животном? Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки. Назовите стиль описания? Тетерев.Очень красивый этот лесной петух. Хвост косицами, сам весь чёрный, а брови красные-красные, ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтоб зимой не замёрзли. (Е. Чарушин). Определите основную мысль? Проследите, как она раскрывается?Отметьте сравнения, слова с переносным значением, с уменьшительно - ласкательными суффиксами? Сопоставьте, как об одних и тех же приметах (трясогузки, лося, оляпки) говорится в научном и художественном описании. 1)… Спина серая, горло чёрное, брюхо белое…- «…В светло-сером, отлично натянутом платьице, с передним чёрным галстуком».2). Ноги рыжеватые или беловатые…- «На ногах словно белые, туго натянутые чулки.3). «Изящен наряд у оляпки – куртка бархатно-чёрная, манишка белизною поспорит со снегом». – Спинная сторона оляпки серовато-бурая, брюшная – белая. Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным. Языковые средства.- слова в переносном значении, сравнения (ожерелье);- эмоционально-оценочные слова:а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом;б) с суффиксом – оват;- глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия;- предложения вопросительные, побудительные, восклицательные;- предложения сложные, с однородными членами. Знать. Уметь. Композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии с темой. Уметь описывать животное; выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи. Как описать животное? Стиль речи текста. Термины. Композиция ( построение сочинения). ИЛИ ПЛАН (примерный) СОЧИНЕНИЯ 1.Вступление. Собака (кошка) - верный друг и помощник человека. Цитата, афоризм о животном2.Основная часть Мой четвероногий друг (описание собаки или кошки). Как появилось в вашей семье.а) кличка;б) порода;в)голова, морда (глаза, уши, нос);г) туловище (размер, шерсть);д) лапы;е) хвост;ж) характерз)Повадки, любимые занятия, интересные историиЗаключение. Я люблю свою собаку (кошку) Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…Усы: длинные, черные, тонкие…Глаголы: топорщатся, торчат, виснут…Ушки: маленькие, черненькие… Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками…Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый… Заполните таблицу. Лапы Хвост Шерсть Характер Окрас (цвет) Глаза Усы Мордочка Ушки бархатные трубой длинные пушистая мягкий, добрый белая, дымчатая большие, внимательные хитрая маленькие План:1.О каком животном я буду писать? (название)2.Как животное появилось у нас в доме?3.Описание животного (какое оно?)4.Моё отношение к питомцу. Лексическая работа. 1.Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая… 2.Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…, грустные, преданные, темно-коричневые….3.Усы: длинные, черные, тонкие…4.Ушки: маленькие, черненькие…топорщатся, торчат, виснут… 5.Хвост: черный с белым кончиком, пушистый, куцый, длинный… 6.Лапки: как сапожки, с мягкими подушечками… 7.Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый, трехцветный…. Орфографическая работа Выт.?нутая, б.?льшие, к.?варные, длин?ые, т.?порщат?ся, ч.?рн.?нькие, ож.?релье, к?рич?невые, грус?ные Восклицательное предложение: (А какие красивые глаза у кошки!) Вопросительное предложение: (Вы когда-нибудь видели такую красавицу?)Побудительное предложение: (Посмотрите внимательнее, и вы увидите, что на блестящей черной спинке есть серые пятнышки.) Молодцы!Пусть весь день у вас будетхорошее настроение!