ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ


Игровые задания как способ формирования доброжелательных отношений в детском саду
Игры- развивающие внимание к сверстнику. Неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы) - основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».
Отсюда вытекает и воспитательная задача данного этапа - отвлечь внимание ребенка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаем игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнерам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.
В ходе игр педагог по возможности избегает инструкций, нравоучений, замечаний; не делит детей на хороших и плохих. Задача взрослого - поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.
Именно способность видеть в другом равную и независимую личность - важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками. Развитие этой способности - основная задача данного этапа воспитательной программы. Некоторые из предложенных вниманию игр знакомы воспитателям («Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон»).
«Общий круг»
Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей.
Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. Основная игровая задача – сосредоточить внимание на партнере. Однако, если кто-то захочет что-то сказать другому, педагог не препятствует.
-125095187960
«Переходы»
Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг.
Ход игры. Воспитатель, обращаясь к играющим, предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание обратив на цвет волос партнеров. Затем - поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался партнер, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т.д. Крайним слева играющие должны посадить того, у кого самые темные волосы.
Основное условие игры - никаких шумных обсуждений.
По ходу игры педагог помогает детям - подходит ко всем, объясняет, рассаживает, поглаживает по голове.
«Найди пару»
Игра напоминает предыдущую. Только на этот раз дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого-то затруднения, он может обратиться за помощью к товарищам или педагогу, может подойти с партнером к зеркалу и сравнить цвет глаз.
Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.
Дальнейший ход игры: по предложению взрослого дети решают, что они будут делать вдвоем - играть, рисовать или заниматься конструированием.
«Зеркало»
Ход игры. Воспитатель (собрав детей вокруг себя). Наверное, у каждого дома - в прихожей, в ванной комнате или в спальне - есть зеркало. Предположим, что зеркала под рукой не оказалось. Как же тогда узнать, как выглядишь? Как сидит на тебе новый костюм или платье? Вот и разыграем эту ситуацию. Встанем парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т.е. повторять все действия партнера, причем повторять точно. Ведь неточных зеркал не бывает. Другой - представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Потом играющие меняются ролями. Готовы? Тогда попробуем!
Воспитатель, образуя пару с кем-либо из детей, исполняет какое-то время роль зеркала.
-2286026670 Затем дети играют самостоятельно, но педагог продолжает следить за ходом игры, помогая тем, кто испытывает затруднение. После того как дети поймут основную игровую задачу, каждая пара получает возможность выступить перед остальными. Их задача, прежде всего исполнителя роли зеркала, - показать точные, скоординированные движения. Если «зеркало» значительно искажает движения или запаздывает, это означает, что оно испорчено (или кривое).
Этой паре педагог предлагает «починить» испорченное зеркало, т.е. потренироваться. Показав два-три движения, дети садятся на стулья, их место занимают два других ребенка
«Где мы были, мы не скажем,
а что делали - покажем»
1158098-5138790 Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (четверо-пятеро детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (или умывание, или рисование, или сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.
Ход игры. Каждая группа, прежде чем разыграть молчаливое действо, предваряет его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».
Зрители должны отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа.
Более сложный вариант: действо разыгрывается индивидуально.
Ход игры. Все участники, кроме двух первых, закрывают глаза. Один из них что-либо изображает (поливает цветы, рубит дрова, играет в мячик).
Второй повторяет сюжет третьему, который к этому моменту открывает глаза; третий - четвертому и т.д. Задуманное первоначальное действие отгадывает (называет) тот, кто сидит в ряду последним.
«Эхо»
8572531750 Перед игрой воспитатель выясняет, знают ли дети, что означает слово «эхо». Услышав разные объяснения, может подытожить: «Эхо в греческой мифологии - нимфа. По одной из легенд в наказание заботливость она потеряла способность говорить и могла лишь повторять окончания чужих слов.
По другому мифу, из-за безответной любви к Нарциссу так иссохла, что стала невидимкой и сохранила лишь голос. Но это сказочное толкование, а в действительности эхо, от имени нимфы Эхо, - это звуковая волна, отраженная от какого-нибудь препятствия и принятая наблюдателем. Звуковое эхо воспринимается ухом раздельно от первичного сигнала лишь в том случае, если оно запаздывает не менее чем на 0,05-0,06 секунды».
Ход игры. Играющие разбиваются на две группы: одна изображает путников в горах, другая - эхо. Первая группа, гуськом (цепочкой) «путешествуя» по комнате, по очереди соблюдая паузы, произносит разные звучи, звукосочетания («Ау-у-у-у» или «Тр-р-р-р»). Задача взрослого - регулировать очередность произносимых звуков, т.е. показывать, кто и когда должен произнести свой звук. (Роль ведущего со временем поручается кому-либо из детей.) Вторая группа, спрятавшись по углам комнаты, старается как можно точнее воспроизвести услышанное. Неважно, если звуки воспроизводятся не синхронно. Главное - не искажать и в точности воспроизводить звукосочетание.
Игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и «Зеркало»: повторяются не только движения, но и звуки.
«Испорченный телефон»
-6350024765 Число играющих - не более пяти-шести детей.
Правила игры. Чтобы лучше понять и передать сообщение, играющие садятся ближе друг к другу и смотрят партнеру в глаза, не отвлекаясь на посторонние звуки (могут даже прикрыть одно ухо рукой).
Ход игры. Играющие рассаживаются в «линию». Ведущий (из числа играющих), шепотом расспросив соседа, как он провел выходные дни, громко обращается к товарищам: «Саша рассказал мне, как он провел выходные дни. Хотите узнать, что он делал? (Ответы.) Саша шепотом, на ушко, расскажет об этом своему соседу. Так, по цепочке, мы узнаем о том, что делал Саша».
Громко о том, что сказал Саша, объявляет последний в ряду. Задача играющих - сравнить, насколько изменился смысл передаваемой информации. Если первому играющему трудно сформулировать четкое, сообщение, желательно смешного содержания, его начинает передавать взрослый. Иногда дети ради шутки искажают информацию. Тогда из числа играющих выбирается мастер. Ведь телефон испортился и нуждается в починке. Мастер понарошку «чинит» аппарат. Результат его работы оценивается после следующего круга.
«Бабушка Маланья»
-660402540 Правила игры. Один из игроков, водящий, придумывает какое-нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Задача играющих не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение.
Ход игры. Дети вместе с взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. (На бабушке платочек и фартучек.)
Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными действиями.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети двигаются по кругу, держась за руки),
Все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами.
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой (останавливаются и жестами и мимикой изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», большие нос и уши, показывают длинные усы, огромную голову, длинную бороду).
Ничего не ели.
Целый день сидели (присаживаются на корточки),
На нее глядели,
Делали вот так... (повторяют за ведущим любое смешное движение).
«Волны»
Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны - нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.
«Передай движение»
Ход игры. Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Взрослый, ведущий, «будит» своего соседа и показывает ему какое-либо действие: причесывается, моет руки, ловит бабочку. Эти движения игрок показывает следующему, и так - по кругу, до последнего. Новое действие загадывает уже кто-либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у играющих есть желание загадать свое движение.
«Передай настроение»
Ход игры. Примерно такой же, что и в предыдущей, только придумывается и передается не движение, а настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение показывает воспитатель. Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение
116459041275
«Выбери партнера»
-22860-3810 Ход игры. Сидя по кругу, играющие молча - глазами - выбирают себе партнера, но так, чтобы никто этого не заметил. На счет «три» (его ведет взрослый) партнеры подбегают друг к другу и берутся за руки. Если с первого раза игра не складывается, дети возвращаются на исходную позицию. Воспитатель следит за тем, чтобы пары менялись.

«Разговор сквозь стекло»
101536576200-1524027940 Правила игры. Играющие, с помощью воспитателя составив пары, должны представить, что один из них находится в магазине, а другой ждет его на улице. Но они не успели решить, что нужно купить, а выход - далеко. Проблема решается попыткой договориться через толстое стекло витрины.
Кричать бесполезно: партнер все равно не услышит. Как «договорились», играющие обсуждают по окончании игры.
Для облегчения решения задачи воспитатель с кем-либо из детей наглядно проводит и обсуждает сценку. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает тем детям, у которых что-то не получается. По желанию дети меняются ролями.
-7048559055 «Тень»
Ход игры. Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнер: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек. Если играющие испытывают
затруднение, по просьбе взрослого кто-то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.
«Найди своего брата или сестру»
Играющие изображают новорожденных слепых детенышей.
Ход игры. Воспитатель косынкой завязывает каждому глаза и шепотом говорит, роль какого детеныша он будет исполнять и какие звуки издавать.
1758315161925 Но у каждого детеныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята - мяукают, щенки - скулят, телята - мычат. Играющие находят друг друга по этим звукам.
Роли распределяются таким образом, чтобы в группе было по два разных детеныша. Как только пары составляются, воспитатель развязывает играющим глаза и предлагает познакомиться - каждому на своем «языке» - с остальными детенышами.
«Радио»
Ход игры. Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей-то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды.) Ее просят подойти к диктору. Задача играющих определить, о ком идет речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.
105854551435 «Кто сказал?»
Правила игры. Ведущий, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал - не угадаешь». Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не исполнят роль ведущего
«Магазин зеркал»
Правила игры. Собрав детей вокруг себя, воспитатель предлагает им представить, что те, кто сидит от него по правую руку, - зеркала, а те, кто по левую, - зверюшки. По ходу играющие меняются ролями.
Ход игры. Зверюшки ходят мимо зеркал, которые либо образуют круг, либо выстраиваются в ряд. Они прыгают, строят рожицы, выбирая для себя зеркало. Зеркала точно повторяют их движения, выражения лиц. Если возникают затруднения, педагог не только разъясняет, но и помогает.
«Упрямое зеркало»
Правила игры. Собрав играющих, воспитатель предлагает им представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало - оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее; если играющий поворачивает голову налево, зеркало делает то же, но направо.
Ход игры. Разбившись на пары, дети берут себе соответствующие роли с тем, чтобы через некоторое время поменяться. Взрослый не только помогает детям, но и сам включается в игру, взяв на себя вначале роль кривого зеркала.
«Запрещенное движение»
Правила игры. Играющие, образуя полукруг, в точности повторяют все движения ведущего, кроме одного - они не опускают руки, а наоборот, поднимают. Если игра увлекает детей, педагог предлагает любому желающему исполнить роль ведущего.

«Из семечка - в дерево»
21869401163320-97790194310 Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.
Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети - семян. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками. Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать дети медленно поднимаются, раскрываются листочки -
поднимают руки: растут стебельки вытягивают тело; появляются веточки с бутонами - руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются - дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы). Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем - дети любуются собой, улыбаясь цветам соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками.
Но вот подул холодный осенний ветер - закачались цветы в розные стороны; борясь с непогодой - машут руками, наклоняют голову, корпус. Ветер срывает листья - руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок - цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.
Детям, имеющим определенные особенности в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нужно предоставлять возможность дополнительно и индивидуально общаться с педагогом.