Технологическая карта урока Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями


Технологическая карта урока
Предмет Русский язык
Класс 7 «а»
Учитель Куликова Т.М.
Образовательное учреждение МОУ Сараевская средняя общеобразовательная школа
Тема урока Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
Цель урока Познакомить учащихся с правилом написания НЕ с причастиями.
Задачи урока Научить применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Повторить правописание НЕ с разными частями речи
Провести словарную работу
Тип урока Открытие новых знаний
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Регулятивные Коммуникативные Познавательные Знать правило написания не с причастиями, условия выбора этой орфограммы в причастиях
Уметь применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями ,устно и графически объяснять выбор написаний. уметь формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий;
осуществлять самоконтроль;
строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других. объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе объяснения правил Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения заданий.
Организационная структура урока.
№ п/п Этапы урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся ЭОР
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Заполнение классного журнала. Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность. Актуализация знаний
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Ничего не забудьте, не терпит неправды, не широкая, а узкая река; неширокая, но рыбная река, невысокий дом, говорил не правду, а ложь, ничуть не интересный фильм, неласковая осень, не с кем поговорить
Что вам известно о правописании не с существительными, прилагательными, местоимениями и глаголами?
Какую часть речи мы с вами изучали на последних уроках?
На слайде выведены словосочетания: негодующий взгляд, ненавидящий тон, нерешенная задача; не прибранные, а разбросанные вещи; давно не работающий телевизор.
Какие это части речи?
Записать слова по двум группам (слитно и раздельно)
Как пишутся не с причастиями? Можем ли мы объяснить? Учащиеся записывают, объясняя написание не с различными частями речи.
Рассказывают правила правописания не с различными частями речи
Причастие
Выполняют задание
Слитно и раздельно
Нет Слайд 1
Слайд 2
Определение темы, постановка цели и задач урока.
Какова тема нашего урока?
Какой же возникает вопрос? Что предстоит
выяснить? Как будем действовать?
Какую проблему мы будем решать? Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Выяснить условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
Слайд 3
Открытие нового знания
Читаем словосочетания, чем они отличаются?
негодующий взгляд, ненавидящий тон.
Возможно ли употребление причастия без не?
Подберите однокоренные слова других частей речи.
невыраженный признак, нерешенная задача,
Есть ли при причастиях зависимые слова?
 далеко не решенный вопрос, совсем не продуманный ответ
Какое значение имеют наречия очень, весьма?
неприбранные, а разбросанные вещи.
Найдите причину раздельного написания не с причастиями.
давно не работающий телевизор, не прибранные вовремя вещи.
Есть ли у причастий зависимые слова, т.е. образуют ли они причастные обороты?
реки еще не скованы льдом, обед не приготовлен
В чем особенность этих причастий?
Каким членом предложения они являются?
Чтение правила в учебнике. Нет
Вывод: если причастие без не не употребляется, то пишется слитно
Негодование, негодовать
Нет.
Вывод: если причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно
Вывод: если причастие имеет при себе слова далеко не, вовсе не, совсем не, то с не пишутся раздельно.
Есть противопоставление.
Вывод: если причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.
Есть зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот.
Вывод: если причастие имеет зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот), то пишется с не раздельно
Это краткие причастия
Сказуемым.
Вывод: краткие причастия пишутся с не раздельно
Читают правило Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Физкультминутка Учитель проводит физминутку. Выполняют упражнения. Первичная проверка понимания
Работа у доски:
Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской полы; вовсе не продуманное решение; неисправимый дефект; еще не засеянные поля; не знающий усталости. Учащиеся по одному выходят к доске, записывают словосочетания под диктовку. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения в учебнике.
Взаимопроверка.Работают в парах. Рефлексия. С какой трудностью мы сегодня столкнулись на уроке?Какие цели были поставлены?Достигли ли мы цели?
От чего зависит слитное и раздельное написание не с причастиями.
Оценки за урок. От чего зависит слитное и раздельное написание не с причастиями.
Научиться правильно писать не с причастиями.
Да.
Учащиеся называют. Домашнее задание. Параграф учебника, упражнение. Записывают домашнее задание, подают дневники.