Три само… в развитии и совершенствовании себя. (Классный час в 10 классе)















«Три «само» в развитии и совершенствовании себя»

(Классный час для коллективного
посещения в 10 классе)










Учитель: Романова Е. Н.
2008 – 09 уч. г.
Ларневская СОШ




Цель: актуализировать проблему самоуправления в связи с самосовершенствованием.

Задачи: образовательная – на примерах Суворова, Эйнштейна и Де-
мосфена показать значение самообразования для достижения
успеха в жизни;
воспитательная – на примере программы самовоспитания и
самообразования Л. Н. Толстого и анализа теста «Можешь ли
ты добиться успеха?» показать значение воли и дисциплины
для реализации себя в профессиональном плане;
развивающая – развивать ответственность за личный вклад
в коллективное дело.

Оборудование: портреты Суворова, Эйнштейна, Демосфена, цитаты
А. С. Макаренко, Л. С. Выготского, С. И. Гессена, па-
мятки по самообразованию, тест «Можешь ли ты до-
биться успеха?» и рекомендации для учеников по его
результатам, анкеты «Самоуправление учащихся в
классном коллективе», стенд «Шаги в будущее» с
цитатой Г. Спенсера и результатами анкетирования
по тестам «Моя будущая профессия» и «Можешь ли
ты добиться успеха?», схемы различных структур само-
управления в журнале «Классный руководитель» (№ 7,
2008), портфолио учащихся.

Форма урока: комбинированная









План урока:

I. Введение (организационные вопросы):
- успеваемость
- посещаемость
- информация

II. 1.Самообразование
2. Самовоспитание
3. Самоуправление



Предварительная работа: оформление стенда «Шаги в будущее» - тестирование по теме «Моя будущая профессия» и по теме «Можешь ли ты добиться успеха?», подготовка портфолио
























Ход урока:
Введение (организационные вопросы).
Учитель читает тему классного часа и знакомит с планом, записанным на доске.
Успеваемости и посещаемости традиционно уделяется немного времени в ходе проверки наличия росписей родителей в дневниках и сбора объяснительных по пропускам.
Обзор СМИ (домашнее задание) тоже традиционно проводится
учеником, который читает статью или несколько заметок, подобранных им к теме классного часа, слушатели задают вопросы друг другу по этой информации, учитель участвует в беседе и регламентирует ее время: 5 – 7 минут. На проводимом классном часе использовалась статья «Школа будущего» из газеты «Аргументы и факты» №7 2009 г., в которой уделялось внимание возрастающей роли самообразования в современной школе (проектной деятельности).

1. Самообразование.
Перед более подробным рассмотрением самообразования как компонента самосовершенствования учитель помещает на доску цитату А. С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди» и поясняет, что на примерах известных людей, живших в разные времена и в разных странах можно убедиться в возможности любого человека добиться успеха в жизни и задает вопрос: «Что то общее, что повлияло на проявление способностей у Суворова, Эйнштейна и Демосфена?»
Ученики выступают с сообщениями о Суворове, Эйнштейне и Демосфене, слушают, анализируют и приходят к выводу, что залогом жизненного успеха и развития таланта был нелегкий ежедневный труд над собой по самообразованию.
После этого учитель раздает ученикам памятки по самообразованию («Классный руководитель», №2 2008), которые они прочитывают вслух, и переходит к рассмотрению следующего компонента самосовершенствования – самовоспитания, неразрывно связанного с предыдущим, на что указывалось в памятках.
2. Самовоспитание. На доску вывешивается цитата Л. С. Выготского: «Человек, в сущности, воспитывает себя сам С научной точки зрения невозможно, чтобы один человек воспитывал другого».
Для убедительности того, какую роль в судьбе человека играют самообразование и самовоспитание в их взаимосвязи, учитель читает программу самосовершенствования Л. Н. Толстого, составленную им в 16 лет (№ 7, 2008) и подчеркивает важность развития определенных черт характера для ее реализации, на которые указывал Л. Н. Толстой: настойчивости, самокритичности и других.
Далее учитель переходит к презентации стенда «Шаги в будущее», на котором представлены результаты предварительной работы по подготовке классного часа: анкеты учеников «Моя будущая профессия» и «Можешь ли ты добиться успеха?». Эта работа помогла десятиклассникам определить предпочтительный тип будущей профессии и узнать, какие качества нужно изменить в себе, чтобы утвердиться в обществе. Ученики, получив индивидуальные рекомендации и прочитав их, выслушивают напутствие на будущее, в котором учитель подчеркивает важность полученной информации, читая цитату Г. Спенсера: «Знание закона гораздо важнее многих других знаний, а знание, прямо ведущее нас к самосовершенствованию, есть знание первейшей важности»
Далее классный руководитель, подводя итог роли самовоспитания, указывает на правильное понимание лидерства в решении своих жизненных проблем. Современный взгляд на это ясно выразила Ильчишина Раиса Михайловна, классный руководитель 9 «Д» класса ЦО № 1048, автор статьи «Мысли о воспитании» в журнале «Классный руководитель» (№ 5, 2008 г.): «Сегодня встает задача поставить дело воспитания так, чтобы лидером стал каждый. По, крайней мере, для самого себя. Чтобы каждый ребенок, став взрослым, был способен решать сам свои жизненные проблемы. И если ему удастся научиться решать свои проблемы, то будет немного легче решать проблемы государственные».
Как положительный пример внедрения в практику вышесказанного ученики могут прочитать выдержки из своих портфолио за выбранный ими промежуток времени.
3. Самоуправление. После выслушивания учащихся учитель переходит, опираясь снова на статью «Мысли о воспитании», к рассмотрению третьего компонента самосовершенствования – самоуправления: «Самоуправление в школе и возможно и необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, субъектов своей собственной жизни, только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что–то могут, на что–то способны, что они свободны в организации своего бытия». Можно продемонстрировать схемы различных моделей ученического самоуправления, внедренных в практику. Например, школьной демократической республики «МИР» в журнале «Классный руководитель», № 4, 2008 г. После того, как актуальность проблемы будет очевидна, ученикам предлагается размыслить о возможности и необходимости самоуправления в сельских малокомплектных школах с малой наполняемостью классов.
На доску вывешивается цитата: «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру» (С. И. Гессен). Ученикам раздаются листы для сочинений – размышлений с вышеуказанной цитатой и перечнем вопросов. Если ребята не успеют написать это мини – сочинение в оставшееся время на уроке, могут дописать дома и сдать к следующему классному часу.
























Литература:

1. «Аргументы и факты», № 7 2009.
2. «Тематика и содержание круглых столов, диспутов, диалогов по проблемам воспитания учащихся», Балясная Любовь Куьминична/ «Классный руководитель», № 5, 2008.
3. «Открытый классный час «Есть такая профессия – ученик», Алексеева Т. Л./ «Классный руководитель» № 2, 2008.
4. «Мысли о воспитании», Ильчишина Раиса Михайловна/ «Классный руководитель», № 5, 2008.
5. «Классный час «Роль самовоспитания при планировании карьеры», Дьячкова О. Ф. / «Классный руководитель», № 7, 2008.
6. «Воспитание экологической культуры подростков», И. С. Лаптева/ «Биология в школе». № 4, 1997.
7. «Программа по самосовершенствованию для 5 – 9 классов «Я среди людей», Закирова И. Г./ «Классный руководитель», № 1, 2009.
8. «Школьная демократическая республика «МИР»», Герасимова Е. В./ «Классный руководитель», № 4, 2008.


















































А. В. Суворов
15