РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В гостях у сказки. Сказкотерапия»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Сосновская средняя школа №1

Принята решением
педагогического совета.
Протокол от 30.08.2016 №2
Утверждаю
Директор МБОУ ССОШ №1
________________
А.В. Андриенко
Приказ от 30.08.2016 № 282-0







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В гостях у сказки. Сказкотерапия»
Направление: Общекультурное
Возраст: 7-10 лет
Срок реализации: 4 года



Составитель:

учитель начальных классов

Сухарева Ирина Евгеньевна



п. Сосновское
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки. Сказкотерапия» разработана в соответствии с нормативными правовыми документами :
1.- Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Основная общеобразовательная программа начального общего образования филиала МБОУ Сосновская СШ № 1
4.«Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Сказка – это ещё и благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, это серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.
Сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека, предполагает работу на ценностном уровне, отвечающим требованиям нового времени.
В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сказано: «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью».
Сказкатерапия используется:
Как способ воспитания у детей особенного восприятия окружающего мира, в соответствии с данным обществом;
  Как инструмент для передачи моральных правил и норм;
  Как способ плодотворного развития творческого потенциала в решении жизненных задач;
Как направление психологии, использующее развитие самосознания, строящееся на построении доверительных отношений с окружающими.
Цель:
Социально-психолого-педагогическая поддержка становления и развития качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской социальной активности.

Ожидаемые воспитательные результаты:
Приобретение знаний о природе, истории, культуре Отечества и родного края.
Формирование позитивного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций. Ценностное самоопределение обучающегося, как гражданина, патриота своего края, страны.
Получения опыта самостоятельных социальных действий, совершаемых на основе ведущих интегративных качеств личности


Ребята, играя, сочиняя, путешествуя по сказкам, будут проявить себя, приобретать некое знание о себе и окружающих, переживать и прочувствовать нечто как ценность, приобретать опыт самостоятельного действия. (т.е. мы можем т.о. получить желаемые воспитательный результат и эффект сказкотерапевтической деятельности ).

Ожидаемые воспитательные эффекты реализации программы:
устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой Родины и России;
уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству; активная жизненная позиция;
интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество;
доброжелательное отношение к людям, требовательность и пунктуальность к себе

Последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня обусловлен переходом от 1 года занятий до 4-го года.
1 ступень (1 год работы по программе) –
Моя школа - мои друзья
«Сказочный замок в волшебной стране».
В первом классе, главное это самоопределиться, адаптироваться в новом социальном окружении, изучить определённые правила и нормы поведения.
2 ступень – (2 год работы по программе)
Мой дом - моя семья
«Усатый Нянь и все остальные».
Ценности личности формируются в семье. Воспитание любви к Родине начинается с традиций семьи. Т.ж. важно   формирование положительной мотивации учения.
3 ступень(3 год работы по программе) –
Мой друг – природа
«Разноцветная радуга»
Здесь происходят формирования позитивного отношения к базовым ценностям, к окружающей среде, углубление своего понимания жизни малой родины, происходит запуск социального самоопределения.
4 ступень –(4 год работы по программе)
Мой край - частица России

Принятие личностью базовых национальных ценностей, духовных национальных традиций, готовность критически оценивать собственные намерения, мысли поступки по отношению к людям других национальностей.

Важнейшие принципы в построении данной программы:
- принцип индивидуальности, то есть личностно ориентированная направленность
- «Знаешь сам, поделись с товарищем». Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение.
- «Обучаем сочиняя и играя». Широкое использование игрового потенциала ребенка в процессе обучения и развития творческого потенциала.
- «Я сам». Самостоятельный подход к творческим работам.
-«Идем к единой цели вместе».

Предметное содержание программы:
- различные формы работы со сказками; - куклотерапия (пальчиковые, теневые, куклы-марионетки); - сказкотерапевтическое рисование (диагностическое и объемное); - сказочные медитации (статические и психодинамические); - песочная игротерапия; - сказочная имидж-терапия.
Режим занятий:
Занятия по курсу «В гостях у сказки. Сказкотерапия» проводятся один раз в неделю за счет часов кружковой и консультационной работы, предназначенных для общеразвивающих занятий.
Курс «Сказкотерапия» (1-4 классы) рассчитан на 35 урочных часов в год в каждом классе (коллективная форма обучения) – один академический час в неделю.
В целях соблюдения норм проведения тренинговых занятий количество участников в группе не должно превышать 20 человек.
Важным условием планирования курса является реализация принципов комплексного влияния на развитие ребенка с выделением доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере вхождения ребенка в терапевтический процесс

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 2 классе:

Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
4. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале, в учебном сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге на занятие.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
5. Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях.
6. Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.
7. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса во 2 классе:

Познавательные УУД:
1. Ориентироваться тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию в тексте.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации внеучебной деятельности.
3. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
8. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору.
6. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
7. Умение договариваться, находить общее решение.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 3 классе:

Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания во внеурочной деятельности.
3. Определять цель внеурочной деятельности самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
9. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
10. Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстникам.
11. Умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
12. Самостоятельное выполнение или в сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему мнению.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
9. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
10. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса в 4 классе:

Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
3. Умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность.
4. Умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеурочной деятельности.
5. Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль).
6. Адекватность и дифференцированность самооценки.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
10. Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
11. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.


Тематический план
1 год.
Моя школа - мои друзья.
«Сказочный замок в волшебной стране»


Тема занятия
Количество
часов

1.
Знакомство
(Знбкомство - расстановка знаков взаимопонимания):
с учителем
с одноклашками
со сказками (сказки “быстрые” (создаваемые для психологической работы), “хрустальные” (народные и литературные) и “великие” (базовые мифы человеческого существования)
2

2.
Оживление сказки. Сценка театра-экспромта «Золотой петушок», «Сказочный замок в волшебной стране»
2

3.
Уроки думания (анализа) и въдения (осознавания)
1.Двуязычие сказкотерапии (перевод “метафорического” языка на “психологический” и обратно)
2

4.
2.Мое место в классе (осознавание своего статуса в группе, коммуникативный уровень символики “быстрых сказок”)
2

5.
3.Въдение живого ряда (начала архетипического анализа; осознавание актуальных ситуаций по “быстрым” сказкам)
2

6.
4.Расширение поля въдения (пресуппозиции “описания мира” и предсказание развития ситуации на основе архетипических сюжетов)
2

7.
Уроки чувства
1.Знакомство со сказочной страной и её королём (куклотерапия)
3

8.
2.Знакомство со слугами – чувствами (использование сказкотерапевтическое рисование диагностическое и объемное)
3

9.
Сочинение сказки «Помнит ли король твоей страны, что он король?»
3

10.
5. Бессознательное въдение сущности событий, интуиция (сказочные медитации) Хождение по разным видам почвы, превращение в дерево и пр .
6. Моделирование ситуаций преодоления трудностей «Зернышко под землёй», «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить».

4

11.
Уроки изменения образа, волшебное преображение «Такие разные мультяшки» (имидж-терапия)
3

12.
«Традиции добрых волшебников» .
3

13.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
2

14.
Оживление сказки. Сценка театра-экспромта «Непослушный волшебник»
2



I. Диагностичестико-развивающий блок.
При построении диагностической системы для изучения личности с использованием методов и методик сказкотерапии положен подход Н.И. Непомнящей, в основе которого лежит представление о сущности человека. Нинель Ионтельевна выделяет сущностные свойства человека, которые «прежде всего и делают человека человеком»: универсальность, неконечность личности (бесконечность человека как основа творческой способности человека) и особая взаимосвязь с другими людьми, иными словами: всеобщность, творческость и любовь. Эти основания учитываются при описании личности по результатам исследования. Подход Н.И. Непомнящей к изучению личности предполагает изучение человека не только таким, каков он есть, но и того, каким он может быть.
1. Цикл диагностико-развивающих занятий "Путешествие в Сказочном мире".
Данный цикл занятий можно назвать сказочной диагностикой. Что же это за сказочная диагностика? Сказочный, по определению С.И. Ожегова, - это необычный, небывалый, т.е. не похожий на привычное. Сказочная диагностика, на самом деле, не похожа на привычную диагностику. Она больше напоминает игру-путешествие, в которой ребенок выступает в роли Путешественника, а психолог - в роли его Проводника в Сказочном мире.
Прежде чем отправиться в путешествие, ребенок рассказывает о своих любимых сказках и любимых сказочных героях, а также о том, в какую бы сказку не хотел попадать ни в коем случае, с какими сказочными героями не хочет встречаться ни при каких обстоятельствах.
В ходе путешествия по Сказочному миру ребенок попадает в различные сказочные страны, встречается с жителями этих стран, помогает им. Сам придумывает название новой сказочной страны, рассказывает о ее жителях. Встречается с Волшебницей, решает ее сказочные задачи, помогает ей разобраться в ситуациях, которые происходят с жителями Волшебной страны, играет с Волшебницей в ее любимую игру, превращаясь то в животного, то в растение, то в сказочный персонаж. Рассказывает Волшебнице о своих желаниях, путешествует на машине времени в будущее, сам на некоторое время становится волшебником.
В ходе сказочной диагностики ребенок фантазирует, рисует, сочиняет, решает проблемные ситуации, помогает героям сказочной страны, мечтает, задумывается о будущем. Все это развивает и обогащает его личность. А потому для ребенка сказочная диагностика – это, по сути, развивающее занятие. Психолог же в ходе проведения этого занятия имеет возможность ненавязчиво провести диагнотику. Будучи Проводником в Сказочном мире и сопровождая ребенка в его путешествии по этому миру, психолог «открывает» для себя маршрут жизненного пути путешественника, может понять к чему стремится данный Путешественник, какие цели для себя ставит, какими средствами и способами их достигает, как относится к опасностям и трудностям, какими способами их преодолевает, что ему мешает в его продвижении по выбранному маршруту, да и, вообще, есть ли у него возможность выбирать собственный маршрут для продвижения по жизни.
При создании сказочной диагностики использованы методы гуманитарной психологии (включенное наблюдение, эмпатическое слушание, диалогическая беседа, интерпретация внутреннего мира человека на основе продуктов его творчества) как наиболее соответствующие реализации тех задач, которые призвана решать сказочная диагностика. Назначение этих методов состоит «не в построении причинно-следственных конструкций психического, а в понимании и постижении духовно-душевной жизни человека во всем многообразии ее проявлений и связей. Основной подход к психологии человека – это не объяснение ее в терминах причинных зависимостей, а понимание ее целостности...» (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев). Соответственно, психолог, проводящий диагностическое обследование с использованием сказочной диагностики должен владеть методами гуманитарной психологии.
Цель проведения сказочной диагностики: исследование особенностей мировосприятия и миропонимания ребенка, особенностей его сознания и самосознания, ценностей, направленности его личности, ее активности, креативности, отношения ребенка к себе и к миру, способов взаимодействия с миром, особенностей организации деятельности.
Для проведения индивидуального обследования можно предложить:
беседу, целью которой является выявление отношения ребенка к сказкам, выяснение того, какие сказки и сказочные герои ему нравятся, какие не нравятся и почему. Такая беседа, с одной стороны, позволяет установить контакт с ребенком, настроить его на предстоящую работу. С другой стороны, предпочтение, которое отдает ребенок той или иной сказке, тому или иному герою, характеристики, которые он дает герою, позволяют предположить, что для ребенка является актуальным, что он ценит в жизни и в людях. В ходе дальнейшей работы эта гипотеза может быть подтверждена, дополнена или изменена;
методику «Сказочная страна», содержащуюся в методике Т. Зинкевич-Евстигнеевой «Дождь в сказочной стране». Данная методика направлена на исследование мотивационно-потребностной сферы ребенка, его ценностных ориентиров, особенностей его мировосприятия и миропонимания, а также его личностных и характерологических особенностей и его отношение к опасности;
методику «Встреча с Волшебницей», которая включает сказочные задачи, игры-беседы «Волшебная книга» и «Если бы я был Волшебником»; методику «Расскажи сказку», разработанную в Московском Центре «Генезис» на основе одноименной методики Луизы Дюсс, и методику «Метаморфозы», составленную Т.Д. Сороковым. Методика «Встреча с Волшебницей» направлена на исследование мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сфер, способствует выявлению особенностей мировосприятия и миропонимания ребенка, его ценностных ориентиров, жизненного стиля, его отношения к себе, другим людям и окружающему миру, способов эмоционального реагирования, способов разрешения проблемных ситуаций;
методику диагностики неконечности личности «Фантазия» Н.И. Непомнящей.
Процедура индивидуального диагностического обследования проводится в форме игры «Путешествие в Сказочном мире» и длится 2-3 сеанса в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Все методики желательно объединить единым сюжетом путешествия по сказочному миру. В ходе работы ребенку предлагается также сочинять сказки, делать рисунки. При наличии песочницы ребенок может разыграть в ней некоторые из предлагаемых ситуаций.
Анализ ответов ребенка, сочиненных им сказок, выполненных заданий, позволяют психологу понять:
что хочет ребенок, к чему стремится (ценности, направленность, потребности и мотивы);
каким образом он добивается результата (активность, самостоятельность, инициатива, стиль отношения к миру и окружающим людям, умение конструктивно решать проблемы и преодолевать препятствия);
что является препятствием для развития личности, ее творческого потенциала (психологические защиты, установки, представления и стереотипы).
Анализ результатов диагностического обследования по методике «Путешествие в Сказочном мире» позволяет психологу определить наличие дисгармонии в развитии личности и сделать предположения относительно того, что является причиной дисгармоничного развития, а также определить сильные стороны личности, опираясь на которые, ребенок может преодолеть имеющиеся у него проблемы. Зная причины нарушения гармоничного развития личности ребенка и сильные стороны его личности, можно спроектировать среду и условия, способствующие восстановлению нарушенной гармонии.
2. Цикл диагностико-развивающих занятий "Переписка с Волшебницей".
«Переписка с Волшебницей» помогает психологу исследовать особенности мировосприятия и миропонимания ребенка, особенности его сознания и самосознания, определить ценности, направленность личности, ее активность, особенности отношения ребенка к себе, к другим и к миру, способы взаимодействия с миром. Методика проводится как цикл развивающих занятий, способствующих самопознанию ребенка и побуждающих его к саморазвитию.
Занятия имеют экологическую направленность по отношению к окружающему миру и своему собственному. Каждый ребенок в ходе занятий получает возможность создать собственную книгу сказок, а также ведет личный дневник.
Образцы писем Волшебницы представлены в приложении к методическому пособию "Сказкотерапия в школе".
В качестве диагностических могут быть использованы также развивающие методики «Сочинение сказки» и «Сказки о главном». С помощью этих методик можно изучать ценностные ориентиры личности, ее направленность, как применительно к конкретному ребенку, к отдельных детским коллективам и группам, так и подрастающего поколения в целом. По итогам такого исследования возможно составление «портрета» коллектива, группы, поколения и прогнозирования перспектив их развития.
Для проведения развивающих занятий и групповой диагностики идеально подходят различные игры со сказочным сюжетом. Можно использовать «большие» игры, разработанные группой психологов под руководством М.Р. Битяновой. Автором данного пособия разработана игра «Космическое путешествие», которая может быть использована для изучения ценностей детей, особенностей их деятельности, взаимоотношений между детьми, умения работать в группе. (См. в Приложении к методическому пособию "Сказкотерапия в школе"). Игра может быть использована также для развития умений работать в группе, умений продумывать и организовывать свою деятельность.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема (раздел программы)
Количество часов
№ урока в теме
Дата
Тема учебного занятия (урока)
Корректировка дат уроков

1. Знакомство
(Знбкомство - расстановка знаков взаимопонима
ния)

4
1.1
01.09
Знакомство. Со сказками «быстрыми», «хрустальными», «великими».




1.2
8.09
Оживление сказки «Королева Капризулька и другие».




1.3
15.09
Оживление сказки «Домовёнок Кузя и Бабки Ёжки».




1.4
22.09
Составление правил









кружка: «Традиции добрых волшебников».


2 Уроки думания (анализа) и въдения (осознавания). "
7
2.1
29.09
Уроки думания (анализа) и въдения (осознавания). "Волшебники в пустыне".




2.2
07.10
Двуязычие сказкотерапии. «Теплышки» Снятие эмоционального и телесного напряжения.




2.3
14.10
Мое место в классе (осознавание своего статуса в группе, коммуникативный уровень символики “быстрых сказок”) «Разноцветная звезда».




2.4
21.10
«Волшебная страна» Коррекция негативных поведенческих реакций,формирование положительной «Я – концепции».




2.5
28.10
Формирование позитивного отношения ребенка своему «Я», отработка позитивного взаимодействия друг с другом. «История одной Звёздочки»




2.6
18.11
Въдение живого ряда (начала архетипического анализа. «Как птички-сестрички в беду попали».




2.7
25.11
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками. «Подарки Феи», «Жадный кармашек».


3. Уроки чувства

13
3.1
02.12
Волшебная страна чувств» 1.Знакомство со сказочной страной и её королём (куклотерапия).




3.2
09.12
Знакомство со слугами – чувствами. Грусть. Обида.





3.3
16.12
Знакомство со слугами – чувствами. Страх. Как справиться со страхом. Как преодолеть страх.






3.4
23.12
Знакомство со слугами – чувствами. Гнев. С какими чувствами он дружит. Может ли гнев принести пользу.




3.5
30.12
Знакомство со слугами – чувствами. Интерес. Удовольствие.




3.6
13.01
Знакомство со слугами – чувствами. Радость. Как ее доставить другому человеку?





3.7
20.01
Сочинение сказки «Помнит ли король твоей страны, что он король?»




3.8
27.01
Бессознательное въдение сущности событий, интуиция (сказочные медитации). «Травинка на ветру», «Сказочное дерево»




3.9
03.02
Моделирование ситуаций преодоления трудностей «Зернышко под землёй», «Облако, которое превращается в тучу и начинает давить».





3.10
10.02
Моделирование ситуаций преодоления трудностей «Дождь в сказочной стране».




3.11
17.02
Моделирование ситуаций преодоления трудностей» Баба-Яга и гуси-лебеди»




3.12
24.02
Моделирование ситуаций преодоления трудностей «В гости к Бабе-Яге»




3.13
3.03
Моделирование ситуаций, с элементами арттерапии «Волшебный цветок».



4 Уроки изменения образа, волшебное преображение
6
4.1
10.03
Уроки изменения образа, волшебное преображение «Такие разные мультяшки» (имидж-терапия)




4.2
17.03
Человек-паук и другие. Размышления о новых героях.




4.3
7.04
«Превращение на волшебной поляне» (имидж-терапия)




4.4
14.04
Оживление сказки. Сценка театра-экспромта «Золотой петушок»




4.5
21.04
Оживление сказки. Сценка театра-экспромта «Золотой петушок»




4.6
28.04
Оживление сказки. «Сказочный замок в волшебной стране»




4.7
05.05
Оживление сказки. «Сказочный замок в волшебной стране»




4.8
12.05
Оживление сказки. Сценка театра-экспромта




4.9
19.05
Оживление сказки. «Непослушный волшебник»




4.10
26.05
Праздник «На балу у Золушки»













Литература:
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Внеурочная деятельность школьника» методический конструктор. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2011 г.
2.Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009. 2.Дмитрий Соколов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Москва, "Класс", 2008
3. И.В.Вачкова "Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку", "Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной науке».

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] "Практикум по сказкотерапии", "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии".

¤ђ Заголовок 115