Конспект занятия внеурочной деятельности В гостях у сказки


План – конспект внеурочного занятия по ФГОС
Кружок « В гостях у сказки»
Класс - 1
Тема занятия: «Русские Народные сказки»
Тип занятия: урок с элементами викторины.
Технология занятия: элементы кейс - технологии, проектная технология.
Образовательная цель: Закрепить знания детей о любимых сказочных героях.
Развивающая цель: Развивать мыслительные процессы: память, творческое воображение; связную и выразительную речь; использовать полученные знания в речевом общении.
Воспитательная цель: воспитывать любовь детей к художественной литературе; вызвать интерес, любознательность.
Формирование УУД:
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, определять цель учебной деятельности.
Познавательные действия: извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.
Коммуникативные действия: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.
Основные понятия: «авторская сказка», «народная сказка», «устойчивые сочетания», «сказочный зачин», «сказочная концовка».
Оборудование: сборники сказок по количеству детей, иллюстрации с изображением сказок и сказочных персонажей, на доске пословицы, аудиозапись песни "В гостях у сказки". Видеозапись Русской народной сказки «Петушок- Золотой Гребешок»

Этап занятия Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1. Мотивационный этап (1-2 минуты) - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин) Ребята, когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.
  Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.
- Как первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? (ответы детей)
- Молодцы! И даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите пословицу хором: …намек, добрым молодцам урок. Учащиеся слушают аудиозапись песни "В гостях у сказки".
Ответы детей: о сказках
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое
Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, аргументировать своё мнение.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
3.Этап открытий новых знаний.
( 15 мин)
1. Проектная деятельность.
2. Постановка проблемы
3. Выдвижение гипотезы - Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы?
- Есть ли на обложке фамилии авторов?
- Почему?
- Иногда в книге указывается фамилия писателя, который пересказал для нас эту народную сказку.
- Перелистаем страницы книги. В нашей книге одна сказка или несколько?
Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок.
- Как нам найти сказку, которую мы хотим прочитать в сборнике?
- Верно, надо открыть содержание.
- Давайте найдем в содержании сказку «Гуси- Лебеди».
-  Кто обработал сказку? (А.Н.Афанасьев)
- Давайте прочитаем сказку вместе по ролям.
   Работа с текстом.
- Чему учит эта сказка? Какова ее главная мысль? Подберите одну из пословиц на доске:
   Волков бояться – в лес не ходить.
   Как аукнется, так и откликнется.
   Не дорого начало, похвален конец.
Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
- Чем закончилась сказка? Приняла ли помощь девочка у печки,речки,яблони? Прочитайте.
- Перечитайте начало сказки.
- Часто сказки начинаются словами «Жили-были…»Это одна из примет русских народных сказок – сказочный зачин.
- Прочитайте сказочную концовку – еще одну примету русских народных сказок.
- Какие еще приметы народных сказок вы заметили в тексте? (старинные слова) Приведите примеры. (худо, кликать, батюшка)
- В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Например: давным-давно, видано-невидано и др. Найдите и вы в сказке такие слова (крепко-накрепко, строго-настрого, жить-поживать) Ответы детей.
Дети открывают сборник сказок, находят сказку «Гуси- Лебеди», отвечают на вопросы.
Чтение сказки по ролям, ответы на вопросы.
Личностные УУД:
ценить и принимать базовые ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое
Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию из текста, иллюстрации; понимать знаки, символы.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.
4. Этап закрепление
(15-18мин)
1.Литературная викторина
2.Просмотр русской народной сказки А теперь поиграем и выберем знатоков русских народных сказок.
Первый конкурс
- Угадай, из какой сказки этот предмет?
Учитель показывает картинки: репка, кувшин и тарелка, печка, яйцо, стрела, гусли, яблоко, перо. разбитое корыто.
Второй конкурс.
- Кому принадлежат эти слова?
1.«Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.»
2.«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?»
3.«Не пей, братец, козленочком станешь»
4.«Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»
5.«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.»
6.«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам!»
7.«Вижу-вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок!»
Третий конкурс.
- Назовите сказки, в которых главным героем была лиса (заяц, медведь).
Четвёртый конкурс.
- Доскажи словечко:
 Курочка …, Баба …, Жар …, Иванушка …, Царевна …, Гуси …, Ковер …, Скатерть …, Сапоги…, Коза …, Лисичка …, Петушок …, Мальчик …, Змей …, Крошечка …, Василиса …,  Сивка …..
Пятый конкурс.
- Ответьте на вопросы:
- Чем угощала лиса журавля?
- Чем подавился петушок?
- Из чего варил кашу солдат?
- Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси-лебеди».
- Кого заморозил Мороз - Синий нос?
Просмотр русской народной сказки «Петушок- Золотой Гребешок»(видео).
    Анализ содержания по вопросам учителя (определение главной мысли, положительные и
отрицательные герои и т.д.) Дети разглядывают предметы, угадывают из какой они сказки.
Определяют что из предметов относится к народной сказке, а что к авторской.
Дети называют персонажей:
1(Колобок)
2(Морозко)
3(Алёнушка)
4(Царевна-Лягушка)
5(Иванушка-Дурачок)
6(Сивка-Ббурка)
7(Маша)
Дети называют сказки: «Маша и медведь»(медведь), «Лиса и журавль»(лиса), «заяц-хвастун»(заяц)
Дети досказывают имена и названия сказочных героев и предметов.
Ответы детей
-Манной кашей
-зернышком
-из топора
-платье
-полушубок
Дети смотрят сказку, обсуждают её, высказывают своё мнение Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль и коррекция.
Рефлексия
( 5 мин) Итог урока.
- Итак, сегодня мы вспомнили… русские народные сказки.
- Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (Сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов  и т.д.)
Награждение активных детей раскрасками с изображением героев русских народных сказок. Дети отвечают на вопросы
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности «добро», «справедливость», сопереживать, любить, видеть красивое, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Регулятивные УУД:
умение осуществлять итоговый контроль по результату выполненного задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, определять цель учебной деятельности.