Презентация по темеИстория развития судоходства


История развития судоходства Уникальное географическое положение России обусловливало особое отношение к мореплаванию и стимулировало развитие судоходства. Средства морского транспорта под влиянием научно-технического прогресса непрерывно совершенствуются: растет грузоподъемность судов, их скорость, безопасность. Самыми первыми средствами передвижения по воде были незамысловатые плоты.Позднее лодки стали выдалбливать из целых деревьев, появились - челны и каноэ. Первые сведения о славянах, освоивших водную стихию, заложивших основы будущего судоходства, относятся к 1 веку до н.э., т.е. до образования русского государства. Во времена Киевской Руси (9 век) суда имели довольно совершенную по тем временам конструкцию. Это были лодьи – парусно-гребные суда, вмещавшие до 60 человек со снаряжением, оружием, запасами продовольствия и воды.Непременной принадлежностью лодей являлась мачта, парус, снасти и якоря. В 1151г. Впервые на Руси появилась палубная лодья. Она имела большее водоизмещение, чем обычная лодья. В 12-13 веках Новгородцы вместо «набойных» лодий стали строить дощатые суда – «заморские» лодьи. Также применялись «кочневые ладьи», имевшие по бортам ледовые крепления в виде пояса из прочных дубовых досок.Постепенно совершенствуясь кочневая ладья переросла в новый тип быстроходного парусного судна – коч. Приспособленный для ледового плавания коч имел яйцеобразную форму корпуса, благодаря чему при сжатии льдов он «выжимался» на поверхность. В 16-17 веках основным типом морского судна по-прежнему являлся коч.Однако в акватории Азовского моря и у запорожских казаков распространенным типом судов были «чайки» – бескилевые и беспалубные челны длиной свыше 18 м, оснащенные веслами и парусом.На Дону и Волге использовались струги – суда, по своим размерам занимавшие промежуточное положение между челном и лодьей.Позднее стругами стали называться более крупные грузовые суда с наборной конструкцией, с лубяной кровлей (отсюда «палуба») и «чердаками» (каютами) для знатных пассажиров. В 18 веке, при ПетреI, судостроение развивалось динамично и плодотворно.После распоряжения Петра I в 1714 году в Охотске мастера-корабельщики Иван Каргопол, Михаил Кармакулов, Варфоломей Федоров заложили первое настоящее морское судно. Это была построенная в 1716 г. – лодия. Несмотря на свою простоту, корабль показал хорошие мореходные качества, легкость на ходу и прочность. В 1715 году ПетрI издает указ о запрещении строительства «староманерных» судов, предлагая строить «новоманерные». К ним он относил суда иностранных типов: прочные, из пиленых досок с металлическими креплениями. При строительстве военной флотилии главным типом корабля утвердили – галеру. При ПетреI строились: галиоты, гукоры, каты. Также строились и ластовые суда-версы, предназначавшиеся для перевозки грузов. Это были небольшие одномачтовые суда с гафельным грот-парусом, одним-двумя кливерами и вспомогательными парусами.Во второй половине 18 века строились военно-транспортные суда – пакетботы. Следующим типом судна, построенным в 1775 году был фрегат в 200 ластов.В конце 18 века появились бриги. В 19 веке основными типами судов были:-коммерческие корабли с двумя-тремя мачтами с фрегатной оснасткой;- транспортные суда с двумя мачтами с яхтенской или бригантинской оснасткой;-морские яхты с двумя мачтами;- бриги с двумя мачтами.Таким образом, основу морского флота к концу первой четверти 19 века составляли мелкие парусные суда. Техническая революция на флоте началась с внедрения паровых машин, колесных и винтовых движителей.Первым пароходом явился пароход американца Роберта Фултона, получивший название «Клермонт». Свой первый рейс он совершил 17 августа 1807 года.Первым пароходом, построенным в России, являлась «Елизавета», в 1815 году работавшая на линии Петербург – Кронштад. В 1896 году англичанин Ч.Парсонс построил первое судно «Турбиния» с турбинной установкой. На испытаниях «Турбиния» показала скорость выше 30 узлов. В конце 19 века русский инженер Костович изобрел двигатель внутреннего сгорания мощностью 80 л.с., явившимся первым двигателем для транспорта.Спустя 4 года керосиновый двигатель предложил Австрийский инженер Даймлер, а в 1892 г. Немецкий изобретатель Рудольф Дизель запатентовал двигатель внутреннего сгорания с воспламенением топлива от сжатия.Россия стала родиной важнейшего изобретения в области силовых судовых установок – электродвигателя. В 1912 г. появляются теплоходы. В 20-30гг. 20 века создаются суда с дизельным и турбоэлектрическим приводом. Одновременно совершенствуются котлы высокого давления.Во время Второй Мировой войны получили распространение суда с газотурбинными двигателями. В целом 20 век знаменуется внедрнием атомной энергетики (первым стал советский атомоход «Ленин», построенный в 1959 г.), созданием судов ледокольного типа, развитием судовой автоматики, электроники, развитием специализированных судов: танкеров, контейнеровозов и др. Большинство крупных судов оснащаются подруливающими устройствами, которые устанавливаются в носу и в корме. Благодаря им судно может двигаться боком. Конец 20 века и начало 21 века характеризуются широким развитием судов с новыми принципами поддержания: на подводных крыльях, на воздушной подушке, экранопланов, которые вбирают в себя новейшие достижения судостроения.