Рабочая программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»



СОГЛАСОВАНО
Руководитель МО
_____________Л.Р.Абдульманова
«_____» ___________2016__

Заместитель директора
______________Е.В. Загородняя
«____» ____________2016__
Пункт 2.2. Основной образовательной
программы основного общего образования
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)






Рабочая программа
Внеурочной деятельности
Направление: общеинтеллектуальное
Название: «В гостях у сказки»
Класс: 5-6




Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)













г. Нефтеюганск
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», на основе программы «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели обучения (внеурочная деятельность):
формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании;
развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка на последующих ступенях школьного образования;
обеспечение коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения;
освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых учащимся для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке;
приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, а также их общеучебных умений;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения;
введение грамматического материала и расширение и закрепление лексического запаса слов в контексте англоязычных песен и сказочного фольклора.
Задачи:
I. Познавательный аспект: - познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
-формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
-приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
- развивать двигательные способности детей через драматизацию;
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре; - приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для данной ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения в пределах следующих сфер общения: социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной. Формируется и совершенствуется умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
Общая характеристика программы
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.
Изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с изучаемыми предметами в школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию.
Внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества (актёрское мастерство, словесное рисование и пр.). Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации.
На занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся, способствует развитию творческого воображения, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика.
Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей  большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. 
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
С целью достижения качественных результатов необходимо, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Формы работы:
речевые и фонетические разминки;
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
постановка сказок;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение стихов и песен;
диалоги, монологи;
актёрский тренинг;
пластические разминки;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Основные технологии:
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.

Описание места программы в учебном плане

Согласно учебному поану, программа «В гостях сказки» рассчитана на 17 часов для учащихся 5-6 классов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные результаты:
навыки сотрудничества;
творческая активность;
эмоциональная гибкость;
способность к адекватной самооценке;
овладение способами самопознания, рефлексии;
освоение способов исследования поведения человека в различных ситуациях;
освоение способов типизации взаимодействия, понимания партнёра.
формирование коллектива;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные результаты:
развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных ценностей;
получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
воспитание ценностного отношения к социальной реальности;
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
владение основами волевой саморегуляции, готовность и способность противостоять трудностям и помехам;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты:
формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
развитие навыков выразительного чтения;
развитие навыков сценирования;
формирование умений двигаться.

Планируемые результаты
В результате прохождения внеурочного курса учащийся научится:
проживать тот или иной литературный сюжет этюдным методом, импровизировать за достаточно сжатые сроки;
воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность;
наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
понимать на слух короткие тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
инсценировать изученные сказки;
соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Содержание программы
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).

Вводное занятие. Знакомство (1ч)
Культура речи (2ч)
Техника речи (2ч)
Мир игр, песен, рифмовок и стихов (3ч)
Знакомство с Англией. Сказки старого света (2ч)
Мир сказки и театра. (3ч)
Театр без зрителя (3ч)
Театрализация сказки на сцене (1ч)

Контроль освоения курса осуществляется через публичные выступления, дискуссии, постановку сценок, выставки рисунков, пополнение портфолио учащихся, театрализованные выступления.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
Система оценки курса безотметочная.
Итоги подводятся на последнем занятии.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.)




Наименования объектов и средств учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа





1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Д

2
Программа внеурочной деятельности «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011.
Д

2. информационно-коммуникционные средства

3
Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приёмов обучения: кн. для учителя/ В.М. Букатов. – М., 2000.
Д

4
Станиславский К.С. Работа актёра над собой в творческом процессе переживания: дневник ученика/ К.С. Станиславский. – СПб., 2009.
Д

5
Цветкова Г.В.. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011.
Д

6
Артемова Л.B. «Театрализованные игры». - М.: Просвещение, 2010 г.
Д

7
Михайлова М.А. Развитие творческих способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 2008.
Д

8
Поляк Л. Театр сказок. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
Д

9
Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. – М.: Просвещение, 2007.
Д

10
Гальцова Е.А. Детско-юношеский театр мюзикла. Программа, разработки занятий, рекомендации. – В. «Учитель», 2007.
Д

11
Кипнис М.Ш. Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром. – М.: «Прайм-Еврознак», 2008.
Д

12
Коммуникативное развитие учащихся средствами дидактической игры и организацией языковой среды в образовательном учреждении: Монография. [Текст] / А.Г. Антипов, А.В. Петрушина, Л.И. Скворцова и др. – Кемерово: МОУ ДПО «НМЦ», 2006.
Д

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

13
1. Зайцева, Г.Г. Драматизация и инсценирование как виды организации внеклассной работы по иностранному языку // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007.
2. Иванова, Н.В. Методика драматизации сказки как средство развития коммуникативности младших школьников при обучении иностранному языку: канд. пед. наук / Иванова Н.В.; [Моск. гос открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. – М., 2006.
3. Сергиенко, М.А. Мастер-класс по теме: «Игровой метод в обучении английскому языку» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006/2007: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2006-2007.
4. Сидорова, В.П. Сказка на повторительно-обобщающих уроках английского языка в 5-м классе // Там же. – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (16.12.08). 5. Сидорова, В.П. Формирование и развитие навыков диалогического общения на начальной ступени изучения иностранного языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2007/2008: [сайт] / Изд. дом «Первое сентября». – М., 2007-2008.
6. Требухова, Г.Л. Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся // фестиваль педагогических идей «Открытый урок» , 2006/2007.
7. Интернет ресурсы:
http://www.english-cartoons.ru/documentary-series.html
http://www.cambridge.org/ru/elt/?site_locale=ru_RU
http://www.magickeys.com/books/
http://www.songsforteaching.com/index.html
http://londonmania.ru/stories?id=108
Д

4. Технические средства обучения (ТСО)

14
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Д

15
Мультимедийный компьютер
Д

16
Мультимедийный проектор
Д

17
Интерактивная доска
Д

18
Видеокамера
Д

19
Фотоаппарат
Д

20
Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети, выход в Интернет.
Д

5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

21
Жалюзи
Д

22
Компьютерный стол
Д

23
Шкафы для хранения литературы и выставок.
Д

24
Стол учителя
Д


Календарно-тематическое планирование


Раздел
Тема
Основные виды учебной деятельности
Дата проведения





план
факт

1

Введение
(1ч)

Вводное занятие.
Давайте познакомимся!
Игры на знакомство, пособствующие возникновению дружеских взаимоотношений. Развитие у детей этикетной функции общения на русском и английском языках, диалогическая речь.



2

Культура речи (2ч)
Преодолеваем страх. Тренинги по преодолению боязни сцены.
Игры на внимание. Формирование произвольного внимания. Упражнения и этюды на развитие внимания. Большой, средний и малый круг внимания. Упражнения и этюды на развитие воображения. Психофизический тренинг. Работа над этюдами в паре и по группам. Обеспечение коммуникативно - психологической адаптации школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка как средства общения.



3

Давайте поиграем!
Игры по развитию внимания.






4
Техника речи (2ч)

Магия слов. Дыхание. Дикция.
Освоение элементарных лингвистических представлений, необходимых учащимся для овладения устной речью на английском языке: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация), наблюдаемых в родном и английском языке.
Проживание звуков через жест. Упражнения на посыл голоса. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Игры по развитию четкой дикции, логики речи. Скороговорки и пословицы.



5

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на постановку дыхания.




6


Мир игр, песен, рифмовок и стихов (3ч)
В мире прекрасного.
Работа над диалогом и монологом в этюдах. Специальные игры и упражнения на тренировку памяти. Работа над текстом песен к сказкам. Развитие у детей умения слушать музыку и понимать слова песен, применять их в речи. Приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором на английском языке, с доступными учащимся произведениями детской художественной литературы на английском языке. Формирование потенциального словаря через заучивание рифмованного материала.



7



Песни к сказкам.




8

Мы – юные таланты.





9
Знакомство с Англией.
Сказки старого света (2ч)
Что мы знаем об Англии?
Расширение представлений детей об окружающем мире через ознакомление их с Англией и с английскими сказками. Развитие интереса к изучению английского языка через драматизацию сказок. Сравнение английского варианта сказки с русским.



10

Английские сказки.
Выбор сказки.




11
Мир сказки и театра (3ч)


Знакомство со сценарием сказки и распределение ролей.

Знакомство со сценарием и распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над текстом сказки, перевод. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических зданий. Приобщение школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения.



12


Персонажи английских сказок.





13


Сценический образ.




14
Театр без зрителя (3ч)


Волшебные краски чудесной страны.
Работа над мимикой. Погружение в сказку. Работа актёра на сцене. Работа актёра за сценой. Постановка сказки. Чтение различных отрывков из пьесы по ролям. Развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка.







15

Оформление сцены. Подготовка декораций и костюмов актеров.




16








Мы - юные актеры.





17
Театрализация сказки на сцене (1ч)
Добро пожаловать в сказочную страну.
Развитие творческих способностей детей в ходе подготовки и проведения сказки.














ђђ Заголовок 215