Развитие половых клеток конспект урока биологии 10 класс


Урок биологии в 10 классе по теме
«Развитие половых клеток. Мейоз.»Цель: углубить и расширить знания учащихся о половом процессе и половом размножении; активизировать их познавательную деятельность; познакомить с процессом развития половых клеток
Задачи.
Обучающие:
-изучить этапы гаметогенеза
-изучить различия в сперматогенезе и оогенезе
-изучить этапы мейоза
Развивающие:
- показать в сравнении этапы сперматогенеза и оогенеза
- подвести к пониманию биологического значения полового размножения для эволюции
Воспитывающие:
- воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях
Оборудование: таблицы «Митоз», «Мейоз», «Гаметогенез», магнитная доска, элементы динамической модели «Редупликация ДНК», карточки с тестовыми заданиямиХод урока (основные этапы)
№ппЭтапы Ключевые моменты Используемые методы работы Компоненты здоровьесбережения1 Организационный 1. Взаимное приветствие
2. Проверка готовности к уроку.
- визуальный контроль -оценка эмоционального состояния учащихся (обзорно каждого и класса вцелом)
2 Подготовка к восприятию новой темы 1.Проверка усвоения темы «Размножение. Митоз»
2.Промежуточная оценка работы учащихся - устный опрос (определение терминов, объяснение по схеме, логические цепочки)
- активные формы (работа в парах по составлению и объяснению динамической модели «Редупликация ДНК») -«плавное вхождение в тему»
-индивидуальный выбор способа действия
-пробуждение интереса к изучаемому материалу
3 Изучение новой темы 1.Постановка проблемы (как вариант – в Приложении 1)
2.Определение темы, цели и задач урока
3. Объяснение нового учебного материала
(схема представлена в Приложении 2):
- эвристический, проблемный методы
(использование технологии «подкидная доска») -вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни
-демонстрация, прослеживание связей между здоровым образом жизни и индивидуальным здоровьем
-формирование отношения к своему здоровью как ценности
-выработка понимания сущности здорового образа жизни
-формирование потребности в здоровье
-выработка индивидуального способа безопасного поведения
-сообщение информации о возможных последствиях нарушения нормального гаметогенеза у человека
-смена видов деятельности при изучении нового материала
- часть 1 -словесные
-наглядно-иллюстративный (рисование объясняемого материала в режиме «on-line») - часть 2 -работа с текстом учебника - часть 3 -лекция с элементами беседы и использованием опорной схемы (Приложение 3) - часть 4
(Приложение 3) -объяснение по схеме
-работа учащихся по заполнению таблицы в рабочей тетради на печатной основе - часть 5 -ИКТ (просмотр и объяснение динамической модели «Мейоз») 4 Закрепление изученного1. Опрос по понятиям темы - фронтальный опрос
- индивидуальные ответы
- самостоятельная (возможно, коллективная в малых группах) работа в тестовых технологиях -выбор способа действия учащимися
-индивидуальная двигательная активность
5 Подведение итогов работы на уроке 1. Само- и взаимопроверка выполнения теста, анализ допущенных ошибок (Приложение 4)
2. Оценивание работы учащихся на уроке.
3. Постановка учебных и жизненных задач по дальнейшему изучению темы. - поощрение,
- поучение -спокойное завершение урока
6 Домашнее задание 1. Обсуждение домашнего задания.
2. Запись в дневниках - самостоятельная работа в тестовых технологиях,
- творческие задания -комментирование домашних упражнений
-прощание с учащимися
Приложения.
Приложение 1 Некоторые исторические сведения, используемые на уроке.
*Кажется, насколько проще происходил бы процесс зарождения новой жизни, если бы для этого не требовалось участи двух разнополых организмов! Кстати, некоторые примитивные существа, например, амёбы, воспроизводятся делением… Что ж, легко и удобно, однако в результате потомки всегда слишком похожи на родителя, а, значит, путь совершенствования на стезе естественного отбора при бесполом размножении закрыт. Не потому ли амёба за миллионы лет так и осталась амёбой?..
При половом же размножении гены, существующие в популяции, перемешиваются без ограничений, образуя, как в калейдоскопе, бесчисленные сочетания признаков.
Природа выбирает среди них полезные и закрепляет у потомков. Тема нашего урока – «Развитие половых клеток».
* Первым увидел сперматозоиды нидерландский естествоиспытатель Антони ван Левенгук. Когда он их разглядел в свой микроскоп, он принял их за непонятных двигающихся зверьков… И лишь усовершенствование оптики позволило разглядеть мужские половые клетки получше.
* Первую яйцеклетку в окуляр микроскопа посчастливилось «поймать» академику Петербургской академии наук Карлу Максимовичу Бэру. Произошло это в 1827 году. В память об открытии на медали, посвящённой 50-летию научной деятельности Бэра, быфло начертано: «Ortus ab ovo hominem homini ostendit», что в переводе с благородной латыни означает: «Начав с яйца, он показал человек челоека».
Приложение 2 Предлагаемая схема содержит терминологический аппарат по изучаемой теме. Часть понятий учащимся уже известна, часть – вводится первые. Линиями показаны взаимосвязи между понятиями, это позволяет учащимся понять целостность темы.
Такую схему можно подготовить в виде презентации, можно (я использую именно такой вариант) записать термины заранее на доске, а во время работы на уроке соединять термины по мере объяснения их значения.
На этапе закрепления знаний можно предложить учащимся составить ответ по схеме.
период СОЗРЕВАНИЯпериод РОСТАпериод РАЗМНОЖЕНИЯМЕЙОЗ1й МИТОЗ2й МИТОЗРедупликация ДНКкроссинговерконъюгациягаметысперматозоидыяйцеклеткигермафродитыяичникисеменникигаметогенезсперматогенезоогенез=+
Приложение 3. Схема для объяснения процессов гаметогенеза. Демонстрация возможна и через проектор, и как таблица, вывешиваемая на доску.
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
2n
nnnnn2n
2n
2n
nn Мейоз I
Мейоз II
Мейоз I
Мейоз II
2n
2n

Приложение 4 Вариант карточки для итогового повторения.
1.На рисунке изображена схема
А)митоза б)мейоза в)сперматогенеза г)оогенеза
 
2.Под цифрой 2 на рисунке обозначена зона
А)роста б)созревания в)размножения г)формирования
 
3.На рисунке изображена схема образования
А)спор б)гамет в)яйцеклетки г)сперматозоида
 
4.На рисунке в зоне под номером 3 происходит
А)размножение б)деление митозом в)деление мейозом г)неравномерное дробление
 
5.Мейозом делятся
А)только яйцеклетки б)только сперматозоиды в)споры г)все половые клетки
1
2
3