Урок на тему : Развитие половых клеток.Мейоз. 9 класс.Технологическая карта.

Тема: Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.
Цель: изучить процесс образования половых клеток, выявить его преимущества.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с сущностью мейоза, как одного из способов деления клетки; с его основными фазами и процессами; изучить процесс образования половых клеток, выявить его закономерности и преимущества перед бесполым размножением.
2.Развивавать умение работать с учебником, таблицей, анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы; работать с модулем ЦОР.
3.Продолжить формирование эмоционально-целостного отношения к изучению сложнейших процессов, происходящих в клетке при её делении; убедить школьников в закономерности и логичности их протекания, половое воспитание на примере образования мужских и женских половых клеток.
Оборудование: ПК, экран, проектор, модуль - «инфо»: «Мейоз» -контроль, видео –фильм «Мейоз», рабочие листы.
Тип урока: комбинированный.урок изучение нового.
Метод проведения: беседа,работа с опорным конспектом (рабочие листы),использования ИКТ, модулей ЦОР.
Внутридисциплинарные связи: зоология,анатомия,физиология человека, цитология, генетика.
Планируемый результат: Учащиеся узнают особенности мейоза, понимают его значение для образования половых клеток.






Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время

1
Орг момент
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Приветствие учителя
2мин

2
Актуализация знаний
Для актуализации знаний учитель предлагает вводные вопросы, позволяющие вспомнить ранее изученный материал. Обсуждение этих вопросов подводит учащихся к необходимости познакомиться с механизмом мейотического деления клетки, выяснить особенности и отличия его от митоза.
Фронтальная беседа по вопросам:
1).Одно из основных свойств живого? (Размножение).
2).Основные способы размножения?(Половое и бесполое)
3)Какие виды бесполого размножения вы можете назвать?
4)Перечислите виды вегетативного размножения у высших растений?
5)В чём заключается недостаток бесполого размножения?

Отвечают на поставленные вопросы
7мин


Изучение нового
А. Преимущество полового размножения перед бесполым.
?При участии каких клеток осуществляется половой процесс?(Гамет: яйцеклетка и спермии)
Посмотрим строение их.с 88 рис 45. и рис 44 модуль цор «Половые клетки» (4-8мин)
1-Гаметы , строение яйцеклетки и сперматогенеза.
2Образование половых клеток
3.Строение сперматозоида .Учебник с 88 рис 45
4.Строение яйцеклетки. Учебник с 88 рис 44
5Жизнеспособность половых клеток.
Б,Развитие половых клеток.
Процесс образования половых клеток наз.гаметогенезом.
В гаметогенезе выделяют стадии:
1.Период размножения.Пол.кл.делятся митозом,кол-во увели-ся.У самцов до глубокой старости этот процесс идёт, а у самок первичные клетки делятся только в период внутриутробного развития плода и до наступления полового созревания сохраняются в покое.
2.Перид роста будущих гамет.Будущие сперматозоиды увел. незначительно-малы, яйцек-и во мн раз увелич.
3.Период созревания или мейоз.
При нём число хромосом в дочерних клетках уменьшается в 2раза.Это нужно чтобы сохр постоянство числа хромосом.у человека диплоид набор хромосом 2н=46.чтобы у ребёнка было 46 хр нужно что в спермат и яйцекл был гаплоид набор 1н=23хромосомы
Смотрим видео фильм «Мейоз) и отвечаем на вопросы.(5мин)
Смотрим рис47 с 90 учебника
Предлагает заполнить таблицу «Мейоз» в раб листах

4.Оплодотворение сам.р уч-ся с текстом учебника на с.92-93.









Записывают в раб листах
гаметы репродуктивные клеткиимеющие одинарный набор хромосом и участующие в половом размножении.
Запис «половые железы
Смотрят видео «Движение сперматозоида» и «Движение яцеклетки».






. Вопросы для учащихся (в раб.листах)
на столах рабочие листы заполняют

Работаю с учебником.


25мин








Закрепление
Модуль «контроль» позволяет осуществить самоаттестацию, выполняется индивидульно каждым учеником или всем классом вместе,а 1 ученик у ПК
Самоаттестация
7мин


Рефлексия
Ребята, продолжите следующие предложения:
1. Сегодня на уроке я ..
2. Сегодняшний урок показал мне ...
3. Больше всего на уроке мне понравилось.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л); записывают домашнее задание (К); под музыку учащиеся заканчивают предложения.
3мин


Домашнее задание
Параграф 3.2-3.3.Выполнить модель мейоза.

1мин


·а­° Результативность урока:
1.Полное усвоение материала за счёт многократного повторения элементов.
2.Оперативность предоставления информации.
3.Высокая производительность урока за счёт эффективности учебной нагрузки.
4.Расширение познавательной активности учащихся и включение его в единую информационную систему.






Рабочий лист к уроку «Половое размножение. Мейоз».
Дополни предложение:
Гаметогенез - процесс образование _________________клеток (сперматогенез, овогенез).
Гаметы - _____________________________________________________________________________
Зигота - оплодотворенная _________________________

Мейоз - это особый вид деления, при котором число хромосом в дочерних клетках _______________________ в два раза.

Гаплоидный набор клеток -клетки с ________________набором хромосом, т.е. содержащие только половину каждой пары хромосом
Диплоидный набор клеток – это клетка, содержащая ____________ набор хромосом (2n).
Коньюгация - происходит ___________________и переплетение парных гомологичных хромосом
Кроссинговер -_________________ участков гомологичных хромосом

Оплодотворение - представляет собой процесс слияния _____________ с ________________, в результате чего возникает первая – одноклеточная стадия развития зародыша – стадия зиготы 
Гаметогенез
1_________________ 3_________________

2__________________

А теперь делаем табличку в тетради и работаем вместе со мной.
Интерфаза. Каждая хромосома удваивается.
фазы
рисунок
Что происходит

Мейоз I (редукционное деление)
Профаза 1
 
 Ядерная оболочка рассасывается, ядрышко исчезает, начинают образовываться нити веретена деления, формируется 2 полюса деления клетки.
Происходит сближение и переплетение парных гомологичных хромосом –конъюгация.
И обмен участков гомологичных хромосом – кроссинговер. 

Метафаза 1
 
 
Хромосомы выстраиваются на экваторе клетки. Нити веретена деления прикрепляются к центрам хромосом.
 

Анафаза 1
 
 
Хромосомы расходятся к полюсам клетки.

 
 
 

Телофаза 1
 
Короткая фаза. Образуется ядерная оболочка. Клетка делится на 2 гаплоидные клетки.
 
 
 

Интерфаза
 
Практически отсутствует. Удвоение ДНК не происходит.
 
 
 

Мейоз II (эквационное деление)
Профаза 2
 
 
Непродолжительна. Ядерная оболочка рассасывается, формируются нити веретена деления.



Метафаза 2
 
Хромосомы прикрепляются к нитям веретена деления и выстраиваются на экваторе клетки.
 

Анафаза 2
 
 
Хроматиды расходятся к полюсам клетки.
 
 

Телофаза 2
 
Завершается расхождение хромосом к полюсам клетки, деление цитоплазмы (цитокинез): все органоиды распределяются более или менее равномерно. Формируется ядерная оболочка и ядрышко.

Результат:1)     из одной диплоидной клетки формируется ______________ гаплоидные.
2)     благодаря кроссинговеру достигается ________________________________ гамет каждого организма. Благодаря взаимодействию хромосом отца и матери гаметы всегда обладают новыми, неповторимыми комбинациями хромосом. Эти комбинации у потомства выражаются в новых сочетаниях признаков.Появляющееся множество комбинаций хромосом увеличивает возможность вида вырабатывать приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что очень важно для эволюции.
Гомологичные хромосомы – пара хромосом диплоидной клетки, содержащих одинаковый набор генов и имеющих одинаковую морфологию.
Промежуток между мейозом 1 и мейозом 2 называется интеркинезом.
Вопросы к фильму. Фильм 5мин
Что такое мейоз?(способ деления клеток.из диплоидных становятся гаплоидными клетками)
Что происходит в интерфазе? (удвоение хромосом)
В профазе происходит коньюгация.Что это?(сближение и переплетение)
Перекрёст гомологичных хромосом как назыв=я? (кроссинговер).
5.Сколько фаз в процессе мейоза?( 1 деление= 2, 2 деление-4)
6.Сколько в результате мейоза образуется клеток? Какие это клетки.
























15