Сценарий закрытия предметной декады Лингвистический квест


Лингвистический квестЦель: формировать коммуникативную компетенцию учащихся; воспитывать уважительное отношение к русскому языку; развивать когнитивные способности учащихся, активизировать их творческий потенциал.
Оформление:1. Стенды, на которых размещены тематические газеты и плакаты. 2. Плакаты, буклеты, посвященные выдающимся ученым-лингвистам.
3. Фонограммы (фанфары, Гимн Русскому языку). Музыкальный сигнал к началу мероприятия.
В актовом зале 2-го корпуса собираются по 2 представителя от каждого класса параллелей 6-10 классов.
Звучит Гимн Русскому языку
Выход ведущих
1 ведущий:Здравствуйте, дорогие друзья!
2 ведущий:Добрый день!
1 ведущий:Закончилась декада русского языка и литературы, завершились конкурсы и литературные чтения, лингвистические игры и турниры.
2 ведущий: Многие из ребят проявили себя настоящими знатоками лингвистики, и это здорово, что интерес к русскому языку растет год от года!
1 ведущий:И сегодня финальной точкой в череде таких разных мероприятий станет лингвистический квест, для участия в котором собрались представители разных классных параллелей.
2 ведущий:Вас ждет увлекательное и познавательное путешествие! 10 станций, выполняя задания которых вы сможете проявить быстроту реакции, глубину и прочность знаний, продемонстрировать смекалку и сообразительность.
1 ведущий:Время работы каждой станции 10 минут. 2 минуты на переход к следующей станции. Участники квеста должны строго придерживаться указанного маршрута, действовать сплоченно и слаженно.
2 ведущий:Но прежде чем прозвучит сигнал к старту, присутствующие должны разделиться на 10 команд. Представляем вам капитанов каждой команды. Обратите внимание на цвета их галстуков, а теперь посмотрите на цвет вашего пригласительного билета. Подойдите, пожалуйста, к своим капитанам.
1 ведущий:Итак, все ли определились? Капитаны команд, подтвердите готовность участия в квесте.
Проходит перекличка команд.
2 ведущий:Капитаны, получите маршрутные листы. Повторяем: маршрут должен СТРОГО соблюдаться!
1 ведущий:На старт! Внимание! Марш!
2 ведущий: Успехов вам, ребята!
Звучит стартовый сигнал. Команды отправляются по маршрутам.
Задания лингвистических станций
Станция 1 "Перевертыши": прежде чем получат задание, клянуться беречь русский язык.
Задание: узнать пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых слова заменены на другие.
На полицейском сапоги мокнут. – На воре шапка горит.
Перед солнечным понедельником. – После дождичка в четверг.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.
Болтовня не примета отказа. – Молчание – знак согласия.
Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.
Будешь тормозить - животные заплачут. - Поспешишь - людей насмешишь.
Первый огонь в борще - Седьмая вода на киселе.
Возведи себе холм, другой из него и выберется. - Не рой другому яму, сам в нее попадешь.
С ленью положишь и птицу в гнездо. - Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Примечание: можно дать подсказку («Лужа по шею» - перевёрнутая поговорка «Море по колено»), но обязательно за "фант" теряют одно очко, или читают стихотворение Пушкина, которое знают все члены команды.
Станция 2 "Пантомима": прежде чем получат задание, исполняют танец "маленьких утят".
Задание: команды угадывают фразеологизм, который инсценируют ведущие.
Обвести вокруг пальца водить за нос
хлопать ушами тянуть за язык
прикусить язык спустя рукава
клевать носом на лбу написано
Станция 3 "Дальше, дальше, дальше...": прежде чем получат задание, должны хором произнести слова: "Если штурмуешь познания кручи, выучи, выучи русский язык!"
Задание: команда должна постараться дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Причем по очереди, подсказки аннулируют балл, и вопрос тому, кто подсказывал, не задается.
К какому роду относится существительное кофе? (к мужскому)
Второстепенный член предложения подчёркивается пунктиром? (дополнение)
Как называются слова, близкие по лексическому значению? (синонимы)
Значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов (суффикс)
Сколько существует типов речи? ( 3)
К какому склонению относится существительное метро? (несклоняемое)
Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания. (пунктуация)
Форма какой степени сравнения имён прилагательных образуется при помощи слова более? ( составной сравнительной)
Является ли пословица фразеологизмом? (да)
Как называются слова, употребляемые людьми той или иной местности? (диалектные)
Член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
К какому склонению относится существительное путь? (разносклоняемое)
Часть слова без окончания (основа)
К какому роду относится существительное шимпанзе? (к мужскому)
Являются ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет)
Какие прилагательные отвечают на вопрос чей? (притяжательные)
Устойчивые сочетания слов называются (фразеологизмы)
Сколько существует стилей речи? (5)
Сколько значений имеет каждое слово? ( 2)
Раздел языкознания, изучающий правильное написание слов (орфография)
Станция 4 "Знайка": прежде чем получат задание, называют имя того писателя-историка, который ввел в русский язык букву "Ё".
Задание: ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по два балла, если приводит не менее четырех примеров.
1. Какую часть слова можно найти в земле? Приведите примеры безударной гласной как вариант чередующейся морфемы. (Корень)
2. Какие существительные не имеют рода? Приведите примеры. (Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа – брюки, часы и т.д.)
3. Какие существительные не относятся к 1, 2 и 3 склонению? Приведите примеры. (Разносклоняемые и несклоняемые)
4. Какие прилагательные имеют краткую форму? Приведите примеры. (качественные)
5. Какой частью речи является слово «оба»? Составьте 4 словосочетания, используя разные формы числа и падежа данного слова. (Числительное)
6. Без какого местоимения не могут обойтись прилагательные в форме превосходной степени сравнения? Приведите примеры. (Самый, всех)
7. В каких случаях существительные не являются членами предложения? Приведите примеры. (Если они входят в состав обращения)
8. Какое местоимение не имеет именительного падежа? Составьте 4 словосочетания, используя разные формы падежа данного слова. (Себя)
9. Как называется раздел языкознания, изучающий правильное произношение слов? (Орфоэпия).
10. Какие местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты).
Станция 5 "Орфоэпическая": прежде чем получат задание, должны спеть припев песни "Улыбка", произнося только одни гласные:
И тогда наверняка вдруг запляшут облака
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Задание: расставить ударения в словах.
Строен
Стройна
Полны
Погружённый на платформу
Погружённый в воду
Семейство лавровых
Лавровый лист
Жило
Ждало
Вылила
Крала
Стлала
Звонит
Колотый
Допитый
Допит
Предприняв
Продав
Прокляв
Бухгалтеров
договоренность
еретик
краны
местностей
поручни
сироты
щавель
кровоточащий
--------------------------
Ответ
СтрОенСтройнАПОлныПогрУжённый на платформу
ПогружЁнный в воду
Семейство лАвровыхЛаврОвый лист
ЖИлоЖдАлоВЫлилаКрАлаСтлАлаЗвонИтКОлотыйДопИтыйДопИтПредпринЯвПродАвПроклЯвБухгАлтеровдоговорЁнностьеретИккрАнымЕстностейпОручнисирОтыщавЕлькровоточАщийСтанция 7 "Зашифрованные имена": прежде чем получат задание, должны назвать как можно больше фамилий учителей русского языка и литературы, работающих в школе.
Задание: восстановить фамилии известнейших лингвистов нашей страны.
ИОНГАОДВВР
ВООЕГЖ
ОЙПКВЕШСИК
ЬДЛА
БЕАЩР
ВУКШОА
ЮРСОСС
ОЯПЕБНТ
ВШААТОХМ
ВТАРОУФТОН
Ответы: Виноградов, Ожегов, Пешковский, Даль, Щерба, Ушаков, Соссюр, Потебня, Шахматов, Фортунатов.
Станция 8 "12 профессий": прежде чем получат задание, должны назвать профессии. связанные с языкознанием (лингвисты. переводчики, преподаватели, филологи, экскурсовод, гид-переводчик)
Задание: в тексте спрятаны названия 12 профессий. Найдите эти слова.Встреча.Я зашел в автомобильный магазин - жене рекомендовали какие-то коврики на сиденья – и встретил там приятеля Федьку Логинова. Он хотя и купил краску черного цвета, но пожаловался :- Не нашел я. Дима, шин и стекол для своего "Москвича". Понимаешь, угнали мою машину, кое-что сняли с нее и бросили. Обращался я в милицию – напрасный труд: вор никогда, если он опытный, следов не оставит. Словом, многое украли: вместо фар зияют дыры, бак тоже сняли. теперь у меня не машина, а просто железо. О Логинове говорили, что он – оптимист, а тут раскис. Хотя, конечно, получилось нелепо: в армии был разведчиком, а машину свою проворонил. Когда мы вышли из магазина, я предложил ему закурить. Он взглянул на мою пачку:- «Беломор» ?..Я курю теперь табак, тертый по моему методу. – Закурив, он проговорил: - Знаешь, для меня вопрос мучительный: Тихомиров добровольно ушел или его вынудили? – Попыхтев трубкой, он вдруг заспешил и напоследок торопливо сказал: - А вообще-то здоровье у него было, конечно, не блеск. Слышал даже, он будто карьеру свою хотел еще год назад по этой причине оборвать..На том и разошлись.Ответ: инженер, кучер, машинист, дворник, рыбак, зоолог, повар, моряк, актер, учитель, доктор, токарь.
Станция 9 «Испорченный телефон»: прежде чем получат задание, должны сыграть в "Испорченный телефон". Первый шепотом передает слово второму. тот третьем у и т.д. Последний должен назвать то слово, которое дал ведущий.
Задание: фразу ЗАЧЕМПОСТАВЛЕНАТАМАРКА? можно прочитать разными способами. Какими? Попробуйте догадаться. Запишите все варианты. Сколько их?
Ответ:
Зачем поставлена Тамарка?За чем поставлена Тамарка?Зачем поставлена там арка?За чем поставлена там арка?Зачем поставлена та марка?За чем поставлена та марка?
Станция 10 "Логогрифы" :прежде чем получат задание, должны ответить на вопрос: "Как превратить лису в луну?"Ответ: лиса - лига - луга - луна
Задание: отгадайте лингвистические шарады.
Я по полену бью звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (Топор-ропот)
По дороге, по пути
Весело качу.
Но с конца меня прочти-
Ножик наточу.
(Колесо-оселок)
Готов вас напоить водой,
Но «э» прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале. (Кран-экран)
1.В названии кровососущего двукрылого насекомого, личинки которого развиваются в воде, добавьте букву Ш и получите тяжелое , гнетущее сновидение.
(Комар-кошмар)2.Хищное полосатое млекопитающее без буквы Г превратиться в специально оборудованное помещение для стрельбы по мишеням. (Тигр-тир)3.К какому личному местоимению второго лица множественного числа надо добавить две буквы, чтобы получить название болотной птицы семейства цапель? (Вы –выпь)
По окончании квеста команды вновь собираются в актовом зале. Капитаны подсчитывают количество очков.
1 ведущий:Подведем итоги лингвистического квеста. Больше всего баллов набрала команда... Поздравляем победителей!
2 ведущий:Но победителем в этом зале можно считать всех! Ведь тот, кто стремится к знанию, кто неравнодушен и активен, всегда добьется в жизни успеха!
1 ведущий:Новых побед вам, ребята!
2 ведущий:До новых встреч!