Методические рекомендации для самостоятельного изучения темы Западно-русская песенная традиция по предмету Областные певческие стили

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»




Предметно-цикловая комиссия «Сольное народное пение»




Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности «Сольное народное пение» по дисциплине
«Областные певческие стили»
Тема «Западно- русская песенная традиция»







Автор Кусачева Светлана Михайловна










Брянск 2017

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов специальности 53.02.05 «Сольное народное пение» по дисциплине «Областные певческие стили». Тема «Западно- русская песенная традиция»



Автор Кусачева С. М.


Рассмотрено на заседании предметно-цикловой комиссии «Сольное народное пение»
Протокол №__ от «_11__» __01__ 2017г.
Председатель ПЦК ________ Кусачева С. М.


Одобрена на заседании Методического совета ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств»
Протокол № __ от «02» февраля 2017г.
Председатель МС ________ Плетникова З. М.







Пояснительная записка

Культура народного пения создавалась веками. В результате глубокого развития, она сформировалась в цельный художественный пласт, искусство народного пения, при всём своём многообразии и развивающемся характере, приобрело устойчивые, типичные черты, выработало свои вокальные и художественные законы, свои исполнительские средства, то есть сформировалась в народную школу русского пения. Она устно передавалась из поколения в поколение, обогащаясь и совершенствуясь с течением времени. В современной действительности, в связи с резкими социальными сдвигами и другими сложными противоречивыми явлениями нашей эпохи, народное песенное искусство стало уходить из быта и приобретать новые сценические формы. В этих изменениях стали частично утрачиваться традиции, разрушаться главные, основополагающие черты народного стиля. Поэтому сама жизнь выдвинула необходимость создания системы профессионального обучения народных певцов и научно-обоснованной профессиональной школы народного пения, опирающейся на изучение народных традиций. Предмет «Областные певческие стили» изучается в Брянском областном колледже искусств на специальности «Сольное и хоровое народное пение» и является одной из главных профилирующих дисциплин. Обучение предполагает формирование у студентов необходимого объёма знаний и навыков, которые помогут им овладеть своей профессией. Обучение включает в себя теоретическую и практическую части в объёме 75 часов. Из них 40 часов- III курс, 35 часов- IV курс.




Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов
Аудиторное и самостоятельное изучение народной Западно-русской песенной традиции осуществляется студентами комплексно. В круг изучаемых вопросов входит историко-географический и этнокультурный анализ, определение взаимовлияния и взаимопроникновение различных народно-певческих стилевых культур, изучение и овладение специфическими приёмами народного пения западных областей России, сольной и ансамблевой исполнительской традиций.
В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительной литературы, прослушивание и просмотр иллюстративного материала по рассматриваемым темам, анализ песенного минимума по изучаемой традиции. Критерием овладения данным предметом является умение самостоятельно работать со специальной литературой с целью получения профессиональной информации, а также умение работать с аудио- и видеоинформацией, грамотно, убедительно различать разностилевой песенный материал.
Самостоятельная работа студентов направлена на получение навыков распознания основных певческих стилей России и знание их специфических особенностей. Умение учащихся по аудиоматериалу распознать музыкально- песенную стилистику, включающую в себя: мелодику, ладовую систему, стиховой комплекс; диалектные особенности. Умение по видеоматериалам (видеозаписям, фотографиям) распознать региональную (стилевую) принадлежность народного костюма и народной хореографии. Умение на практике использовать полученные знания и навыки, как для индивидуального, так и коллективного творчества.


Вопросы для самостоятельного повторения и закрепления пройденного материала по теме «Западно-русская песенная традиция»

Районы распространения западно-русской традиции на Брянщине.
Территории каких областей соответствуют западно-русской песенной традиции.
Жанры, присущие западно-русской песенной традиции.
Особенности диалекта западно-русской песенной традиции.
Влияние культур Беларуссии и Украины на говор и песенную стилистику Брянской области.
Традиционный крестьянский костюм на Брянщине.
Бытование народного инструментария в Брянской области.
Примерный план ответа по теме
«Западно-русская песенная традиция»:
с. Дорожёво, Жуковского района
с. Верещаки, Новозыбковского района
с. Камень, Стародубского района
с. Брянкустичи, Унечского района
с. Лопазна,Суражского района
Мглинский район
Суземский район
д. Орменка, Выгоничский район
Климовский район
с. Сенное, Севский район
Погарский район
2. Брянская, Смоленская, Орловская, Псковская, русские села Беларуссии и Украины.
3. Календарные песни, представленные по всему годовому земледельческому кругу: зимние (колядки, христославия, подблюдные), весенние (заклички, Благовещенские, Юрьевские, «на разлив реки», «на первый выгон скота», Пасхальные, «на Вознесение», летние (Троицкие, на Ивана Купала, Духовские, Петровские, земледельческие (покосные, полотные, жнивные, с лирическим содержанием), осенние (на Покров, на Кузьминки).
Свадебные песни; карагодные (от Пасхи до Вознесения), карагодные-игровые; лирические; семейно-бытовые (протяжные); небольшое количество былин и плачей.
Песни позднего происхождения.

Среди наиболее характерных диалектных особенностей говора жителей Брянской области: умеренное аканье («сяло», «сястрица», «няделя»), произнесение «у» на месте «и» и «в» в середине и на конце слова («деука», «лаука»), отсутствие мягкого «р» в словах «гавару», «бяры», а также замена звука «ф» в устном творчестве на сочетание двух согласных букв «хв»:( «Хвядор», «хвартук», «хвортка», наличие приставных согласных в начале слова: («вулица», «вутица», «вумница»), мягкое окончание при произношении глаголов 3 лица множественного числа («бяруть», «нясуть», «едуть»).

Близкое соседство, общность исторических судеб с беларусским и украинским народами обусловили активное взаимодействие культур, способствовали сохранению их общего, наиболее древнего пласта народного творчества. На протяжении многих веков сформировался самобытный песенный стиль, в котором органично сплавлены как древние, так и более поздние великорусские, белорусские и украинские черты. Впечатления общности календарных песен в западных традициях складывается благодаря единой исполнительской манере, характеризующейся специфической темброинтонацией (поются «ва усю галаву», в некоторых районах- с гуканьем, что связано с магической функцией этих песен.
На Брянщине существует два варианта традиционного костюма: панёвный (древний), сарафанный (более позднего происхождения).
Самые древние инструменты - кугиклы, тростниковые дудки;
гусли; колёсная лира; гармонь; балалайка; скрипка; шумовые инструменты: бубен («барабан» с колотушкой); трещётки; коса; стиральная доска; «заслонка» и др.


Литература для самостоятельного изучения
Калугина Л. Народные песни Климовского района Брянской области, Брянск, 1993.
Капралов А. Савельева Н. Народные песни села Сенного Севского района Брянской области.-М., 1986.
Кулаковский И. Искусство села Дорожёво.- М., 1958.
Савельева Н.М. Календарные и свадебные песни села Верещаки Брянской области в многомикрофонной записи.- Брянск. ОНМЦНТ и КПР, 1993.-Вып.1
Савельева Н. Суземские песни. М.,1995.
Свитова К. Народные песни Брянской области.- М., 1966.













15