Методика разрешения конфликтов в школе

Методика разрешения конфликтов в МБОУ ВСОШ № 1 г. Азова

Данная методика, основывается на построении алгоритма действий посредника, которая вполне приемлема, как показывает опыт, для наших условий и основывается на следующих принципах:

урегулирование конфликта это не исследование вины, а решение проблемы в данной ситуации;
проблемы должны решаться преимущественно на том уровне, теми, кто их создает, и там где они возникают;
чем уже будет сформулирована проблема, тем легче ее решать. Собственно урегулирование конфликта основывается на очищении проблемы от эмоций участников и разрешении проблемы, т. е. содержательного противоречия, сформулированного в терминах фактов.

Введение и основные правила
Представьтесь.
Спросите у обоих ссорящихся, хотят ли они решить свою проблему и примут ли для этого помощь посредника.
Объясните и добейтесь подтверждения того, что каждое из следующих предварительных условий принимается: а) не перебивать; б) не обижать другого; в) быть искренним; г) сознательно стремиться к разрешению конфликта; д) вначале обращаться только к посреднику.

Определение проблемы
Посредник решает, кто из конфликтующих будет говорить первым (№ 1).
Спросить № 1: «Что случилось?» Сделайте резюме, отметив лишь факты, убрав конфликтогенную лексику, отрицательные эмоциональные всплески.
Спросите № 1, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое? (т. е. расширьте сознание, освободив его из плена изначальной собственной версии).
2 (второго участника): «Что случилось?» Сделайте резюме, отметив лишь факты.
Спросите № 2, что он думает по этому поводу? почему вообще происходит такое?
Задайте дополнительные вопросы, которые помогут Вам точнее понять проблему (например: «Как долго?», «Как часто?»).

Поиски решения
Спросите № 1, что он/она может сделать со своей стороны, чтобы решить проблему? (т. е. сделать шаг навстречу).
Спросите № 2: «Ты согласен?» (для накопления потенциала согласия нужен положительный ответ).
Спросите № 2, что со своей стороны может он/она сделать, чтобы решить проблему? (т. е. сделать ответный шаг навстречу).
Спросите № 1: «Ты согласен?»
Спросите у обоих ссорящихся, что они будут делать по-другому в будущем, если возникнет та же проблема?
Помогите конфликтующим добиться решения, приемлемого для обоих.
Завершение процесса
Попросите участников сказать своим друзьям, что конфликт разрешен, чтобы погасить распространение разговоров, слухов, сплетен.
Поздравьте их с примирением и поблагодарите за сделанные усилия.
Проведите краткий анализ процесса разрешения данного конфликта:
а) почему проблема не была решена ссорящимися без помощи посредника?
б) какие положительные и отрицательные моменты были в процессе разрешения конфликта?
в) какой положительный опыт Вы извлекли из данного случая для своей работы посредника?
Педагог – психолог: Лапина Карина Владимировна
15