Конспект урока по развитию речи Как я купил собаку


Конспект урока по развитию речи во 2 классе
Цель: Закрепление навыка работы над изложением.
Задачи:
1. Продолжить работу по формированию умения выделять главную мысль в тексте и воспроизводить текст по плану;
2. Продолжить работу по формированию умения письменно излагать текст;
3. Развивать орфографическую зоркость учащихся;
4. Воспитывать внимательное, бережное отношение к животным.
Оборудование: напечатанный текст рассказа, раздаточный материал (карточки со словами: тропинка, рыбалка, трава, поймай, лето, зайчонок), схемы: «слово предложение текст».
Ход урока:
Организационный момент:
-На столе у каждого ребёнка лежит карточка со словом. Учитель приветствует детей и далее говорит: «Сядет тот, кто придумает предложение со словом». Дети, сидящие на первом ряду, придумывают повествовательное предложение, дети, сидящие на втором ряду вопросительное предложение.
Основная часть:
-Учитель говорит: «В жизни человеку приходится очень часто рассказывать о том, что он видел, читал, что услышал от других. Нужно уметь это делать (рассказывать), иначе вас просто не поймут. На уроках чтения, окружающем мире и других уроках вы учитесь пересказывать текст устно. Сегодня мы будем тоже пересказывать текст, но только письменно. Мы будем писать изложение. Откройте свои тетради, запишите число и слово «Изложение».
 Повторение знаний о речи, тексте. 
-Вспомним, что такое человеческая речь?
-Какая бывает речь? (устная и письменная)
-Из чего состоит речь? (из слов, предложений и текстов)
Учитель обращает внимание на схему на доске.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415-Что мы называем предложением? (слово или несколько слов, которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль)
-Что такое текст? (Текст – это предложения, связанные по смыслу общей темой. Его (текст) можно озаглавить.)
-Какие типы текстов вы знаете? (повествование, описание, рассуждение)
-Сегодня будем  работать над текстом-повествованием.
Первоначальное знакомство с текстом и словарная работа.
-Я сейчас прочитаю вам рассказ «Как я купил собаку», а вы подчеркните те слова, которые вам были непонятны. Охотник продавал собаку. Это была большая, умная собака. Я купил её. Собаку звали Томка. Мы вышли из дома хозяина. Томка вздрогнула и оглянулась. Дома собака опустила мне на колени голову. В глазах мелькнул ужас. Три дня она отказывалась от еды. Собака мучилась. Я полюбил её за верность хозяину. Я вызвал охотника телеграммой. Он приехал. Томка радостно завиляла хвостом, легла на бок. Собака дала нам хороший урок. Мы поняли, что друзей не продают и не покупают.
-Какие слова вы подчеркнули?
Телегра
·мма сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующему электрическую передачу информации.
Беседа по тексту.
- Почему это текст-повествование? (потому что в нём сообщается от том, что случилось)
- В каких словах выражено отношение автора к Томке?
Деление текста на части
- Прочитайте текст ещё раз самостоятельно и выделите части рассказа. - Какова основная мысль текста?
-Озаглавьте каждую часть текст.
-На сколько частей вы разделили текст?
-Как мы озаглавим первую часть? а вторую? А другую?
Учитель записывает название изложения на доске и план рассказа
План 1.Охотник продал собаку. 2.Томка грустит о родном доме. 3.Хозяин приехал. 4.Хороший урок.
Физминутка
Во дворе щенок играл,  Прыгал, бегал и считал:  «Раз – прыжок и три кивка,  Два – направо голова,  Три – налево поворот» –  И помчался до ворот,  А потом вздохнул и сел:  Он устал и присмирел. 
-Сейчас мы будем писать опорные слова для изложения. Они помогут написать изложения.
-В первой части, какие важные слова мы можем написать? (продавал, вышли из дома, вздрогнул)
-Во второй части? (загрустила, мучилась, полюбил за верность)
-В третей части? (вызвал, завилял хвостом)
-В четвертой части? (друзей не продают, уважение зарабатывают)
 Пересказ текста (по частям и полностью).
-Теперь закрываем тексты. Будем пересказывать текст по частям.
Учитель просит детей закрыть учебники и пересказать текст сначала по частям (3 ученика) и потом полностью (1 2 ученика).
Орфографическая подготовка
Слова для орфографической работы выписаны на обратной стороне доски. Дети выходят к доске по очереди и вставляют пропущенные буквы в словах. 
Пишем слова в тетради и вставляем пропущенные буквы.
Телеграмма, колени, охотник, не продают, не покупают.
-Сейчас каждый из вас проговорит текст про себя
Текст перечитывается детьми самостоятельно про себя.
-Закройте глава, представьте, что вы художник.
-Какую картину вы бы нарисовали к 1 части? Ко 2 части? К 3 части?
Словесное рисование с закрытыми глазами (зрительная гимнастика)
-Теперь каждый шепотом еще раз перескажет рассказ.
Запись текста в тетради.
-Теперь мы будем писать наш рассказ в тетради.
3)Итог урока.
-Понравился ли вам рассказ?
-Сложно ли вам было писать изложение?
-Хотели вы еще раз попробовать писать изложение?
-Сдаём тетради. Я проверю и поставлю вам оценки.
Трифанова Ксения

Цель – изложение рассказа «Как я купил собаку».
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Учить детей делить текст на смысловые части, составлять план действий героев рассказа
Закрепить правописание словарных слов: телеграмма, охотник, колени
Закрепить правильное написание частицы не с глаголами.
Коррекционно-развивающие:
Развивать умение пересказывать текст-повествование
Развивать графомоторные навыки письма.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать самостоятельность в ходе своей деятельности.

Составление плана действий.
Назовем героев данного рассказа. (Охотник, собака Томка, рассказчик)
Составим план действий каждого героя.
Охотник что делал? Продавал, приехал.
Рассказчик? Купил, полюбил, вызвал.
Собака Томка? Вздрогнула, оглянулась, опустила, отказывалась, мучилась, завиляла, легла.

Орфографическая подготовка.
Слова для орфографической работы выписаны на обратной стороне доски. Дети выходят к доске по очереди вставляют пропущенные буквы в словах. Остальные выполняют это упражнение в тетрадях.
Телеграмма, колени, охотник, не продают, не покупают.