Статья Что такое кукольный театр?

Что такое кукольный театр?
Вопрос на первый взгляд довольно бессмысленный, потому что ответ на него простой: кукольный это такой театр, в котором зрители видят на сцене не актеров, а кукол.
Но, по существу, это ведь не ответ, потому что он сейчас же рождает новый вопрос: а зачем нужно, чтобы на сцене театра играли не живые люди, а куклы? Разве люди движутся хуже кукол? Или хуже кукол говорят?
Конечно, нет. Говорит за куклу все равно человек, а двигаться кукла так же, как человек, не может. Как бы хитроумно она ни была сделана, все равно у нее не будет ни таких разнообразных движений корпуса, рук и ног, ни такой сложной и ж иной мимики, как у человека.
Нет, заменить человека на сцене кукла не в силах.
А тогда зачем же она нужна?
К сожалению, даже среди тех, кто считает кукольный театр и полезным и нужным, многие аргументируют это доводами совсем неубедительными. «Кукольный театр хорош тем, говорят они, что он портативен и туда, куда не проникает «настоящий» театр, легко проникает кукольный».
Это утверждение ошибочно. Человек без куклы «портативнее» человека с куклой. Да, кроме того, портативность сама но себе не может быть мерилом для произведения искусства. Если что-либо плохо, то они не становится лучше оттого, легко ли оно переносится и перевозится или трудно. Другие говорят: «Кукольным театр хорош том, что нужен детям». Это правда, он нужен детям. Всякое искусство необходимо детям: и литература, и музыка, и живопись. В этом смысле кукольный театр ничем не отличается. И так же как литература, дли того чтобы стать нужной детям, должна быть прежде всего хорошей, так же прежде всего хорошим должен быть и кукольный театр.
Кукла на сцене театра не измеритель возраста зрителей, а один из видов зрелищного искусства. Его «нужность» зрителям, и том числе детям, можно доказать только в том случае, если будет доказано, что с помощью кукол можно ставить такие спектакли, какие невозможно поставить другим способом, и раскрывать явления жизни с такой стороны, с какой н
·евозможно раскрыть их при помощи другого вида театра. Но что же такое может выразить неживая кукла, чего неспособен выразить живой человек? В чем ее сила? Как ни странно, именно в том, что она неживая. Если актер на сцене сядет на стул и подтянет брюки на коленках, зрительный зал, возможно, этого и не заметит. Если то же самое делает кукла, зрительный зал может заразиться аплодисментами, потому что в этот момент кукла высмеяла всех мужчин, делающих такое движение. Человек на сцене изображает другого человека, но он не и силах изобразить человека вообще, потому что он уже и так человек. Кукла не человек, и именно поэтому с такой остротой обобщения она может изобразить человека вообще. Молодая девушка может быть очень красива, но это ее личная красота и личная молодость. Кукла это пластическое обобщение живого существачеловека, оленя, голубя, Кукла это скульптура. Актер, оживляя скульптуру, создает динамическое обобщение живого существа человека, оленя, голубя. Процесс оживления превращения неживого в живое кажется зрителям чудом. Все равно, кто эти зрители взрослые пли дети. Это чудо отличает искусство кукольного театра от статики изобразительного искусства, переводя его в разряд динамического искусства зрелищ. И это же чудо оживления отличает искусство кукольного театра от всякого зрелища, действующим лицом которого является человек, то есть «всякого вида «человеческого театра», и котором совершается перевоплощение, но не оживление, не переход в другую, принципиально новую качественную категорию.
15