«Сказка – ложь, да в ней намёк…»


"Сказка – ложь, да в ней намёк…"
 
Цель: формирование у детей отношения к здоровью как к главной личной и общественной ценности, профилактика зависимостей у школьников.
 
Задачи:
- вспомнить понятия «сказка», «рассказ»;
- совершенствовать умения детей находить выход из проблемных ситуаций;
- познакомить с понятиями «наркоман», «наркомания», «наркоторговец»;
- развивать умения делать выводы;
- вызвать желание вести здоровый образ жизни.
 
 
Ход:
 
Ребята, вы любите сказки? Назовите самые любимые. А что такое сказка? (дети отвечают).
Правильно, сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
(дети приводят примеры: баба Яга, дракон, домовые, водяные и т.п.)
 
А что такое рассказ? Как это понятие описывается в словаре Ожегова:
1. Повествовательное произведение небольшого размера.
2. Словесное изложение каких-нибудь событий.
 
Приведите примеры рассказов известных писателей.
Чем сказка отличается от рассказа?
 
Правильно, в рассказе описываются события, которые могут произойти в жизни, а в сказке события могут быть придуманы, животные могут говорить.
 
А почему А.С. Пушкин написал такие строки: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?
 
Я сегодня тоже расскажу вам сказку, а вы подумайте, какой намёк в этой сказке.
 
Называется она «Сказка о Коварном дракончике».
А какого человека называют коварным? Давайте найдём в словаре определение коварству (1-2 человека ищут определение, а дети дают свои варианты). Коварство – злонамеренность, прикрытая показным доброжелательством. Коварный, значит, человек, который прикидывается добрым и милым, а на самом деле совершает зло, держит камень за пазухой.
 
А теперь слушайте сказку.
 
Жила-была девочка Маша. Училась она в третьем классе начальной школы. Школа была рядом с домом, поэтому Маша всегда ходила в школу одна.
Вот и сегодня Маша пошла в школу одна. Ей нравилось учиться, и поэтому она шла в школу, напевая весёлую песенку. Маша увидела, что навстречу ей идёт очень красивая девушка, с длинными чёрными волосами.
 
- Здравствуй, певунья, как дела? – спросила девушка.
- Спасибо, хорошо. Я иду в школу, - ответила Маша.
- Какая вежливая девочка. Возьми конфетку. А если тебе понравится, то приходи ещё, я живу вон в той квартире.
- Спасибо. Я очень люблю конфеты.
 
Маша открыла рот и проглотила конфетку.
 
- Да это вовсе не конфетка. Она горькая!
 
Но длинноволосой красавицы уже и след простыл. Тут Маша почувствовала, что у неё закружилась голова. Маша присела на скамейку, закрыла глаза и уснула. Ей снилось, что она рыбка и плавает в море.
А в это время, кто-то маленький-премаленький проскользнул в Машино ушко и зашептал:
 
- Слушай меня, Машенька, я – маленький Дракончик. Теперь я буду жить у тебя в ушке, а ты должна обо мне заботиться. Мы с тобой подружимся и будем всегда вместе.
 
Через несколько минут Маша проснулась. Волосы её растрепались, портфель валялся возле скамейки.
 
- Наверное, я опоздала на урок. Скорее в класс!
 
Маша шла, но ноги её не слушались, она несколько раз упала.
В классе уже шёл урок. Ребята выполняли упражнение. Маша тоже открыла тетрадь, хотела выполнить задание, но её рука задрожала, вместо буквы получилась какая-то загогулина. Маша никак не могла сосредоточиться, глаза у неё сами собой закрывались.
 
- Пошли из этой противной школы, - шептал Дракончик. На улице нам будет лучше. Там солнышко и зелёная травка. Только мне нужна конфетка. Дай конфетку, Маша!
- У меня дома есть шоколадные, с орешками, – сказала Маша.
- Но я хочу такую, как дала Длинноволоска.
 
Не успела Маша оглянуться, как Дракончик понёс её к дому Длинноволоски. Маша постучалась в окошко. Она увидела злую старуху с клочьями седых волос на огромной голове.
 
- Дайте мне, пожалуйста, конфетку, - попросила Маша.
- Давай денег! – грубо ответила старуха.
- Но у меня нет денег, - заплакала Маша, - а Дракончик просит конфетку.
- Иди, неси деньги или вещи, тогда дам, - ответила старуха.
 
Дракончик начал учить Машу, как обманывать родителей и просить у них денег, как воровать из дома вещи. Каждый день Дракончик просил всё больше и больше конфеток, а злая старуха вымогала всё больше денег и вещей. Дракончик рос, полнел и скоро превратился в двуглавого Дракона.
 
Наступил день, когда в доме уже нечего было взять. Маша бредила, у неё был сильный жар. Мама склонилась над кроваткой дочери, чтобы дать ей лекарство и увидела, что из каждого уха девочки выглядывает уродливая драконья голова. Мама умоляла Дракона оставить её девочку в покое, но он был неумолим. Он прогнал маму, а сам стал терзать Машу. Голова её раскалывалась от боли, руки и ноги ломило. Маша кричала, звала маму. Она хотела избавиться от коварного Дракона, но не могла. В это время Машина мама шла по улице и горько плакала. В темноте она наткнулась на что-то тёплое. Это была птица, лапки её были связаны. Мама подняла птицу с земли, развязала лапки, обогрела.
 
- Спасибо тебе, добрая женщина! – сказала птица. Я знаю о твоём горе и помогу тебе. Возвращайся домой, и пока Дракон спит, укутай дочку потеплее и принеси на вершину того холма. Маша будет жить с птицами 30 дней и ещё 3 дня. Мы постараемся изгнать Дракона.
 
Мама сделала всё так, как сказала птица. Через 33 дня в доме раздался звонок. В дверях стояла Маша. Мама с дочерью крепко обнялись.
- Никогда я больше не буду верить коварному Дракону. У меня своя голова на плечах!
 
 
Беседа по содержанию:
1. Кто такой коварный Дракончик? Откуда он взялся? (он возник в голове Маши, после того, как она съела конфету)
2. Что он требовал от Маши? (всё больше и больше конфет)
3. А что это были за конфеты, что в них содержалось? (вредное вещество, которое вызывает привыкание)
4. Какие ошибки совершила Маша? (нельзя брать у незнакомых людей ничего, нельзя ходить с ними никуда без родителей)
5. Как нужно было поступить при встрече с длинноволосой красавицей? (надо было вежливо отказаться, сказав, что болят зубы, аллергия на конфеты)
6. Представьте, что вас приглашают покататься на машине, посмотреть котят и т.п. Как вы будете действовать в данной ситуации? (скажу, что спрошу у мамы, папы, который стоит неподалёку, смотрит из окна и т.п)
7. Кто спас Машу? С кем в реальной жизни можно отожествить птиц? (с докторами)
8. Какой урок даёт нам сказка? (не употреблять того, что дают незнакомые люди или знакомые ребята, не посоветовавшись с родителями, учителями).
 
Что такое наркотики, наркомания?
Кто такие наркоманы, наркоторговцы?
(смотрим определения в словаре)
 
Наркотик - Возбуждающее ядовитое вещество, употребляющееся как болеутоляющее или снотворное средство;
 
Наркоман – человек, страдающий наркоманией.
 
Наркомания – сильное, болезненное влечение к наркотикам.
 
Наркоторговцы – люди, которые продают наркотики.
 
Кого в сказке можно назвать наркоторговцем? (старуху)
 
Что употребляла Маша в виде конфеток? (наркотик)
 
Можно ли назвать Машу наркоманкой? Докажи свой ответ (да, потому что ей хотелось всё больше и больше, и она не смогла сама избавиться от этой болезни)
 
Как называется эта болезнь? (наркомания)
 
Чем опасны наркотики? (вызывают слабость, невозможно сосредоточиться на уроках, разъедают печень и другие органы, губят мозг. Наркотики заражают кровь, поэтому к ним быстро привыкают. Чтобы получить деньги на наркотики, приходится обманывать родителей, воровать, то есть нарушать закон, а за это могут посадить в тюрьму).Чтобы оставаться здоровым, весёлым, жизнерадостным, запомни и выполняй
 
 
3 простых правила:
1. Не пробуй того, чего не знаешь, или тебе запрещают.
2. Не ходи ни с кем в незнакомые места, даже если тебя зовут знакомые ребята.
3. Найди себе дело по душе и занимайся им в свободное время.
 
 
Девочка Маша выздоровела, рассказала ребятам в классе, что с ней произошло. Они решили рассказывать о страшной болезни другим детям: проводить акции «Спорт против наркотиков», рисовать плакаты и развешивать их в местах, где бывают дети.
 
Домашнее задание: нарисуйте рисунки на тему: «Школа без наркотиков».