Планировани Дополнительная образовательная программа Весь мир — театр


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЫСКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Название дополнительной образовательной программы:
«Весь мир – театр»
Возраст детей: 12-14лет
Срок реализации: 1 год

Автор программы:
Учитель русского языка и литературы Горячева Т.Б.












Г. Лысково
2015г
1 Пояснительная записка.
Ни для кого не секрет, что «театр начинается с вешалки». В нашей школе мы считаем необходимым преподавание основ театрального искусства. Обширная отечественная и зарубежная практика исследований убеждает, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем возрасте должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
В наши дни театр бережно сохраняет и развивает традиции русского национального театрального искусства. Родиной российского театра является город Ярославль. Именно в этом городе в 1750 году купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал первый театр.
Данная программа ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Исходя из этого, основными задачами курса являются:
развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
овладение навыками общения и коллективного творчества;
Основная цель заключается в следующем:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности в любой области.
Программа состоит из четырех разделов.
I раздел. « Основы театральной культуры» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, посещение театра.
II раздел. Зарождение театрального искусства. История образования театра (крепостной театр князя Шаховского, знаменитые актеры и актрисы).
III раздел. «Подготовка спектакля» - является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя работу с этюдами и постановку спектаклей.
Формы работы:
Теоретические занятия;
Посещение театров;
Постановка спектаклей.
Итогами реализации программы является участие в школьных и районных мероприятиях.

2. Учебно – тематический план.

Тема
Количество часов



Всего
теория
практика

1

Введение. Зарождение театрального искусства.


2


2





2



Театр города Ярославль как древнейший театр в России.

1



1







3


Ч°Театр в России. История образования. Крепостной театр Шаховского.
1
1


4 4




Общий обзор истории театров города Нижний Новгород.
1
1


5
Самый старый театр Нижнего Новгорода – нижегородский Академический театр драмы имени М. Горького.
2
2


6
Работа над сценической речью.
2
1
1

7
Работа над образом.
2
1
1

8
Постановка и репетиции спектакля по рассказу Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
20
2
18

9
Постановка и репетиции спектакля по басне И. С. Крылова Демьянова уха».
19
2
17

10
Постановка и репетиции спектакля по рассказу А. П. Чехова «Хирургия».
18
2
16

11
Посещение театра Драмы.





















Содержание разделов программы.
Тема № 1. Истоки театрального искусства, основатели, театральное искусство разных стран.
Тема № 2. Ярославль – первый город России, где зародилось театральное искусство.
Тема № 3. Основание князем Н. Г. Шаховским крепостного театра в Нижнем Новгороде. Первые постановки.
Тема № 4. Театр Драмы, театр Комедии, театр оперы и балета, ТЮЗ, Камерный театр, театр «Вера».
Тема № 5. История образования, здание театра, знаменитые постановки, известные артисты.
Тема № 6. Чтение по ролям, работа над скороговорками, декламирование стихов.
Тема № 7. Работа над речью, мимикой, жестами, костюмом.
Тема № 8. Разработка сценария, распределение ролей, работа над образами.
Тема № 9. Разработка сценария, распределение ролей, работа над образами.
Тема № 10. Разработка сценария, распределение ролей, работа над образами.
Тема № 11. Организация поездки в Нижегородский театр Драмы.



Методическое обеспечение программы.

Тема
Форма
Методы, приемы
Дидактические материалы, ТСО

1
Введение. Зарождение театрального искусства.
Лекция, беседа.
Словесный
Театральные буклеты.

2
Театр города Ярославль как древнейший театр в России.
Лекция, беседа.
Словесный, наглядный.
Театральные буклеты, выдержки из спектаклей.

3
Театр в России. История образования. Крепостной театр Шаховского.
Лекция, беседа.
Словесный, наглядный.
Сценарии пьес крепостного театра Шаховского.

4
Общий обзор истории театров города Нижний Новгород.
Лекция, беседа.
Словесный, наглядный.
Компьютер, мультимедиа.

5
Самый старый театр Нижнего Новгорода – нижегородский Академический театр драмы имени М. Горького.
Лекция, семинар.
Словесный, практический, наглядный.
Компьютер, мультимедиа, театральные буклеты.

6
Работа над сценической речью.
Семинар, практическая работа.
Словесный, практический.
Тексты скороговорок, пословиц, стихов.

7
Работа над образом.
Беседа, практическая работа.
Словесный, практический.
Компьютер, мультимедиа.

8
Постановка и репетиции спектакля по рассказу Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Беседа, практическая работа.
Словесный, практический.
Сценарий, видеофильм.

9
Постановка и репетиции спектакля по басне И. С. Крылова Демьянова уха».
Беседа, практическая работа.
Словесный, практический.
Сценарий, видеофильм.

10
Постановка и репетиции спектакля по рассказу А. П. Чехова «Хирургия».
Беседа, практическая работа.
Словесный, практический.
Сценарий, видеофильм.

11
Посещение театра Драмы.
Экскурсия.
Словесный, практический.


Используемая литература.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
Школа творчества: Авторская программа эстетического воспитания детей средствами театра – М.: ВЦХТ, 1998 – 139 с.
Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная пресса, 2003.- 144.
Кайнов Б. П., Жучков В. И. Нижегородский Государственный Академический театр Драмы имени М. Горького. Театральный журнал. Н. Новгород, 2000.










15