Технологическая карта по уроку внеклассного чтения Сказка-ложь, да в ней намек… (1 класс)

Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «Сказка – ложь, да в ней намёк»
Класс: 1 В
Тип урока: урок внеклассного чтения
Ф.И.О. учителя: Волкова Светлана Витальевна
Цель: формирование у обучающихся мотива чтения, развитие устойчивого интереса к чтению, вооружение учащихся необходимыми знаниями и навыками для осознанного выбора книги и усвоения её содержания.
Задачи:
создать условия для развития и совершенствования представлений о сказках;
воспитывать у обучающихся бережному отношению к родителям, старшему поколению;
развивать умение анализировать качества, проявленные персонажами сказки;
развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
воспитывать у обучающихся чувство доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Оборудование: выставка книг со сказками, презентация к уроку, конверты с заданиями (на каждую команду), песня «В гостях у сказки», листочки с высказыванием А.С. Пушкина (на каждого ученика), по 4 листочка с текстом сказки «Три сестры» (на каждого ученика), плакаты с 3 сказочными героями для рефлексии (Буратино, Почтальон Печкин, Царевна-Несмеяна).
Организация пространства в классе: дети сидят по командам (4 человека в команде), 7 команд (7 столов).

Этапы и ход урока
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

Организационный момент:
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Книга – верный друг детей
С ней живется веселей!
Готовятся к уроку, настраиваются на работу на уроке.


- планирование учебного сотрудничества с учителем (К)

Самоопределение темы
Предлагаю вам в группе отгадать название произведения. Каждой команде – своя загадка (карточки). Прошу участников №1 открыть конверт и прочитать загадку для команды. Ответ обсудите в команде (на обсуждение – 30 с.).























А теперь прошу огласить ответы.
Молодцы, ребята. А теперь скажите, что объединяет все эти произведения?
Правильно. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем уроке? (О сказках)

Работа в группах
Разгадывают загадки-карточки:
Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах, В ярко-красных сапогах.( Кот в сапогах).
Из муки он был печен.
На сметане был мешен
На окошке он студился
По дорожке он катился (Колобок)
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота.(Доктор Айболит)
Был он сделан из полена, И в каморке с папой жил. А вот нос его, наверно, Самым длинным в мире был.(Буратино)
В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом.(Теремок)
В сказке лисонька плутовка Обманула зайку ловко, Из избушки выгнав прочь. Плакал зайка день и ночь. Но в беде ему помог Один смелый петушок.(Зайкина избушка)
Он моторчиком жужжит И над улицей кружит. Он летит всё выше, выше, У него есть дом на крыше.(Карлсон)


Все они – сказки

Формулируют тему урока: - О сказках
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)
- умение сотрудничать в модели ученик-ученик (К)
- умение вежливо общаться (К)
- подведение под понятие (П)
- самоопределение (Л)
- смыслообразование (Л)
- планирование своих действий (Р)
- принятие и сохранение учебной задачи (Р)












Работа по новой теме
Верно, ребята, сегодня мы говорим о сказках. Ребята, а вы любите сказки?
- А.С. Пушкину принадлежат слова: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!» Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Ответы детей)
Для более точного определения смысла этого предложения прошу выделить в этом предложении ключевые слова (у каждого на парте это высказывание на листочке), подчеркните их в своих листочках. (1 мин.)
А теперь назовите, какие ключевые слова вы выделили и докажите, почему они являются ключевыми.
- Предлагаю прочесть следующий текст (СЛАЙД) шепотом, хором.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери к нам стучится.
Скажем гостье: «Заходи!»
Выходит девочка-Сказка:
Здравствуйте, ребята! Не меня ли вы зовете?
Здравствуй, Сказка! Мы пригласили тебя в гости, чтобы узнать новую сказку и новое о сказках.
Девочка-Сказка: - Что ж, но для начала вам, ребята надо выполнить задания. Выполните их верно – получите новую сказку.
Ребята, справимся с заданиями Сказки?
Девочка-Сказка: - Для начала предлагаю вам рассказать о своих любимых сказка друг другу так, чтобы вашему товарищу тоже захотелось прочесть именно эту сказку. А потом проверим, как вы умеете слушать и запоминать рассказанные вам сказки.
Ребята, предлагаю сделать это, двигаясь под музыку. Как только музыка остановится – слушаем задание:
Звучит музыка («В гостях у сказки»)
Выберите ближайшую пару. Первым будет рассказывать тот, кто ниже ростом. Помните, вы должны внимательно слушать и запомнить, о какой сказке рассказывает вам ваш партнер. Каждому на рассказ - по 30 с. (ТАЙМЕР). Время пошло.
Поблагодарите друг друга за интересную информацию.
Двигаемся дальше. Танцуем под музыку. Стоп. Выбираем ближайшую пару. И теперь первым будет говорить тот, у кого глаза светлее. Внимание: теперь вы должны сначала рассказать об услышанной сказке, а потом поведать о своей. Каждому на рассказ - по 40 с. (ТАЙМЕР). Начали.
Время вышло. Поблагодарите своих партнеров и сядьте на свои места.
А теперь прошу ответить вас, о каких новых сказках вы узнали от своих собеседников?
Поднимите руки те, кто хочет прочитать те сказки, о которых вам рассказали!
Девочка-Сказка: - Молодцы, ребята! Прекрасно справились с заданиями! Я рада познакомить вас с новой сказкой – татарской народной сказкой, которая называется «Три сестры» (показывает книгу «Татарские сказки»).
Ребята, возьмите листочки №1.
(чтение девочки-Сказки) Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трёх своих дочерей. И выросли три дочери быстрые, как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.
Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку.
- Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.
Прибежала белочка к старшей дочери и рассказала ей о просьбе матери.
Девочка-Сказка: - Как вы думаете, что ответила старшая дочь?
Ребята, предлагаю вам обсудить это в паре с партнером по плечу по очереди. Подумали (30с.) Приступаем к ответам – на ответ отводится 30 с. (ТАЙМЕР)
Ребята, кто хочет ответить?
Я приглашаю Сказку присесть отдохнуть. А мы продолжим читать. Возьмите листочек под №2.
(чтение учителя) - Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. - Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.
- Почистить два таза? - рассердилась белочка. - Так будь же ты с ними вовек неразлучна!
И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.
Постучалась белочка ко второй дочери.
Как вы думаете, что ответила средняя дочь? (Ответы-предположения детей) Ребята, предлагаю вам обсудить это в паре с партнером по лицу по очереди. Подумали (30с.) Приступаем к ответам – на ответ отводится 30 с. (ТАЙМЕР)
Кто хочет озвучить свой ответ?
Продолжаем дальше. Возьмите листочек под №3.
(чтение хорошо читающего ученика) - Ой, - отвечала та. - Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята: надо мне к ярмарке холста
· наткать.
- Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь! - сказала белочка. И вторая дочь превратилась в паука.
А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней.
Как вы думаете, что ответила младшая дочь? (Ответы-предположения детей) Ребята, предлагаю вам обсудить это в группе, начиная с участника №1 по очереди.
Кто хочет поделиться своими мыслями?
Продолжаем дальше. Возьмите листочек под №4.
(чтение учителя) Дочь не сказала ни слова, даже не обтерла рук, побежала к своей матери.
- Приноси же ты всегда людям радость, моё дорогое дитя, - сказала ей белочка, - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.
И правда, третья дочь жила много лет, и все её любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчёлку.
Всё лето день-деньской собирает пчёлка мёд людям А зимою, когда всё вокруг гибнет от холода, пчёлка спит в тёплом улье, а проснётся - ест только мёд и сахар.
Ребята, понравилась вам татарская народная сказка «Три сестры»?
Кто воспитывал сестер? Трудно ли было матери?
(СЛАЙД) На экране написаны качества, которые проявились у героинь нашей сказки: прочитайте их


Какие из этих качеств проявила старшая дочь?


Прочитайте ответ старшей дочери.
Какие из этих качеств проявила средняя дочь?

Прочитайте ответ средней дочери.
Какие из этих качеств проявила младшая дочь?

Прочитайте, что сделала младшая дочь, когда узнала о болезни матери.
Как были вознаграждены сестры за свои действия? Прочитайте
Ребята, а как вы заботитесь о своих родителях, бабушках и дедушках? (Ответы детей)
Спасибо тебе, Сказка, за такую мудрую татарскую сказку!


- Да!
Фронтальная работа
Ответы детей: -....

Индивидуальная работа


Ответы детей: - Потому что ложь – это неправда, вымысел, намек – это догадка, а урок – это мудрость, чему учит сказка. Чтение детьми: индивидуально, хором




















- Да!



МИКС-ПЭА-ШЭА Работа в парах

Двигаются под музыку
Находят пару
Рассказывают друг другу о сказках



Благодарят друг друга
Двигаются под музыку
Находят пару
Рассказывают друг другу о сказках



Благодарят друг друга
Садятся на места.

Ответы детей

Поднимают руки




Восприятие сказки, чтение детьми (жужжащее чтение, вслух)









ЗУМ_ИН

ТАЙМ-ПЭА-ШЭА Работа в группах: Ответы-предположения детей













ТАЙМ-ПЭА-ШЭА Работа в группах: Ответы-предположения детей








РАУНД РОБИН Работа в группах:
Ответы-предположения детей
















Ответы детей

Читают со слайда: равнодушие, сочувствие, неуважение к матери, внимание, доброта, забота только о себе, любовь
Старшая сестра проявила равнодушие, неуважение к матери, заботу только о себе.
Чтение детьми вслух (выборочное)
Средняя сестра проявила равнодушие, неуважение к матери, заботу только о себе.
Чтение детьми вслух (выборочное)
Младшая сестра проявила сочувствие, внимание, доброту, любовь.
Чтение детьми вслух (выборочное)

Ответы детей. Выборочное чтение
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)
- подведение под понятие (П)
- анализ и объяснение понятий (П)
- сравнение понятий (П)
- формулировка выводов на основе анализа объектов (П)
- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- аргументация своего мнения (К)
- смыслообразование (Л)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П)
- подведение под понятие (П)
- анализ и объяснение понятий (П)
- сравнение понятий (П)
- формулировка выводов на основе анализа объектов (П)
- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- аргументация своего мнения (К)
- смыслообразование (Л)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- извлечение необходимой информации из текстов (П)
- формулировка выводов на основе анализа (П)
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)


Физминутка
Песня «В гостях у сказки»
Девочка-Сказка: - Я хочу узнать, насколько хорошо вы знаете сказки. Задание следующее: нужно двигаться под музыку. Когда музыка остановится, нужно будет объединиться по столько человек, сколько будет в заданиях. Прошу всех встать. (звучит музыка)
Сколько козлят съел волк в одной сказке? (6 съел, а 1 спрятался)
Сколько человек тянуло репку? (3 – дед, бабка и внучка, остальные – не относятся к человеку)
Во сколько часов волшебство для Золушки теряет силу? (12)
От скольки героев удалось уйти Колобку? (5 – дед, бабка, заяц, волк, медведь)
Сколько звуков в названии зверька, который звал дочерей на помощь матери. (5 – белка)

ФИКС-Микс-Групп
Работа в группах



- самоопределение (Л)
- адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач (К)
- осознание ответственности за общее дело (Л)

Закрепление
Возвращаясь к нашему высказыванию (СЛАЙД: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!»), скажите, что из этого высказывания относится к сказке «Три сестры»?
Вопросы-помощники:
Какой урок, какую мудрость несет эта сказка? Несет ли какой-то урок эта сказка?
Ребята, обратите внимание на интересную выставку книг с различными сказками. Можете ознакомиться с ними и выбрать для чтения наиболее понравившиеся.


Ответы детей: - Урок-мудрость – эта сказка учит бережно относиться к своим родителям, заботиться о них.
- генерирование идей и обобщение информации (П)
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
- определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил, формулировка выводов (Л)
- осуществление синтеза, составление целого из частей (П)
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

Подведение итогов
Ребята, предлагаю подвести итог данному уроку и сделать комплимент сказке. Что такое комплимент?
Подумайте, какой комплимент вы можете сделать сказке. Можно начать с таких слов «Сказка, ты .!» (СЛАЙД) Конечно, другие варианты тоже уместны и очень приветствуются.
Сказка, прошу выйти и послушать комплименты сказке!(выход девочки-Сказки)


Комплимент – это похвала кому-то, любезные слова
Используют клише для рефлексии.


Ответы детей
- самоопределение (Л)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К)

Рефлексия
А теперь оцените свою работу и свой настрой на уроке. Те, кто доволен своей работой на уроке, – подойдут к плакату с героем Буратино, который, преодолев трудные испытания, разгадал-таки тайну старинного очага.
Те, у кого остались какие-то вопросы, – подойдут к плакату «Почтальон Печкин»
А те, кто по какой-то причине недовольны своей работой на уроке, – пройдут к плакату «Царевна-Несмеяна»

Оценивают свою работу.

- самоопределение (Л)
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р)
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
- формулировка выводов с пониманием моральных норм и этических требований (Л)
- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей (Р)



‡ђ Заголовок 115