Урок литературного чтения в 4 классе по теме А.П. Чехов. Ванька.


Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема: А.П. Чехов. Ванька.
Цель: продолжить изучение произведений о трудной жизни детей конца 19, начала 20 в.;
Задачи: учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; развивать устную речь, внимание; учить наблюдать за словом автора, авторской позицией, воспитывать нравственные качества, культуру общения.
УУД:
Личностные: понимание чувств других людей и сопереживание им; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людейПознавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию;
Ход урока
Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Самоопределение к деятельности
Психологический настрой на урок
Учитель:
Всем, всем - добрый день! Прочь с дороги, злая лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться
- Начинаем урок литературного чтения. Настраиваются на урок.
АОЗ. Фиксация затруднения в деятельности.
Учитель: Ребята, над каким произведением мы работали на прошлом уроке? (“Ванька”)
- Назовите автора. (Автор произведения Антон Павлович Чехов) (выводит на доску тему)
- Все ли мы с вами разобрали или у нас остались вопросы по произведению? (Не все, остались вопросы)
- Что мы будем делать сегодня на уроке? Отвечают на поставленные вопросы.
Сегодня мы продолжим работу над рассказом Чехова “Ванька”.
Целеполагание.
Построения проекта выхода из затруднения в деятельности
Главный герой произведения - Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеру, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту. Отвечают на поставленные вопросы, рассуждают.
Поиск информации в тексте учебника (стр.152, с.158.)
И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героя рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.
Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет...
Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).
- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.
- В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).
- Какие слова нам это передают? (“...он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ ... прерывисто вздохнул”).
- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).
- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Процитируйте нужные строки.
- Как выглядит дедушка, опишите его.
“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.
- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? (счастливой, веселой, свободной)
- Найдите и прочитайте описание ночной деревни.
- Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.
- Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника? Как называется такой прием? Такой прием называется контраст.
- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой?
- Какое настроение передает этот отрывок?
- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?
- Похожа она на городских хозяев Ваньки?
- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?
- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?
- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?
(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.
Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.
- За что была выволочка Ваньке?
- Как кормят Ваньку?
- Спит ли Ванька ночью?
- Как к нему относятся подмастерья?
(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)
- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.
- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)
- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило? Заранее подготовленные учащиеся читают письмо Ваньки.
Физкультминутка “Дружба” (Презентация 2)
Характеристика главного персонажа.
- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.
- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? (Да, “милый дедушка”, “поздравляю Вас”)
- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.
- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?
- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?
- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.
- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)
- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке?
- А какие у мальчиков одинаковые проблемы? Составляют словесный портрет Ваньки.
Поход в Музейный Дом
Музейный дом. Работа над репродукцией.
- Только ли словами, поступками можно выразить своё отношение к окружающему? (нет, свое отношение к окружающему миру, можно выразить с помощью творчества)
Н. Богданов-Бельский “Дети за пианино”.
- Что узнали? (аббревиатура говорит, где находится картина, написана в 1918 году)
Дети находятся в собственном или в чужом доме? Рассмотрите как дети одеты и обуты, а затем рассмотрите мебель и посуду в корзине.
(В коробе дорогая фарфоровая сухарница с резным орнаментом, золоченые подсвечники)
- Какой приём использует художник, изображая детей среди этих вещей?
(контраст)
Посмотри, чем заинтересовался самый младший из детей?
- Что объединяет эту картину с рассказом “Ванька”? (тема)  
Включение в систему знаний.
Составление синквейна – стихотворной формы из 5 строк
А сейчас подведем итог, составим синквейн.
1 существительное (тема)
2 прилагательных
3 глагола
Предложение, фраза
Слово - синоним
- Вижу, вас тронула тема детства в России более 100 лет назад. Выставка рисунков.
- Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира. Работа в парах.
Рефлексия
- Ваши впечатления о прочитанном произведении.
- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?
- Какое чувство ты испытывал, когда читал рассказ?
-Оцените свою работу на уроке.
Работа с выставкой книг.
Не только А.Чехов и Л.Андреев писали о тяжелой судьбе детей, писали другие писатели и поэты. Посмотрите на книги. Говорящие названия произведений расскажут о тяжелой судьбе ваших ровесников. (Учитель подбирает книги по теме)
Выставление и комментирование отметок:5,5,5,5,5,4,4,3,3. Самооценка деятельности на уроке;
фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Домашнее задание:
Уровневая дифференциация.
- Вы хотели бы изменить судьбу Ваньки?
Придумайте продолжение рассказа.
Описание Москвы наизусть.