Технологическая карта урока физики в 7 классе по теме Атмосферное давление. Вес воздуха.

Технологическая карта урока

Предмет ____физика________________________________________________ Класс __7_______________________
Базовый учебник _Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008
Тема урока ___ Атмосферное давление. Вес воздуха._____________________________
Цель урока _сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы.
Задачи урока: __из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха; развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом.___________________________________________________
Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний ____________________________________
Необходимое оборудование ______________________________________________________________________





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Организационный момент.


Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Что мы изучали на прошлых нескольких уроках?
Зачем нам надо знать о давлении в разных средах?

Сегодня мы продолжим работу по изучению давления.
Включаются в деловой ритм урока.


Изучали давление твердых тел, жидкостей и газов.
Чтобы использовать в повседневной жизни и т.д.
Личностные: самоопределение.

Регулятивные: инициативность, управление своей деятельностью.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Актуализация знаний.


Повторим пройденный материал: Разгадаем кроссворд-наоборот и получим ключевое слово сегодняшнего урока. Для этого сформулируйте определение, или закон, или объясните назначение предметов и др., при этом вставляя пропущенные буквы.
Кто знает, что такое атмосфера?
Разгадывают: называют, объясняют, формулируют. Получают ключевое слово «Атмосфера».



Воздушная оболочка Земли.
Коммуникативные: умение кратко и точно отвечать на вопросы.
Познавательные: логические- составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

3.Целеполагание


Воздух нам кажется не только невидимым, но и «невесомым».
Давайте исследуем, имеет ли воздух массу?
Демонстрация:
Выкачаем воздух из стеклянного шара, уравновесим его на весах. Откроем кран, чтобы впустить воздух в шар. Что вы заметили? Какой вывод вы можете сделать?
Установлено, что масса 1 м3 воздуха равна 1,29 кг. Несложно рассчитать вес этой массы воздуха
Получаем, что вес 1 м3 воздуха равен приблизительно 13 Н. Запишем это в тетрадь.
Примеры: Какие массы воздуха встречаются в нашей жизни?

Проблема:
Как вы думаете, атмосфера действует своим весом на поверхность Земли и тела на Земле.
Ребята, скажите, вы как-то ощущаете на себе действие атмосферы. Вам тяжело?
Нет? Так существует ли оно?
Обратимся к опыту: «наказанное любопытство». Прошу выйти одного ученика к доске.
Прошу открыть крышку с пластиковой бутылки, наполненной водой.
Что наблюдаете? (При открывании крышки из дна бутылки под действием атмосферного давления стала вытекать вода)
Почему это произошло?
Объясняя подобные явления, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления, которое и является темой нашего урока. Мы показали ранее, что воздух имеет вес, значит, он оказывает давление.
Запишем тему урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Какова цель нашего урока?






Наблюдают.



Ответ: Равновесие нарушилось.
Делают вывод:
Воздух обладает массой.





Записывают в тетрадь:
Р=mg, Р= 1,29 кг* 9,8 Н/кг= 13Н.

Знакомятся с примерами.



Делают предположения о действии атмосферы на поверхность Земли.


Высказывают свои ощущения: Нет.









Один ученик выходит к доске.


Выполняет просьбу.

Отвечают: Когда стали открывать крышку, то из дна бутылки потекла вода.



Высказывают свои мысли: воздух давит на поверхность воды в бутылке при впускании его под крышку.



Записывают тему урока в тетрадь.
Формулируют цель урока: мы будем изучать атмосферное давление и доказывать его существование.
Личностные: убежденность в возможности познания природы.

Регулятивные: целеполагание, управление своей деятельностью.

Коммуникативные: умение сотрудничать, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - подведение под понятие, выведение следствий, выявление проблемы, причинно-следственных связей, приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации.

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала




















5. Динамическая пауза
Ребята, если мы хорошо поработаем на уроке, то сможем ответить на вопросы относительно существования и применения атмосферного давления.
Попробуем дать объяснение и определение атмосферного давления
Что такое атмосферное давление?


Почему возникает атмосферное давление?

Докажем существование атмосферного давления на опытах.
Демонстрация: В сосуд с водой опустим трубку, в которую вставлен поршень. Если поднимать поршень, то за ним будет подниматься и вода.
Почему это происходит?

Как еще можно доказать присутствие атмосферного давления, вы выясните, проделав несколько совсем несложных упражнений.


Ребята, сядьте прямо, расслабьте плечевой пояс и сделайте 4-5 глубоких вдохов-выдохов. И ответьте на вопрос: почему воздух поступает в легкие?
Молодцы!
Атмосферное давление играет значительную роль в нашей жизни. Будьте наблюдательны и вы увидите, как часто атмосферное давление проявляется и используется на практике.
Ответ: Давление воздушной оболочки на Землю и тела на ней.
Ответ: Атмосфера оказывает давление, так как верхние слои воздуха давят на нижние и сжимают их.




Наблюдают за опытом.


Пробуют объяснить происходящее: при подъёме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.












Отвечают: Грудная клетка расширяется, объем становиться больше. А давление в легких – меньше и туда поступает воздух из атмосферы.
Личностные: убежденность в возможности познания природы.

Коммуникативные: взаимосотрудничество, развитие монологической и диалогической речи, умение выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника.

Познавательные: умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, управление своей деятельностью.

6. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач
А теперь объединитесь в группы (по 2-3 чел.) и вместе продолжите доказывать присутствие атмосферного давления, выполняя задания: Карточка:
1.стр.99 учебника, з.№3 (автоматическая поилка для птиц).
(Используйте шприц для откачивания воды из миски.) Почему жидкость поднимается вверх, когда ее втягивают через соломинку?
2. стр. 98 учебника, упр.17 (2). Всем вам, наверное, приходилось иметь дело с пипеткой. Покажите, как набирают с ее помощью жидкость, и объясните её принцип действия. Проделайте аналогичный опыт с резиновой грушей и медицинским шприцем.
3.Мухи обладают удивительной способностью подниматься вертикально по гладкому оконному стеклу и свободно разгуливать по потолку. Как это им удается? Все это им доступно благодаря крошечным присоскам, которыми снабжены мушиные лапки. Такими присосками обладают не только мухи, но и даже сравнительно крупные животные, такие, как древесные лягушки. Они могут держаться на оконном стекле благодаря присоскам на лапках. Как же действуют эти присоски? Проведите опыт с присоской. (В присосках создается разреженное воздушное пространство, и атмосферное давление удерживает присоску у той поверхности, к которой она «прилипла».)
Молодцы, ребята, вы хорошо поработали. А теперь настало время узнать, почему же мы не ощущаем атмосферного давления. (опыт с воронкой, поверхность которой затянута пленкой) (объяснение того, почему атмосферное давление не ощущается человеком).
Ребята объединяются в группы, выполняют задания, делают предположения и обосновывают свои ответы.

Ответ: При втягивании воды грудная клетка расширяется, и в полости рта создается разреженное пространство. На поверхность же воды действует атмосферное давление; разность давлений заставляет воду подниматься по соломинке или выливаться из поилки в миску.






















Обращают внимание на информацию
Личностные: оценивание усваеваемого содержания.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка, коррекция.

Познавательные: умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выбор наиболее эффективных способов выполнения заданий, решения проблемы, приобретение опыта по
получению, преобразованию
и применению нового знания

Коммуникативные: умение работать в группе, управление своим поведением и поведением партнеров в группе, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

7.Подведение итога урока.


Подведем итоги урока. Для этого в предложения вставьте пропущенные слова:
1. Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют (атмосферой).
2. Воздух имеет (вес) и давит на (земную поверхность) и на (все тела), находящиеся на ней.
Ребята, получите в подарок сок с трубочкой и ответьте, что вам поможет его выпить.


Отвечают, вставляют пропущенные слова.







Ответ: атмосферное давление.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8. Информация о домашнем задании.


§40, 41, упр.18 (1,2), ответьте на вопросы.
Дома вы узнаете, почему существует воздушная оболочка Земли, прочитав §41.
Желающие могут приготовить доклад или опыт о проявлении атмосферного давления.
Записывают в дневники д/з
Регулятивные: планирование, прогнозирование.

9. Рефлексия.


Что вам понравилось на уроке?
Предлагаются варианты ответов:

Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Я научился
Меня удивило
Мне захотелось

Молодцы!
СПАСИБО за урок.
Выполняют желаемые действия.
Познавательные: рефлексия.












Анализ урока
Целью урока физики в 7 классе «Атмосферное давление. Вес воздуха.» является: сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть его природу, ознакомить школьников с явлениями, вызванными действием атмосферы. Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний. Его результативность заключается в воспроизведении физических понятий, решении задач по теме урока. Дидактические задачи урока: из курса географии вспомнить общие понятия атмосферы и атмосферного давления; рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие; обосновать существование веса воздуха; развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать и систематизировать предлагаемую информацию, давать полный развёрнутый ответ; создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; показать взаимосвязь атмосферного давления со здоровьем и жизнедеятельностью человека; формировать умение работать в парах, включаться в диалог друг с другом - соответствуют отобранному содержанию. Основное содержание урока полностью соответствует содержанию программы и учебника. В основу урока положен деятельностный метод: открытие детьми новых знаний в процессе наблюдения. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость. На уроке используются следующие формы обучения - групповая, фронтальная и работа в парах. Фронтальная работа позволяет учителю вносить корректировать ответы детей. Использование данных форм способствуют решению основной дидактической задачи урока и достичь поставленной цели урока.
Опыты, задания, предлагаемые ученикам для выполнения построены от простого к сложному, с опорой на жизненный опыт. Урок позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные на каждом этапе урока. Например, задание для групповой работы обучающихся сформулировано таким образом, что ведет к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения и т.д. Структура урока физики полностью соответствует основной дидактической задаче.


15